Символы вассальных отношений в «Песни о Роланде»
Символы в «Песни о Роланде» встречаются неоднократно: Ганелон, отправляясь посольством к Марсилию, получает от Карла жезл и перчатку, Роланд, назначенный командовать арьегардом, получает от Карла перчатку и лук (явный отголосок одной из ранних стадий развития сказания:
лук был символом королевской власти в каролингскую эпоху); в мире «язычников» эти акты тоже в ходу — вот что говорит Балиган, отправляя двух баронов гонцами к Марсилию:
Я дам мою перчатку вам с собой
Ему наденьте на руку ее,
Вручите жезл вот этот золотой.
Пусть утвердиться он в правах придет,
И на французов гряну я войной.
Здесь мы видим не только акт подтверждения оммажа Марсилия Балигану, но и обещания Балигана, как сеньора, защитить своего вассала.
Есть символ и ритуального поцелуя в ходе клятвы верности. Ганелон, закреплял свой договор с маврами, лобызает их:
Ответил Ганелон: «Да будет так»
Облобызал язычника в уста.
Присутствует мотив клятвы на мече (тирада XLVI):
Морглес он взял, поклялся на мощах:
Их в рукоять меча он вделал встарь.
МОТИВ ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Мотив вассальной службы выражается в основном в службе военной. Здесь примеров приводить не надо: в тексте поэмы неоднократно подчеркивается, что воины — прежде всего вассалы. Обе армии представляют собой войска вассалов, несущих службу в интересах сеньора. Вассальная верность мавров симметрична вассальной верности французов; отсюда монолитная концепция борьбы как столкновения двух компактных масс.
Таким образом, государь защищает, кормит и покровительствует своим. Они воюют за него. От государя свита ожидает получения в дар прежде всего оружия, а также коней и золота. Постоянный атрибут вождя — его щедрость. Товарищи сражаются за него, он же по окончании сражения щедрой рукой рассыпает добычу. Верность воина своему вождю заключается прежде всего в сыновней любви (мотив присутствует в «Песни о Роланде»: вспомним сцену посольства Бланкандрена и прибытие мавра в сад, где отдыхает Карл со своими приближенными: чем не идиллическая картина доброго и мудрого отца со своими любящими и почтительными сыновьями.
Нельзя сказать, что мотив четко выражен, однако по отношению к Карлу его можно обнаружить неоднократно), во-вторых, в благодарности за получение дара. Этот мотив в «Песни о Роланде» также реализован, причем достаточно четко:
«Они ему верны и он им мил.
Он не жалеет золото для них.
Им брони, мулов, шелк, коней дарит.
Союз закрепляет и принятый подарок: вспомним дары мавра Ганелону.
ОБРАЗ ВАССАЛОВ
Вассалы в поэме — идеальные вассалы, они полностью соответствует тому образу, который дан Роландом в его знаменитой сентенции (1008–1116).
Роланд — как вассал, понимает свой долг как долг перед «милой Францией». Действует только в интересах Отчизны.
Интересен в этом плане образ Готье — как вассал Роланда и член его комитата, спускается с гор и дерется уже в качестве рядового в отряде Роланда.
Оливье — друг Роланда, образ идеального вассала, мечты каждого императора, который действует строго в рамках служения императору и безоглядно предан только ему.
Единственный изменник в поэме — Ганелон, однако он честно и добросовестно выполняет свой вассальный долг в качестве посла к Марсилию. «Предает» же он, реализуя свое законное, как считает, право на усобицу. В тираде XXIV Ганелон объявляет, беря в свидетели Карла, вражду Роланду и его друзьям, Оливье и пэрам. Соответственно, вражда объявлена и их вассалам, которые составляют войско Роланда при Ронсенвале.
ВАССАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Эпический герой объединяется с другими героями эпоса тем, что он выступает вассалом короля, как и прочие сеньоры, как двенадцати французских пэров в «Песни о Роланде». В этом контексте противоречия короля и героя могут быть интерпретированы как оппозиция сеньора и вассала, а сами вассальные отношения, таким образом, выступают источником противоречий и конфликтов.
Неудивительно, что речь Ганелона встречает некоторое сочувствие собравшихся на суд баронов. (Еще одна реалия феодального строя — баронский суд, в ходе которого решается судьба «недостойного» вассала. Таким образом, реализуется еще одна функция вассалитета — обязанность участвовать в судебной деятельности сеньора.) Ганелона удается осудить только после судебного поединка его родича Пинабеля с Тьерри: спорный вопрос выносится на суд божий.
Другая важная обязанность вассала — участие в советах, также неоднократно реализуется в поэме: с вассалами держит совет Марсилий (тирада II, III, IV), Карл:
Карл — император под сосной воссел
Сошлись к нему бароны на совет.
Вообще мотив советов в поэме довольно част. Встречается и классический пример церемонии инвеституры и передачи фьефа:
Желает заключить Марсилий мир,
Вам руки в руки, как вассал, вложить,
И в лен у вас Испанию просить.
ВАССАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
В общественной жизни герой обычно озабочен вопросом наследования своего феода:
Я вас прошу ему [сыну] отдать мой лен.
Это говорит Ганелон, отправляясь, как считает, на верную смерть. То есть, речь идет не о передаче лена по наследству, а о праве собственности сеньора на данный феод (что во Франции было признаком чуть более раннего времени).
Таким образом, право феодальной собственности сыграло не последнюю роль в решении Ганелона ехать послом к маврам. Если бы не поехал, то, как вассал, не выполняющий свои обязательства, лишился бы феода, а если погибнет в ходе посольства — за достойную службу отца Карл передаст феод сыну Ганелона — Балдуину.
Заметны в поэме связи не только вертикальные, иерархические, но и горизонтальные, в числе которых необходимо отметить, во-первых, институт пэрства, то есть существование вассалов, которых сеньор считает равными себе и, во-вторых, воинское братство. Особое значение в агнатической семье придавалось отношениям племянника и дяди. В «Песни о Роланде» несколько таких пар (Карл — Роланд, Марсилий — Аэльрот), причем чаще всего именно племянники командуют войсками в отсутствие дяди. Сын, прямой наследник, чаще всего лишь упоминается.
Список использованной литературы:
1. А.Б. Щербаков рыцарь и общество в средневеком эпосе («песнь о Роланде»).
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
4. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
5. Щербаков А.Б Французские «Chansons de geste» и рыцарский тезаурус средневековья
6. https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/collections/TAMK4
7. "Песнь о Роланде". Историческая реальность и поэтическое воплощение https://www.mythology.ru/roland/index.htm?page=0,0