Риски отечественной экономики при вступлении России в ВТО




 

Во-первых, экономика России развивается неравномерно, что ослабляет ее экономическую стабильность.

Во-вторых, структурные сдвиги в пользу опережающего роста обрабатывающих отраслей происходит довольно медленно. Так, в настоящее время Россия импортирует половину мяса, необходимого для обеспечения ее внутреннего рынка.

В-третьих, несмотря на высокие доходы российского ТЭК, его положение в большой степени зависит от внешнего рынка и нефтяной конъюнктуры. Сырьевой перекос в развитии российского национального хозяйства в целом таит в себе угрозу экономической безопасности страны.

В-четвертых, критическое положение сложилось в аграрном секторе российской экономики.

Несмотря на перечисленные проблемы к началу нового столетия России удалось добиться немалых успехов в области обеспечения экономической безопасности и ослаблении внешних угроз. Последствия распада СЭВ и серьезного уменьшения объемов торговли с бывшими европейскими социалистическими странами стали постепенно компенсироваться ростом торгового оборота со странами Запада, в том числе и США. Оживилась торговля с Китаем, стали налаживаться экономические контакты с Южной Кореей. В 1999 г. внешнеторговый оборот России с промышленно развитыми странами составил 51 млрд. долл., или почти половину суммарного товарооборота с внешним миром.[1] В 2003 г. этот показатель достиг уже 61,6 млрд. долл.[2] Россия стала членом авторитетной группы международных кредиторов – Парижского клуба, заключила соглашение с Лондонским клубом. Вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ с Европейским союзом.

Прорывом на азиатском направлении внешней политики страны можно считать прием России в члены организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1998 г. Это свидетельствует об уникальной роли нашей страны как евроазиатской державы, располагающей необходимыми ресурсами для противостояния существующим и потенциальным угрозам ее экономической безопасности.

С позиций углубления интеграции России в мировую экономику ее вступление в ВТО представляется оправданным шагом. Вместе с тем здесь важны осмотрительность и учет национальных интересов, а также требований экономической безопасности страны.

 

Заключение

По данным правительства Европейской комиссии в Москве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой – чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Вопрос о том, какие преимущества получит Россия, став членом ВТО, является предметом многочисленных дискуссий. Из них следует, что вступление в ВТО принесет выгоды, прежде всего населению: цены на импортные товары и услуги понизятся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате повысится качество товаров и услуг. В итоге выиграет и производитель, поскольку по мере улучшения потребительских качеств выпускаемых товаров возрастет и спрос на них на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, вступление России в ВТО может способствовать укреплению ее экономической безопасности. Но вместе с тем могут возникнуть новые угрозы экономической безопасности России. Каждая страна заключает в ВТО собственное соглашение. Членство в ВТО не дает полной гарантии от антидемпинговых мер, которые, например, применяют США по отношению к российскому экспорту металлопродукции. [3]

Однако главная угроза экономической безопасности нашей страны при вступлении в ВТО – открытость отечественного рынка для импорта, что может привести к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности многих востребованных в России производств. Пока данная угроза в известной степени смягчается принятием протекционистских мер: установлением высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. Для относительно отсталых отраслей, где еще не сложилась нормальная конкуренция, не произошла консолидация активов, снижение тарифов сыграет отрицательную роль, замедлив их рост. В невыгодном положении могут оказаться те отрасли отечественного машиностроения, которые характеризуются неустойчивым развитием, ограниченными возможностями выхода на внешний рынок, неудовлетворительными финансовыми показателями. К тому же падение производства в отдельных отраслях подстегнет рост безработицы.

К нежелательным последствиям могут привести сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ, и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет.

Еще одна серьезная проблема для России, связанная со вступлением в ВТО, - субсидирование ее сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям.

Вступая в организацию, Россия испытывала сильный нажим со стороны ВТО, стремящейся добиться выравнивания внутренних российских и международных цен на энергоносители. Тем самым страны – члены ВТО пытаются защитить своих товаропроизводителей от конкуренции со стороны российских товаров, в стоимость которых закладываются меньшие расходы на энергию, что позволяет продавать их по более низким ценам.

В принципе характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Так, она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продаже своих товаров. При этом наша страна не утратит права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. Вступление России во Всемирную торговую организацию приведет к выигрышу экспортеров небиржевых сырьевых товаров (рынки биржевых товаров правилами Всемирной торговой организации не регламентируются), например металлурги, которые получат право на пересмотр антидемпинговых мер, введенных против их товаров за границей.

Зато наиболее уязвимыми окажутся многие предприятия несырьевой направленности, а именно машиностроительные, химико-фармацевтические компании, микробиологическая и биотехнологическая промышленность, производство медицинской техники, пищевая промышленность и сельское хозяйство, а также авто- и авиастроение, ведь им придется жестко конкурировать с иностранцами, а стартовые условия для такой конкуренции у нас разные[4].

Впрочем, последние заявления России, Казахстана и Белоруссии о намерении вступать в ВТО в качестве единой таможенной территории отодвигают вопрос о вступлении в ВТО на второй план[5]. Долгие и не очень успешные попытки вписаться в общемировой (западный) альянс отступают перед работами по обустройству ближайшей периферии. Разумеется, одно другому не противоречит - более того, очень похоже, что наиболее естественный путь России к достойной роли в мировых делах и идёт через обретение статуса уверенной региональной державы, через повышение своего влияния на окружающей части глобуса.


Список литературы

1. Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. Сборник научных трудов, М. - 1991г.

2. Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / под ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002.

3. Россия и международная торговая система / под ред. Э. Ван Дузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000.

4. Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9.

5. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения. - 2001.

6. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. //о. Корфу, 24 июня 1994 года

7. Аргументы и факты, № 5 (1006), февраль 2000 г.

8. Основы внешнеэкономических знаний // Международные отношения - М. - 1994.

9. США - середина 90-х годов // Внешняя торговля – 1995, № 12.

10.Бородаевский А. Из ГАТТ в ВТО. - 1996.

11. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. //Внешняя торговля. – 1996, № 9.

12. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ВТО.

13. https://www.svobodanews.ru/content/article/24424192.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: