Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания(3 часа)




1. Специфика естественнонаучного познания. Типология системных объектов естествознания. Особенности объекта, метода, познавательных средств, языка естественнонаучного познания и техники.

2. Становление классического естествознания и роль физики в структуре естественнонаучного знания. Общенаучный статус механистической картины мира.

3. Возникновение дисциплинарного естествознания. Взаимосвязь физики, химии, биологии и проблема единства научного знания. Взаимодействие естественных и технических наук.

4. Революционные изменения в физике конца XIX – первой половины ХХ в. и формирование неклассического естествознания. Философское значение специальной и общей теории относительности, квантовой механики, космологии, генетической революции, синтетической теории эволюции, кибернетики и общей теории систем. Методологическая роль деятельностного подхода.

5. Постнеклассическое естествознание, его объекты, предмет и особенности методологии. Междисциплинарный статус синергетики.

6. Феномен экологизации науки. Гуманитарная и этическая экспертиза научных проектов. Аксиологическая ориентированность современного естественно-научного познания.

 

 

Темы для рефератов и дискуссий.

 

1. Основные черты дисциплинарного естествознания, современные условия и направления формирования научных дисциплин.

2. Методологические и социокультурные основания формирования единства гуманитарных, естественных и технических наук.

3. Методологические, гносеологические и онтологические новации постнеклассического гуманитарного знания.

4. Основные параметры и проблемы социальной экспертизы естественно-научных познавательных проектов.

 

Литература

1. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.

2. Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.

3. Биология и современность. – М., 1990.

4. Бор Н. Избранные научные труды: В 2 т. – Т. 2. – М., 1970–1971.

5. Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М., 1963.

6. Бройль Л. Революция в физике. – М., 1963.

7. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Развитие научного знания как синергетический процесс // Самоорганизация в природе и обществе. – Л., 1988.

8. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

9. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

10. Дубнищева Т. Я., Пигарев А. Ю. Современное естествознание. – Новосибирск, 1998.

11. Дэвис П. Случайная Вселенная. – М., 1995.

12. Единство научного знания. – М., 1988.

13. Естествознание: системность и динамика. – М., 1990.

14. Зеленков А. И., Водопьянов П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. – Мн., 1987.

15. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2001.

16. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. – М., 2005.

17. Космология: теория и наблюдения. – М., 1978.

18. Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. – М., 1996.

19. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

20. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

21. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. – М., 1988.

22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

23. Ровинский Р.И. Развивающаяся Вселенная. – М., 1995.

24. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. –М., 2000.

25. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и в искусстве. – М., 2002

26. Судьбы естествознания: современные дискуссии. – М., 2000.

27. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. – М., 2000.

28. Философские модели развития. – М., 1999.

29. Философские проблемы физики элементарных частиц. – М., 1995.

30. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.

31. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. – М., 1972.

 

 

Тема 3. Философия техники и техническая рациональность

1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.

2. Предмет и структура философии техники. Проблема технической реальности. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. Генезис и социодинамика техносферы.

3. Становление техноструктуры XXI века. Глобализация технических систем. Понятие технополисов и технопопуляций. Нанотехнологии и биотехнологии.

4. Критерии оценки экономических, социокультурных и социоэкологических последствий развития техники. Информационно-компьютерная революция и искусственный интеллект: философско-методологические аспекты анализа.

5. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Основные параметры научно-инженерной деятельности: научное открытие, изобретательство, рационализаторство, проектирование, дизайн. Проблема проектирования антропотехнических комплексов.

6. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком.

7. Гносеологические проблемы компьютерной репрезентации знаний.

 

Темы для рефератов и дискуссий

 

1. Исторические закономерности развития техники и характерные черты ее современных видов.

2. Проблемы этической и экологической экспертизы технических проектов, технической деятельности и техники.

3. Трансферность и кооперативность – характерные особенности глобализации в развитии современной техники и технологии.

4. Проблемы моделирования нервных клеток и создания новых поколений компьютерной техники.

5. Сущность информационно-компьютерной революции и роль техники в становлении информационного общества.

6. Специфика инженерного мышления и инструментально-технократический подход к развитию и управлению обществом.

7. Характерные черты виртуальной реальности, особенности и направления ее экспансии в жизни современного общества.

 

Литература

1. Агацци Э. Моральные измерения науки и техники. – М., 1998.

2. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возникновение социальноэкономические последствия. – М., 1990.

3. Бурак П. М. Коэволюционная стратегия в становлении ноосферы. – Мн., 2005.

4. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.

5. Гнатик Е. Н. Философские проблемы евгеники: история и современность // Вопросы философии. – 2005. – № 6.

6. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. – М., 1998.

7. Капп Э. Основные направления философии техники // Роль труда в развитии человека. – М., 1925.

8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2001.

9. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. – М., 1992.

10. Лось В. А. Основы современного естествознания. – М., 2000.

11. Мазур И. И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. – М., 2001.

12. Митчем К. Что такое философия техники. – М., 1995.

13. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. – М., 1995.

14. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

15. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

16. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. – № 10.

17. Рабардель П. Люди и технологии. – М., 1999.

18. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.

19. Симоненко О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. – М., 1994.

20. Современные информационные технологии: Ред. Сб. – М., 2002.

21. Становление философии техники: реальность и техника. – М., 1997.

22. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

23. Философия техники: история и современность. – М., 1997.

24. Хрестоматия по философии техники. – СПб., 1998.

25. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. – СПб., 1998.

26. Ясперс К. Современная техника // Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 


4. ТЕМЫРЕФЕРАТОВ/ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮРЕФЕРАТОВ

 

1. Особенности философcкого мышления как личностно-индивидуального и социально-критического осмысления действительности.

2. Особенности философского мышления в культурных традициях Запада и Востока.

3. Философия белорусского национального развития: проблемы и перспективы.

4. Славянские социально-культурные традиции и их осмысление в современную эпоху.

5. Исторические тенденции взаимодействия философии и науки.

6. Исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.

7. Классики естествознания о роли философско-методологических оснований в развитии науки.

8. Концепция научных революций Т. Куна.

9. Эпистемология П. Фейерабенда.

10. Философия постмодернизма: основные идеи и принципы.

11. Понятие и интерпретации бытия в классической и неклассической западноевропейской философии.

12. Эволюция представлений о материи в истории философии.

13. Современная наука о строении и свойствах материи.

14. Проблемы познания бесконечности и неисчерпаемости материи в современной физике.

15. Философские проблемы современной космологии.

16. Основные принципы пространственно-временной организации бытия.

17. Специфика биологического пространства и времени.

18. Индивидуальное и социальное пространство и время в бытии человека.

19. Историко-эволюционный подход к пониманию пространства и времени в живой природе (В. И. Вернадский).

20. Проблема конечности и бесконечности исторического и личностного времени в истории культуры.

21. Проблема существования человечества в динамике глобального экологического кризиса и способы ее разрешения.

22. Природа как предмет философского и научного познания.

23. Системно-эволюционная парадигма развития природы.

24. Синергетический подход в объяснении динамики бытия.

25. Диалектика как философская теория развития.

26. Глобальный эволюционизм в становлении современной научной картины мира.

27. Идея гармонии человека и природы на различных этапах его истории.

28. Философские проблемы устойчивого развития системы «общество–природа».

29. Проблема коэволюции общества и природы на путях формирования ноосферы.

30. Современная наука и философия о противоречиях и закономерностях становления ноосферы.

31. Формирование экологического сознания и ноосферного мышления в современную эпоху.

32. Эволюция представлений о единстве человека и Вселенной в философии и науке.

33. Антропный принцип в объяснении происхождения, развития и перспектив существования человека.

34. Космогеобиопсихосоциальная природа человека как проблема современной философии и науки.

35. Основные концепции антропосоциогенеза.

36. Многомерность динамики понимания человека в философии и науке.

37. Человек как биосоциальное существо: современные научные и философские поиски и решения.

38. Наука и философия о происхождении и сущности сознания.

39. Основные философские и научные традиции исследования сознания.

40. Концепция З. Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи ее уровней

41. Неофрейдизм о бессознательном и его социально-культурном происхождении

42. Философский анализ психофизиологической природы сознания.

43. Единство структурных уровней психики человека в его творческой деятельности.

44. Философские и научные проблемы кибернетического моделирования сознания и создания искусственного интеллекта.

45. Сознание, язык и коммуникация.

46. Интеллект, его структура и функции.

47. Аксиологические параметры бытия человека в мире.

48. Проблема смысла жизни в различных социокультурных традициях.

49. Философский анализ проблемы смерти и бессмертия.

50. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.

51. Современный антропологический кризис и пути выхода из него.

52. Особенности утопического сознания и роль утопии в действиях масс.

53. Планетаризация сознания: основные причины, проявления и тенденции развития.

54. Социальный идеал: причины формирования, противоречивый характер и тенденции осуществления.

55. Особенность восточнославянской ментальности и ее роль в формировании стратегии цивилизационного развития в XXI в.

56. Свобода как право и обязанность.

57. Социальная реальность и основные стратегии ее исследования в современной философии.

58. Марксистская концепция общества.

59. Проблема отчуждения в марксистской и неомарксистской философии.

60. Историческое самоопределение и особенности развития современного белорусского общества.

61. Саморазвитие общества: анализ источников и движущих сил.

62. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.

63. Кризис в развитии общества (социально-психологический и методологический анализ).

64. Основные концепции и критерии социального прогресса.

65. Проблемы формирования информационного общества.

66. Современное постиндустриальное общество как сетевое и глобализирующееся.

67. Формационная и цивилизационная парадигмы в исследовании исторического процесса.

68. Трансформация и модернизация как механизмы социального становления и творчества в условиях переходного периода.

69. Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизации в истории общества (сравнительный анализ).

70. Этатизм и патернализм: формы проявления и соотношение в истории развития общества.

71. Взаимодействие самоорганизации и организации в жизни общества.

72. Диалог культур в современном мире и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности.

73. Особенности культуры и цивилизации восточнославянских народов, факторы их консолидации и роль в современном мире.

74. Основные парадигмы философского анализа культуры.

75. Традиции и новации в динамике культуры.

76. Экологизация культуры: объективные предпосылки, сущность и проблемы.

77. Природно-климатическая среда как фундаментальный фактор развития экономики.

78. Феномен глобализации: основные тенденции и подходы к решению проблем.

79. Роль субъектов, спонтанной и целенаправленной деятельности в развитии и управлении обществом.

80. Анализ духовного кризиса техногенной цивилизации и поиск путей его преодоления.

81. Роль морали, искусства и религии в духовно-ценностном самоопределении и жизни современного общества.

82. Проблема взаимосвязи национальных общечеловеческих и универсальных ценностей в устойчивом развитии современного общества.

83. Социальная мифология, утопия и идеология в духовной жизни и динамике социального бытия.

84. Философский анализ новейших тенденций в социокультурном развитии мирового сообщества.

85. Основные статусные роли науки в современном мире.

86. Специфика и закономерности научного познания.

87. Научная рациональность и ее основные исторические типы.

88. Становление дисциплинарно-организованной науки в эпоху Возрождения и Нового времени.

89. Функции и особенности науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

90. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их специфика и взаимосвязь.

91. Научная теория, ее структура и основные функции.

92. Метатеоретические основания науки.

93. Стиль научного мышления и его специфика в конкретном историко-культурном контексте.

94. Проблемы взаимодействия науки и культуры в современном мире.

95. Противоречия и закономерности в развитии науки.

96. Природа и типы научных революций.

97. Феномен паранауки, условия его возникновения и становления.

98. Понятие и основные уровни развития методологии научного познания.

99. Системный подход, его специфика и роль в научном познании.

100. Становление и возможности нелинейной методологии познания.

Основные параметры методологического анализа научного исследования.

101. Методы эмпирического и теоретического исследования.

102. Основные виды и функции обоснования результатов научного исследования.

103. Роль информационных технологий в современном научном познании.

104. Единство объектного языка и метаязыка в проведении научных исследований и формировании терминологии.

105. Принцип многообразия методологических стратегий в научных исследованиях.

106. Методологическая и эвристическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

107. Организационные формы современной науки, их взаимосвязь и динамика развития.

108. Единство науки и образования, проблема преемственности в их развитии.

109. Особенности, перспективы и важнейшие задачи развития науки в Республике Беларусь.

110. Научное сообщество и статус ученого в современном обществе.

111. Научная коммуникация и ее роль в развитии науки.

112. Проблемы социальной, идеологической, политической, правовой и моральной регуляции научной деятельности.

113. Праксеологическая функция науки в современном обществе.

114. Инструментальная и мировоззренческая ценность современной науки.

115. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

116. Социальные ценности и нормы научного этоса в деятельности ученых.

117. Проблемы перспектив, возможностей и границ современной науки.

118. Основные формы развития научных знаний.

119. Соотношение рационального и иррационального, дискурсивного и интуитивного в научном познании.

120. Интуиция, ее виды и роль в научном познании.

121. Специфика социо-гуманитарного познания и особенности его объектов, методов и познавательных средств.

122. Постнеклассическое естествознание и его особенности.

123. Постнеклассическое гуманитарное знание: особенности, перспективы, ценностные приоритеты.

124. Содержание и философские аспекты неклассического естествознания.

125. Междисциплинарный статус синергетики в постнеклассической науке.

126. Системный анализ и его применение в гуманитарном знании.

127. Системный анализ как основа управления в современную эпоху.

128. Проблемы ценностно-этической направленности развития современного научного познания.

129. Феномен экологизации науки и экологическая экспертиза научных проектов.

130. Техника как объект философского познания.

131. Техника, ее роль и статус в истории цивилизации.

132. Основные направления и перспективы развития современной техники и технологии в контексте социодинамики.

133. Основные тенденции глобализации техносистем и становления техносферы.

134. Информационно-компьютерная революция и ее философско-методологический анализ.

135. Анализ воздействия развития техники на основные сферы жизни общества и его последствий.

136. Технократизм и философско-методологические аспекты гуманизации и экологизации в проектировании антропотехнических комплексов.

137. Проблемы познания и контроля виртуальной реальности в информационном обществе.

138. Социальное значение компьютерной революции.

139. Информатизация и ее роль в социальном контроле над человеком.

140. Взаимосвязь гуманитарных, естественных и технических наук в современном образовании.

141. Основные модели взаимозависимого развития науки и техники.

142. Роль компьютерной техники и технологии в развитии информационной эпистемологии.

143. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки, основные этапы становления и ценностные ориентации.

144. Футурологическая роль философии в условиях глобализации и формирования нового миропорядка.

145. Основные модели, сценарии и социокультурные параметры глобализации.

146. Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности в «эпоху глобализации».

147. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний в становлении противоречивого целостного мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: