Раздел II. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ




Тема 1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире.

1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

3. Основные проблемы философии науки. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.

4. Феномен паранауки, условия ее возникновения и становления. Эзотеризм и девиантная наука.

5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности.

Темы для рефератов и дискуссий

1. Проблемы взаимосвязи философской, естественно-научной и частнонаучной методологии в современном научном познании.

2. Социокультурная детерминация и ценностные ориентации современной науки.

3. Историческое развитие, основные идеи и программные функции философии науки.

4. Вненаучное знание и паранаука в жизни общества.

5. Роль науки в социализации личности.

 

Литература

 

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. – М., 1990.

3. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974.

4. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. – М., 1995.

5. Наука в культуре. – М., 1966.

6. Наука о науке. – М., 1966.

7. Научная деятельность: структура и институты: Сб. переводов. – М., 1980.

8. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

9. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. – М., 1973.

10. Социокультурный контекст науки. – М., 1998.

11. Филатов В. П. Наука и мир человека. – М., 1990.

12. Хайтун С. Д. Наукометрия: состояние и перспективы. – М., 1983.

13. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

 

 

Тема 2. Наука в ее историческом развитии.

1. Проблема начала науки. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций.

2. Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

3. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

4. Неклассическая и постнеклассическая наука. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки.

5. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.

6. Наука и типы цивилизационного развития. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

 

Темы для рефератов и дискуссий

 

1. Объективные предпосылки и причины смены типов научной рациональности и их взаимосвязь в современной науке.

2. Роль науки в период перехода от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу.

3. Глобальные проблемы и социокультурный выбор в развитии науки.

 

Литература

 

1. Античная наука. – М., 1980.

2. В поисках теории развития науки: Очерки западноевропейской и американской концепций ХХ века. – М, 1982.

3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. – М., 2000.

4. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. – М., 1991.

5. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

6. Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

7. Наука в зеркале философии XX в. – М., 1992.

8. Наука: возможность и границы. – М., 2003.

9. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.

10. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

11. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. – М., 1995.

12. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность: Очерки о научной рациональности. – М., 1999.

13. Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002.

14. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001.

15. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.

16. Современная философии науки: Хрестоматия. – М., 1996.

17. Стеклова И. В. Наука среди форм познания // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №1.

18. Философия и методология науки. – М., 1993.

19. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы. – М., 1997.

20. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. – М., 2000.

21. Эпистемология и постнеклассическая наука. – М., 1992.

 

Тема 3. Структура и динамика научного познания

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Структура эмпирического исследования, эмпирический базис научной дисциплины, научный факт и специфика эмпирических обобщений и закономерностей.

2. Проблема и гипотеза. Понятие научной теории. Абстрактные, «идеальные» объекты и типы теорий. Функции научной теории.

3. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира, идеалы и нормы науки. Понятие стиля научного мышления. Философские основания науки.

4. Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса и его системный характер.

5. Природа и типы научных революций. Особенности современных стратегий развития научного знания.

6. Единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

 

Темы для рефератов и дискуссий

 

1. Проблема единства эмпирического и теоретического в истории науки и в современном научном познании.

2. Специфика объектов науки, типы научных теорий и их единство.

3. Методологическая культура и стиль мышления ученого.

4. Закономерности развития научного познания и проблемы обнаружения наиболее эвристичных областей науки.

Литература

1. Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы. – Мн., 1983.

2. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. – М., 1985.

3. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. – М., 2002.

4. Зеленков А. И., Новиков В. Т., Карако П. С. Философия и методология гуманитарного и естественно-научного познания. – Мн., 1999.

5. Идеалы и нормы научного исследования. – Мн., 1998.

6. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

7. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

8. Мамчур Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

9. Меркулов И. П. Метод гипотез в истории научного познания. – М., 1984.

10. Научные революции в динамике культуры. – Мн., 1987.

11. Никифоров А. Л. Научный факт и научная теория // Творческая природа научного познания. – М., 1984.

12. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

13. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994

14. Степин В. С. Теоретическое знание. – М., 2000.

15. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М., 1978.

16. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991.

17. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

18. Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988.


Тема 4. Методологический инструментарий современной науки

1. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки, общенаучная и частнонаучная методология познания. Методика и техника научного исследования.

2. Системный подход и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.

3. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода. Методы эмпирического и теоретического исследования.

4. Обоснование результатов исследования и его виды (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.). Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).

5. Язык науки. Роль определений в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.

6. Информационные технологии в современном научном познании. Множественность методологических стратегий и методологических новаций.

7. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие – источник развития научного знания.

8. Методологическая роль категорий общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического.

 

Темы для рефератов и дискуссий

1. Структура методологии науки в методике конкретного научного исследования.

2. Проблемы и сфера применения нелинейной методологии в современном естествознании и технических науках.

3. Особенности взаимодействия субъекта и объекта познания в современной науке.

4. Эвристическая роль принципа разнообразия методологических стратегий в научных исследованиях.

5. Причины, тенденции (формы) технологизации современных научных исследований и проблемы формирования языка науки.

6. Принципы диалектической логики в научном мышлении и осуществлении научных исследований.

 

Литература

1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.

2. Быков В. В. Научный эксперимент. – М., 1989.

3. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М., 1988.

4. Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Киев, 1990; Мн., 1993.

5. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.

6. Кочергин А. Н. Методы и формы научного познания. – М., 1990.

7. Лукашевич В. К. Анатомия научного метода. – Мн., 1999.

8. Нелинейная динамика и постнеклассическая наука. – М., 2003.

9. Никитин Е. П. Открытие и обоснование. – М., 1988.

10. Овчинников Н. Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 2003.

11. Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004.

12. Рузавин Г. И. Методы научного познания. – М., 1974.

13. Рузавин Г. И. Системный подход и единство научного знания // Единство научного знания. – М., 1988.

14. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.

15. Сачков Ю. В. Научный метод: вопросы и развитие. – М., 2003.

16. Степин В. С. Теоретическое знание. – М., 2000.

17. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и в искусстве. – М., 2002.

18. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1997.

 

Тема 5. Наука как социальный институт

1. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

2. Специфика, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука и образование. Школы в науке. Наука в культуре Беларуси.

3. Понятие научного сообщества, его стратификационная структура и проблема «научной демократии». Научная иерархия и феномен элиты в науке. Изменение статуса ученого в современном обществе.

4. Специфика и формы научной коммуникации. Проблема диалога, полемика и дискуссия в научном сообществе. Культура ведения научной дискуссии, аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Конкуренция и конфликты в науке и пути их разрешения.

5. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные.

 

Темы для рефератов и дискуссий

1. Стратегия научных исследований: проблемы взаимосвязи фундаментальной, прикладной науки и их социокультурная детерминация.

2. Социальный заказ в науке и предметная обусловленность научного творчества.

3. Единство науки и образования в формировании интеллектуального потенциала в Республике Беларусь.

4. Проблема авторитета в науке. Школы и коммуникации в развитии и повышении эффективности научных исследований.

5. Научная революция как смена оснований науки и проблемы исторической преемственности в науке и образовании.

 

Литература

1. Берков В. Ф., Яскевич Я. С. Культура диалога. – Мн., 2002.

2. Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

3. Коммуникация в современной науке. – М., 1976.

4. Мирская Е. З. Социология науки в 80-е гг. // Социальная динамика науки. – М., 1996.

5. Наука и власть. – М., 1990.

6. Научная деятельность: структура и институты: Сб. переводов. – М., 1980.

7. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. – М., 1973.

8. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. – М., 1966.

9. Хайтун С. Д. Наукометрия: состояние и перспективы. – М., 1983.

10. Школы в науке. – М., 1977.

11. Яковлев В. А. Инновация в науке. – М., 1997.

 

Тема 6. Наука в системе социальных ценностей

 

1. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

2. Социальные ценности и нормы научного этоса. Амбивалентность научного сознания. Проблемы мотивации и признания в науке.

3. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и социальный контроль над ней.

4. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

 

Темы для рефератов и дискуссий

1. Проблемы ценностных ориентаций и обеспечения производства объективных знаний в научном сообществе.

2. Многообразие познавательных практик и проблема границ науки и научного знания.

3. Мировоззрение, методологическая культура ученого и этические нормы регуляции его научной деятельности.

4. Социальные последствия научной деятельности и противоречивость формирования образа науки в общественном сознании.

Литература

1. Агацци Э. Моральные измерения науки и техники. – М., 1998.

2. Границы науки. – М., 2000.

3. Лазар М. Г. Этика науки. – Л., 1985.

4. Мертон Р. Амбивалентность ученого. – М., 1965.

5. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.

6. Наука и ценности. – Новосибирск, 1987.

7. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. – СПб., 1999.

8. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. – М., 1986.

9. Юдин Б. Г. О возможности этического измерения науки // Человек. – 2000. – № 5.

10. Яковлев В. А. Бинарность ценностных ориентаций науки //Вопросы философии. – 2001. – № 12.

11. Яскевич Я. С., Кузнецова Л. Ф., Барковская А. В. Современная наука: ценностные ориентиры. – Мн., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: