Естественнонаучного и гуманитарного познания 6 глава




В. Гейзенберг

Шаги за горизонт

<М., 1987. С. 226--228; 231--232; 235, 238, 240>

Празднуя пятисотлетие со дня рождения Коперника, мы вспоминаем о том, что наша сегодняшняя наука про­должает его дело, что направление, намеченное его астро­номическими исследованиями, до сих пор во многом опре­деляет научную работу нашей современности. Мы убеж­дены, что наши современные проблемы, наши методы, наши научные понятия, по меньшей мере, отчасти выте­кают из научной традиции, сопровождающей или направ­ляющей науку в ее многовековой истории. Поэтому впол­не естественно спросить, в какой мере наша сегодняшняя деятельность обусловливается или формируется традици­ей. Проблемы, которыми мы заняты, — избираются нами свободно, исходя из наших интересов и наклонностей, или же они заданы нам определенным историческим процес­сом? Наши научные методы — насколько мы способны их устанавливать сами с учетом наших целей и насколько мы опять же следуем в них какой-то до нас сложившейся традиции? Насколько мы, наконец, свободны в выборе понятий, служащих для формулировки наших вопрошаний? Научную деятельность вообще только и можно опре­делить таким образом, что она формулирует вопросы, на которые мы желали бы иметь ответы. А чтобы формули­ровать вопросы, нам нужны понятия, с помощью которых мы надеемся фиксировать феномены. Понятия эти обыч­но заимствуются из предшествующей истории науки; они уже сами по себе внушают нам ту или иную правдоподоб­ную картину мира явлений. Однако, если мы хотим всту­пить в какую-то новую область явлений, эти понятия могут неожиданно сработать и в качестве комплекса пред­рассудков, скорее задерживающих, чем ускоряющих наше движение. Тем не менее, нам все равно приходится при­менять понятия, причем мы поневоле вынуждены обра­щаться к тем, которые нам предлагает традиция. Я по­пытаюсь в этой связи рассмотреть влияние традиции, прежде всего, на выбор проблем, затем — на методологию науки и, наконец — на употребление понятий как рабочих инструментов. <…>

Бросая ретроспективный взгляд на историю, мы ви­дим, что наша свобода в выборе проблем, похоже, очень невелика. Мы привязаны к движению нашей истории, наша жизнь есть частица этого движения, а наша свобода выбора ограничена, по-видимому, волей решать, хотим мы или не хотим участвовать в развитии, которое соверша­ется в нашей современности независимо от того, вносим ли мы в него какой-то свой вклад или нет. Наше личное действие без благоприятствующего ему исторического раз­вития оказалось бы, скорее всего, бесплодным. Если бы Эйнштейн жил в XII веке, у него было бы очень мало шансов стать хорошим ученым. И даже в такой плодотворный период, как наш, ученый не так уж свободен в выборе своей проблематики. Наоборот, можно сказать, что проблемы нам заданы, что нам не приходится их изобре­тать. <...>

С наибольшей полнотой действие традиции ска­зывается в более глубоких слоях научного процесса, где ее не так-то уж легко распознать; и здесь, прежде всего, следует сказать о научном методе. В научной работе нашего столетия мы следуем, по существу, все тому же методу, который был открыт и разработан Коперником, Галилеем и их последователями в XVI и XVII веках. <...> Хотя с тех пор выросло много разных дисциплин — физика, химия, биология, тео­рия атома и атомного ядра, — основополагающий метод остался прежним. Похоже, большинство ученых нашего времени считает его единственным приемлемым методом, способным привести к объективным, то есть к верным, суждениям относительно поведения природы. <...>

Помимо этой роли традиции при выборе проблем и применении научного метода, ее влияние, пожалуй, оказывается всего сильнее в процессе образовании и передачи понятий, с помощью которых мы пытаемся фикси­ровать феномены.

В начале ис­следования невозможно избежать привязывания слов к старым понятиям, поскольку новые еще не существуют. Так называемые предрассудки суть поэтому необходимая составная часть нашего языка, и их нельзя просто отбро­сить. Мы усваиваем язык через традицию, традиционными понятиями сформирован наш способ размышлять о про­блемах и ставить вопросы. Когда из опытов лорда Резерфорда выявилось, что атом состоит из ядра, окруженного электронами, невозможно было не спросить: где находят­ся или как движутся электроны в этих внешних частях атома? Каковы орбиты электронов? А при наблюдении событий на очень далеких звездах было разумным делом спросить: происходят ли два данных события одновре­менно или нет? Уяснение того, что подобные вопросы бессмысленны, — трудный и болезненный процесс. Про­стым словом «предрассудок» тут не отделаешься. Можно поэтому сказать, что при такой ситуации в науке, когда изменению подлежат основополагающие понятия, тради­ция оказывается вместе и предпосылкой, и помехой для прогресса. Поэтому она живет обычно до тех пор, пока новые понятия не достигнут всеобщего признания. <...>

Научная тра­диция, т. е. исторический процесс, предлагает нам поисти­не множество проблем и побуждает нас к новым усили­ям. А это — признак очень здорового положения в науке.

Насколько свободен ученый в постановке и исследовании научной проблемы?

Почему, по мнению автора, у Эйнштейна было очень мало шансов стать хорошим ученым, если бы он жил в XII веке?

Р. Карнап о программе элиминации теоретических понятий науки

Р. Карнап анализирует «предложение Рамсея». Кто такой Рамсей?

Какие термины в «рамсеевском предложении» появляются вместо теоретических терминов?

Как оценивает дискуссию между «инструменталистами» и «реалистами» в понимании природы научной теории Р. Карнап?

Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. Гл. 26. С. 327--339.

Дополнительная литература

Новик И.Б., Рузавин Г.И. Методологические принципы философии физики Рудольфа Карнапа // Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 5--32.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001. С. 240--275.

Р. Карнап

Философские основания физики.

<М., 1971. С. 327--329; 333--334>

Научная теория в том смысле, в котором мы упот­ребляем этот термин, — теоретические постулаты, объ­единенные с правилами соответствия, связывающими теоретические термины с терминами наблюдения, — в последние годы интенсивно анализировалась и обсуждалась философами науки. Многие из этих об­суждений являются настолько новыми, что они пока еще не опубликованы. В этой главе мы рассмотрим важный новый подход к теме — подход, который восходит к ма­лоизвестной статье кембриджского логика и экономиста Фрэнка Пламптона Рамсея. <...>

Рамсей был поставлен в затруднение тем фактом, что теоретические термины — термины для объектов, свойств, сил и событий, описываемых в теории, не осмысливаются тем же самым путем, как осмысливают­ся термины наблюдения — «железный стержень», «го­рячий» и «красный». Как же тогда теоретический термин получает значение? Каждый согласится, что его зна­чение вытекает из контекста теории. «Ген» получает свое значение из генетической теории. «Электрон» ис­толковывается с помощью постулатов физики элемен­тарных частиц. Но мы сталкиваемся здесь со многими запутанными и трудными вопросами. Как может быть определено эмпирическое значение теоретического тер­мина? Что говорит нам данная теория о действительном мире? Описывает ли она структуру реального мира или же является только абстрактным, искусственным средством упорядочения большого количества опытов отчасти таким же путем, как система счетов позволяет держать в порядке отчеты о финансовой деятельности фирмы? Можно ли сказать, что электрон «существует» в том же самом смысле, как существует железный стержень?

Существуют процедуры, измеряющие свойства стерж­ня простым непосредственным образом. Его объем и вес могут быть определены с большой точностью. Мы мо­жем измерить длины волн света, испускаемого поверх­ностью нагретого железного стержня, и точно опреде­лить, что мы понимаем, когда говорим, что железо «красное». Но когда мы имеем дело со свойствами тео­ретических объектов, таких как «спин» элементарной частицы, существует только сложная, косвенная про­цедура, дающая термину эмпирическое значение. Сна­чала мы должны ввести «спин» в контекст разработан­ной теории квантовой механики, а затем теория должна быть связана с лабораторными наблюдениями посред­ством другой сложной совокупности постулатов — пра­вил соответствия. Ясно, что спин не обосновывается эмпи­рически простым, непосредственным способом, как обос­новывается красный цвет нагретого железного стержня. Что тогда точно представляет его познавательный ста­тус? Как можно отличать теоретические термины, ко­торые должны быть некоторым способом связаны с дей­ствительным миром и подлежат эмпирической проверке, от терминов метафизических, которые так часто встре­чаются в традиционной философии,— терминов, не имею­щих эмпирического значения? С каким правом ученый может говорить о теоретических понятиях как обосно­ванных, в то же самое время отрицая право философа использовать метафизические термины?

В поисках ответа на этот трудный вопрос Рамсей выдвинул новое, поразительное допущение. Он предло­жил заменить объединенную систему теоретических по­стулатов и постулатов соответствия теории тем, что се­годня называют «рамсеевским предложением теории». В рамсеевском предложении, которое эквивалентно по­стулатам теории, теоретические термины не встречают­ся вообще. Иными словами, трудный вопрос искусно обходится путем элиминации самих терминов, о которых идет речь. <...>

Важным является и тот факт, что мы можем теперь избежать всех трудных метафизических вопросов, которые вызывали беспокойство при первоначальной фор­мулировке теорий. Кроме того, мы можем упростить саму формулировку теорий. Раньше мы имели теорети­ческие термины, такие как «электрон» или сомнитель­ный термин «реальность», поскольку они были слишком далеки от наблюдаемого мира. Любое частичное эмпи­рическое значение, которое может быть дано этим тер­минам, может быть дано только посредством косвенной процедуры, устанавливающей систему теоретических по­стулатов и связывающей эти постулаты с эмпирически­ми наблюдениями с помощью правил соответствия. В рамсеевском способе выражения внешнего мира такой термин, как «электрон», исчезает. Это никоим образом не приводит к исчезновению электрона или, более точ­но, чего бы то ни было во внешнем мире, что символи­зируется термином «электрон». Рамсеевское предложе­ние продолжает утверждать через его кванторы сущест­вования, что во внешнем мире имеется нечто, обладающее всеми теми свойствами, которые физики приписы­вают электрону. В этом предложении не ставится воп­рос о существовании — «реальности» — этого нечто. В нем просто предлагается иной способ рассуждения об этом нечто. Трудный вопрос, которого избегают, не есть вопрос о том, «существуют ли электроны», а вопрос о том, «каково точное значение термина «электрон». В рамсеевском способе речи о мире этот вопрос не воз­никает. Нет больше необходимости спрашивать о зна­чении «электрона», потому что сам этот термин не встречается в языке Рамсея.

Как определяет научную теорию Р. Карнап?

С какой целью предпринята элиминация теоретических понятий науки?

 

В. А. Фок о стиле мышления неклассической науки в работе «Квантовая физика и философские проблемы»

Какие методологические проблемы неклассического естествознания анализирует В. А. Фок в данной работе?

Каковы основные черты классического способа описания явлений в физике?

В чем, по мнению В. А. Фока, заключается ограниченность классического способа описания явлений?

В чем заключается содержание принципа относительности к средствам наблюдения?

Фок В. А. Квантовая физика и философские проблемы М., 1970.

Дополнительная литература

Алексеев И. С. Концепция дополнительности: историко-методологический анализ. М., 1978. С. 194–209.

Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 619–626.

В. А. Фок

Квантовая физика и философские проблемы.

<М., 1970. С. 14--17; 19--20>

Относительность к средствам наблюдения

как основа квантового способа описания явлений

Новый способ описания явлений должен учитывать ре­альные возможности измерений, связанных с микрообъектами. Мы не должны приписывать объектам таких свойств (и таких состояний движения), «констатации которых принципиально невозможна. Поэтому следует обратить особое внимание на условия, необходимые для такой констатации. Мы должны учесть устройство и действие приборов, создающих те физические условия, в которых находится объект. Как мы уже говорили выше, приборы и внешние условия должны описываться классически, путем задания значения па­раметров, их характеризующих. Разумеется, эти пара­метры могут задаваться лишь с точностью, допускаемой неравенствами Гейзенберга; иначе мы выйдем за пределы реальных возможностей устройства приборов».

Микрообъект проявляет себя во взаимодействии с прибором. Например, путь частицы становится видимым только в результате необратимого лавинного процесса в камере Вильсона или в слое фотопластинки (при этом частица тратит энергию на ионизацию воздуха или фото­слоя, так что ее количество движения становится не­определенным). Результат взаимодействия атомного объ­екта с классически описываемым прибором и является тем основным экспериментальным элементом, систематизация которых на основе тех или иных предположений о свойст­вах объекта составляет задачу теории: из рассмотрения таких взаимодействий выводятся свойства атомного объек­та, а предсказания теории формулируются как ожидаемые результаты взаимодействий. Такая постановка задачи вполне допускает введение величин, характеризующих са­мый объект независимо от прибора (заряд, масса, спин частицы), а также другие свойства объекта, описываемые квантовыми операторами), но в то же время допускает разносторонний подход к объекту: объект может характери­зоваться с той его стороны (например, корпускулярной или волновой), проявление которой обусловлено устройст­вом прибора и создаваемыми им внешними условиями.

Новая постановка задачи позволяет рассматривать тот случай, когда разные стороны и разные свойства объекта не проявляются одновременно, т. е. когда невоз­можна детализация поведения объекта. Это будет так, если для проявления разных свойств объекта (например, способности электрона к локализации в пространстве и его способности к интерференции) требуются несовмести­мые, внешние условия.

По предложение Бора, можно назвать дополнительными те свойства, которые проявляются в чистом виде лишь при взаимоисключающих условиях, а при осуществимых ус­ловиях проявляются лишь в неполном, «смягченном» виде (например, допускаемая неравенствами Гейзенберга не­полная локализация в координатном и в импульсном про­странстве). Рассматривать одновременное проявление дополнительных свойств (в их чистом виде) не имеет смыс­ла; этим и объясняется отсутствие противоречия в поня­тии «корпускулярно-волновой дуализм».

Положив в основу нового способа описания результаты взаимодействия микрообъекта с прибором, мы тем самым вводим важное понятие относительности к средствам на­блюдения, обобщающее давно известное понятие относитель­ности к системе отсчета. Такой способ описания отнюдь не означает, что мы приписываем объекту меньшую степень реальности, чем прибору, или что мы сводим свойства объекта к свойствам прибора. Напротив, описание на ос­нове понятия относительности к средствам наблюдения дает гораздо более глубокую и тонкую объективную харак­теристику микрообъекта, чем это было возможно на основе идеализации классической физики. Такая характеристика требует и более развитого математического аппарата – теории линейных операторов, их собственных значений и собственных функций, теории групп и других математических понятий. Применение этого аппарата к проблемам квантовой физики позволило дать теоретическое объяс­нение ряда фундаментальных свойств материи, не под­дававшихся объяснению на основе классических пред­ставлений. Но, кроме того, и это для нас не менее важно, физическое толкование используемых в этом ап­парате математических понятий приводит к ряду глубоких принципиальных выводов, и в частности к обобщению по­нятия состояния системы на основе понятий вероятности и потенциальной возможности.

Каким новым смыслом, с точки зрения В. А. Фока, наполняется понятие вероятности в неклассическом естествознании?

 

 

Философско-методологические проблемы

социально-гуманитарного познания

 

 

ПРОБЛЕМА УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАБОТЕ

А. ТОФФЛЕРА «ФУТУРОШОК»

 

В чем состоит опасность для человека со стороны ускоряющихся темпов социальных изменений?

В чем проявляется это ускорение в сфере производства и экономики?

Как связаны между собой ускорение социального развития и прогресс в науке и технологиях?

Как влияет ускорение темпов социальных изменений на процессы социальной дифференциации?

 

См. Тоффлер А. Футурошок. С.-П., 1997. С. 10-38

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999

Динамика социально-политических процессов в современном обществе. М., 1997

 

Тоффлер А. Футурошок. С.-П., 1997. С. 10-17.

Глава 1. Восьмисотый жизненный срок.

 

Последние 300 лет западное общество находится под огненным шквалом перемен. Этот шквал не только не стихает, но все больше набирает силу. Перемены охватывают высокоразвитые индустриальные страны с неуклонно растущей скоростью. Их влияние на жизнь этих государств не имеет аналогов в истории человечества….Ускорение темпа перемен – это не просто борьба индустрий или государств. Это конкретная сила, которая глубоко вошла в нашу личную жизнь, заставила нас играть новые роли и поставила перед лицом новой опасной психологической болезни. Ее можно назвать «футурошок»…

Культурный шок – это результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. …Культурный шок возникает тогда, когда знакомые психологические факторы, помогающие человеку функционировать в обществе, исчезают, и на их месте появляются неизвестные и непонятные… Все же культурный шок сравнительно легче более серьезной болезни – шока будущего, который представляет собой ошеломляющую растерянность, вызванную преждевременным наступлением будущего. Вполне возможно - это самая важная болезнь завтрашнего дня.

…Начитает распространяться достойное уважения мнение о том, что настоящий момент представляет собой не более и не менее, чем второй великий раскол в человеческой истории, сравнимый по значимости только с первым расчленением исторической целостности – переходом от варварства к цивилизации.

...Например, было замечено, что если последние пятьдесят тысяч лет человеческого существования разделить на срок человеческой жизни,… то всего было около восьмисот таких сроков. А из них шестьсот пятьдесят человек провел в пещерах.

Только во время последних семидесяти сроков, благодаря письменности, стало возможным эффективное общение поколений. За последние шесть – большинство людей увидело печатное слово. За четыре – человек научился более – менее точно измерять время. За два последних – появился тот, кто использовал электрический мотор. И потрясающее количество материальных благ, которыми мы пользуемся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизни….Это наиболее очевидно в сфере экономического развития….если считать сельское хозяйство первой ступенью экономического развитие, а индустриализацию – второй, то внезапно окажется, что мы достигли следующей, третьей стадии. Около 1965 года в США возникла новая мощная тенденция, когда более 50% не занятой в сельском хозяйстве рабочей силы прекратило заниматься физическим трудом. …Впервые в человеческой истории обществу удалось не только скинуть ярмо сельского хозяйства. Но также за несколько десятилетий избавиться от ига физического труда. Родилась первая в мире структура обслуживания. …Десять тысяч лет – сельское хозяйство. Одна-две тысячи – индустриализация. И вот прямо перед нами – постиндустриализм.

….В свое время мы выпустили на свободу абсолютно новую социальную силу – неуклонно растущий поток перемен. Его влияние на темпы и нашей повседневной жизни, чувство времени и способы восприятия окружающего мира имело революционное значение. Мы воспринимаем мир иначе, чем люди прошлого. Именно это является отличительной чертой действительного современного человека. Ускорение скрывает непостоянство – быстротечность. Быстротечность проникает и пропитывает наше подсознание, радикальным образом меняя наши отношения с другими людьми, предметами, с целым миром идей, искусства и ценностей.

…Если ускорение есть новая социальная сила, то быстротечность необходимый компонент– ее психологическая копия. …Изменив отношение к окружающим ресурсам, максимально расширив масштабы перемен и, что заслуживает наиболее критического подхода, увеличивая их темпы, мы безвозвратно порываем с прошлым. Мы уходим от привычных способов думать, чувствовать, приспосабливаться. Получив установку на построение нового общества, мы стремительно двигаемся к намеченной цели. Это – самая трудная задача восьмисотого срока жизни, которая вызывает сомнения в адаптационных способностях человека. Как он интегрируется в новое общество? Сможет ли приспособиться к его императивам?

 

В чем состоит смысл идеи А. Тоффлера о возникновении новой «болезни» человечества – страхе перед будущим?

Почему при переходе общества к постиндустриальной стадии развития происходит разрыв с прошлым?

 

 

КУЛЬТУРА КАК ТЕКСТ В РАБОТЕ Ю.М. ЛОТМАНА

«КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ»

 

В чем состоит смысл и содержание идеи культуры как текста, которую обосновывает Ю.М. Лотман?

Какие смысловые и конструктивные новации вносит в художественный текст такое риторическое построение, как «текст в тексте»?

Какие возможности для семантического анализа художественных текстов (равно как и культурных феноменов) открывает констатация двойственности знаковой природы художественного текста?

 

См. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 104-122.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

 

 

Лотман М.Ю. Культура и взрыв. М., 1992. С. 104-105, 121, 122.

Текст в тексте (вставная глава).

 

История культуры любого народа может рас­сматриваться с двух точек зрения: во-первых, как имманентное развитие, во-вторых, как результат разнообразных внешних влияний. Оба эти про­цесса тесно переплетены, и отделение их возмож­но только в порядке исследовательской абстрак­ции. Из сказанного, между прочим, вытекает, что любое изолированное рассмотрение как имма­нентного движения, так и влияний, неизбежно ведет к искажению картины. Сложность, однако, не в этом, а в том, что любое пересечение систем резко увеличивает непредсказуемость дальнейше­го движения. Случай, когда внешнее вторжение приводит к победе одной из столкнувшихся сис­тем и подавлению другой, характеризует далеко не все события. Достаточно часто столкновение порождает нечто третье, принципиально новое, которое не является очевидным, логически пред­сказуемым последствием ни одной из столкнув­шихся систем. Дело усложняется тем, что образо­вавшееся новое явление очень часто присваивает себе наименование одной из столкнувшихся структур, на самом деле скрывая под старым фа­садом нечто принципиально новое. Так, напри­мер, начиная с царствования Елизаветы Петров­ны, русская дворянская культура подвергается ис­ключительно мощному «офранцуживанию». Французский язык становится в конце XVIII -начале XIX века в дворянской (особенно столичной) среде неотделимой частью русской культуры…Вторжение французского языка в русский и слияние их в некий единый язык создает целый функциональный набор. Так, например, смешение французского с русским образует «дамский» язык…

…Французский язык выполнял для русского общества пушкинской эпохи роль языка научной и философской мысли. …Не только модница, но и русская ученая женщина говорила и писала по-французски.

…Нападки Грибоедова на смесь языков, в такой же мере, как и пушкинская защита их, доказыва­ют, что перед нами не прихоть моды и не грима­са невежества, а характерная черта лингвистичес­кого процесса. В этом смысле французский язык составляет органический элемент русского куль­турного языкового общения. Показательно, что Толстой в «Войне и мире» обильно вводит фран­цузский именно для воспроизведения речи рус­ских дворян. Там, где передается речь французов, она, как правило, дается на русском языке. Фран­цузский язык в этом случае используется в пер­вых словах говорения как указатель языкового пространства или же там, где надо воспроизвести характерную черту французского мышления. В нейтральных ситуациях Толстой к нему не обра­щается. В пересечении русского и французского языков в эту эпоху возникает противоречивая си­туация. С одной стороны, смешение языков обра­зует некий единый язык культуры, но с другой, пользование этим языком подразумевает острое ощущение его неорганичности, внутренней про­тиворечивости. Это, в частности, проявилось в упорной борьбе с этим смешением, в котором видели то отсутствие грамотного стиля, то даже недостаток патриотизма или провинциальность (ср. грибоедовское: «Смесь языков – французского с нижегородским»).

Вторжение «обломка» текста на чужом языке может играть роль генератора новых смыслов….

Культура в целом может рассматриваться как текст. Однако исключительно важно подчерк­нуть, что это сложно устроенный текст, распада­ющийся на иерархию «текстов в текстах» и обра­зующий сложные переплетения текстов. По­скольку само слово «текст» включает в себя этимологию переплетения, мы можем сказать, что таким толкованием мы возвращаем понятию «текст» его исходное значение.

Таким образом, само понятие текста подверга­ется некоторому уточнению. Представление о тексте как о единообразно организованном смыс­ловом пространстве дополняется ссылкой на (вторжение разнообразных «случайных» элемен­тов из других текстов. Они вступают в непред­сказуемую игру с основными структурами и рез­ко увеличивают резерв возможностей непредска­зуемости дальнейшего развития. Если бы система развивалась без непредсказуемых внешних втор­жений (т. е. представляла бы собой уникальную, замкнутую на себе структуру), то она развивалась бы по циклическим законам, В этом случае в идеале она представляла бы повторяемость. Взя­тая изолированно, система даже при включении в нее взрывных моментов в определенное время исчерпала бы их. Постоянное принципиальное введение в систему элементов извне придает ее движению характер линейности и непредсказуе­мости одновременно. Сочетание в одном и том же процессе этих принципиально несовместимых эле­ментов ложится в основу противоречия между дей­ствительностью и познанием ее. Наиболее ярко это проявляется в художественном познании: действи­тельности, превращенной в сюжет, приписываются такие понятия, как начало и конец, смысл и дру­гие. Известная фраза критиков художественных произведений «так в жизни не бывает» предполага­ет, что действительность строго ограничена зако­нами логической каузальности, между тем как ис­кусство - область свободы. Отношения этих эле­ментов гораздо более сложные: непредсказуемость. в искусстве - одновременно и следствие, и причина непредсказуемости в жизни.

 

В чем состоит двойная детерминация истории развития культуры?

Чем обусловлена нелинейность и непредсказуемость изменений культуры?

 

 

Ю. ХАБЕРМАС О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ

ПОЗНАНИЯ В РАБОТЕ “ПОЗНАНИЕ И ИНТЕРЕС”

 

С какой философской традицией в понимании научного познания полемизирует Ю. Хабермас, выдвигая идею связи познания и интереса?

Что имеется в виду под интересами, которые, по Ю. Хабермасу, фундируют научное познание?

От каких видов человеческой деятельности, по мнению Ю. Хабермаса, в первую очередь зависит познание?

Какой познавательный интерес связан с эмпирико-аналитическими науками?

 

См.: Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1.

С. 90-97.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Кезин А.В. Послесловие к статье Ю. Хабермаса “Познание и интерес” // Философские науки. 1990. № 1.

Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. Екатеринбург. 2003.

Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990, №1. С. 91-96.

 

…Во всех науках формируются стандарты, которые предупреждают субъективность мнений; против неконтролируемого влияния глубоко лежащих интересов, зависящих скорее не от индивидуумов, а от объективного положения общественных групп, выступает даже новая дисциплина — социология знания. Но это только одна сторона дела. Наука, добывая объективность своих высказываний вопреки давлению и соблазну партикулярных интересов, обманывается, с другой стороны, фундаментальными интересами, которым она обязана не только своими импульсами, но самими условиями возможной объективности.

Установки на техническое овладение, на жизненно практическое понимание и на эмансипацию от естественного принуждения формируют специфические точки зрения, под углом которых только и возможно постижение реальности как таковой. Когда мы убеждаемся в бесспорности этих трансцендентальных границ возможного постижения мира, благодаря нам часть природы получает определенную автономию в природе. Если познание и может перехитрить свой врожденный интерес, то только в понимании того, что взаимодействие субъекта и объекта, которое философия причисляла исключительно к своему синтезу, устанавливается первоначально через посредство интереса. Рефлексивно можно понять дух этого естественнонаучного базиса. Однако его сила распространяется вплоть до логики исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: