Автобусный туристический маршрут по городу Чебоксары – 2016




 

Здравствуйте, дорогие чебоксарцы и гости столицы!

Тема нашей автобусной экскурсии «Чебоксары – столица Чувашской Республики». Ее продолжительность – 45 минут. Протяженность маршрута – 10 километров.

В ходе экскурсии мы проедем по центральным улицам города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, познакомимся с его памятниками и достопримечательностями.

Экскурсия начинается с площади Речников, где я дам общую характеристику города и республики.

Чувашская Республика занимает территорию 18 346 квадратных километров. С запада на восток ее протяженность 159 километров, с севера на юг 190 км. Расположена республика в средней части Волги, которая протекает по ее территории на протяжении 124 километров и делит ее на две неравные части – левобережье (3 % всей территории) и правобережье (97 %).

В нашей республике проживает 1 миллион 237 тысяч человек. По плотности населения – 67,4 человека на квадратный километр. Это одна из наиболее густонаселенных областей России. 68 % всех жителей республики чуваши. 27 % – русские. Вместе с ними одной дружной семьей живут представители других 95 национальностей и 9 этнических групп. Вообще по численности чуваши занимают пятое место в Российской Федерации среди других национальностей. В пределах Чувашии находится примерно половина всех чувашей, проживающих в России.

Интересно происхождение чувашского народа. Когда-то предки чувашей проживали в Средней Азии. Откуда во II веке нашей эры переселились на Кавказ, где образовался большой союз племен во главе с булгарами, но под ударами хазар этот союз распадается, часть булгар уходит на Среднюю Волгу и поселяется здесь. Одно из племен булгар называлось «сувазы» (чуваши). Во время татаро-монгольского ига низовые тюркские племена и верховые марийцы смешиваются с булгарами и таким образом окончательно формируется национальность чуваши. В 1551 году происходит присоединение чувашей к русскому государству, что в целом имело прогрессивное значение.

Чебоксары – старинный волжский город с более чем пятисотлетней историей. Годом его основания считается 1469 год, когда Чебоксары впервые упоминаются в русских летописях в связи с походом русского войска под предводительством воеводы Ивана Руна на Казань: «ночевали на Чебоксари», – было записано в летописях.

Сейчас Чебоксары город, где живет 480 тысяч человек. Чуваши составляют 62 % городского населения, русские – 34 %. Это город электротехнической промышленности, приборостроения, интенсивного строительства. Один из молодых научных и культурных центров Поволжья, где сосредоточены 18 вузов, в которых обучается более 60 тысяч студентов. Имеется 14 техникумов; 64 школ, лицеев и гимназий; 5 театров; несколько музеев.

Чебоксары – родина легендарного полководца Василия Ивановича Чапаева, город юности космонавта Андрияна Григорьевича Николаева.

В административном отношении город делится на три района – Калининский, где сосредоточены промышленные предприятия города, Московский – район учебных заведений и Ленинский район, где находятся культурные и правительственные учреждения. Районирование города проводилось в 70-ые годы с учетом зоны будущего затопления. Связующими звеньями между районами стали мосты.

А где можно было встретить слово «Чебоксары», допустим в XIX веке? Разве что у Салтыкова-Щедрина. Помните, как Иудушка Головлев со страхом думал о возможности ссылки в Чебоксары? Наш современник не будет искать Чебоксары где-нибудь на краю географической карты. Если пожелает он проникнуть в суть слова «Чебоксары», то узнает что слово это исторически сложившееся в русском обиходе произношение и написание чувашского названия «Шупашкар», буквально означающего «чувашский город» («шупаш» – «суваз» – «чуваш», а «кар» – город, поселение). Сравним с Сыктывкаром – город на реке, имеющее окончание «кар».

В ранг города Московского государства Чебоксары были возведены лишь после покорения Казанского ханства, когда Волга на всем своем протяжении стала русской рекой. 26 июля 1555 года по повелению Ивана Грозного было выбрано и освящено место для крепости Чебоксары. Город возник как одно из звеньев системы укрепленных пунктов, прикрывавших Русь с востока и утверждавших власть московского царя в новопокоренных землях.

Деревянные с земляной засыпкой стены чебоксарского кремля поднялись уже в начале второй половины XVI века и простояли почти полтораста лет до пожара 1704 года, после которого не восстанавливались. Они занимали высокую стрелку в междуречье Волги и Чебоксарки, там, где в наше время расположены волжская набережная и начало улицы Константина Иванова.

На восток от кремля располагались монастыри: Троицкий, основанный в 1556 году и Никольский девичий, появившийся между своим соседом и кремлем через 18 лет. Монастыри существенно дополняли крепость.

Чебоксары имели довольно значительный посад, расположенный у подножия стрелки. В посаде жили купцы, ремесленники, работный люд. Особенное развитие эта часть города получила в XVIII веке, когда правительство Петра I всячески содействовало росту промышленности и торговли. В 20-е годы XVIII века Чебоксары достигли своего наивысшего расцвета. Из ста пятидесяти городов России Чебоксары занимали 27 место. В этом отношении они превосходили тогда Вятку, Воронеж, Рязань и многие другие значительные населенные пункты. Среди чебоксарских купцов были даже те, кто торговал в гостином дворе Санкт-Петербурга. Промыслы представляли скорняки и сапожники, часовщики и кирпичники. Имелись в Чебоксарах салотопенные, солодовенные, мыловаренные заведения. В путеводителе по Волге того времени о Чебоксарах писали: «Достопримечательность города составляют его церковные колокола, которых 122. Они имеют около пяти с половиной тысяч пудов веса. Малолюдный и бедный чуксар-город в отношении колоколов несравненно славнее Лондона и Парижа».

Состояние города в середине XVIII столетия было тем максимумом, которого смогли достичь Чебоксары в дореволюционный период.

И общая численность населения, сложившаяся в Чебоксарах в то время и составившая 4-5 тысяч человек, оставалась неизменной вплоть до начала XX века.

13 июня 1797 года в Чебоксарах был проездом из ссылки писатель А. Н. Радищев. Он записал в дневнике: «Ходили в город. Он построен половине на сгорье, а больше понизу, нерегулярный… На базарах и лавках только крестьянские товары».

В 1833 году через Чебоксары проехал А. С. Пушкин, направлявшийся в Оренбург для сбора материалов по «Истории Пугачева». В пути великий русский поэт наблюдал жизнь чувашских крестьян.

В сентябре 1857 года великий поэт-демократ Тарас Григорьевич Шевченко, возвращаясь из ссылки, дал меткую характеристику Чебоксарам: «Ничтожный, но картинный городок. Если не больше, так, по крайней мере, наполовину будет в нем каменных домов и церквей. И все старинной московской архитектуры».

Вернемся в сегодняшний день. Строительство Чебоксарской ГЭС и залива существенно изменило внешний облик исторической части Чебоксар. Памятники, рассказывающие нам о старине, сосредоточены в основном на западном косогоре, куда мы направляемся. Слева остается Красная площадь, стрелкой врезающаяся в гладь залива, в водах которого отражается театральный фасад. На фронтоне его неслучайно имеются скульптуры балерины и девушек в национальных костюмах. Это сочетание аллегорически подчеркивает тесную связь профессионального искусства с народным творчеством. Чувашский театр имеет замечательные традиции такой связи.

Из речного порта мы движемся в историческую часть города по дамбе, которая называется Дорога к храму. Залив, который пересекает дамба, рукотворный. Образовался в результате затопления овражистой части города в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня Волги.

Чебоксарская ГЭС должна была стать первой на Волге. Еще в 1931 году были проведены подготовительные работы. В городе появилась даже улица Гэсстроя. А фактически строительство началось в 80-ые годы. Чебоксарская ГЭС завершила собой волжский каскад.

В зоне затопления оказалось много памятников культуры и архитектуры. Но часть из них удалось сохранить. Среди них – Успенская церковь – памятник архитектуры XVIII века, который мы видим слева. Церковь была двухэтажной. Первый этаж был теплым и был пригоден для службы зимой. Второй этаж был летним и богослужения здесь велись только в теплое время года. Летняя часть церкви поражает вошедшего своими размерами, объемом, игрой света и уникальной акустикой, которая является изюминкой данного храма и на территории Республики ни один храм не может похвалиться таковой. По некоторым данным этот храм назывался «воротами в город», поскольку поражал своей красотой и величеством приплывавших в Чебоксары по Волге купцов и торговцев. История церкви XX века очень трагична. В 1929 году в годы безбожия и атеизма храм был закрыт и богослужения в нем прекратились. В 1930-е годы были разрушены колокольня, часовня, галереи, ворота с ажурной решеткой и другие сооружения. До 1979 года в храме размещался Краеведческий музей. В конце 70-ых годов территорию, где расположена Успенская церковь, предполагалось затопить водой. Чтобы её сохранить первый этаж залили бетоном и соорудили вокруг дамбу. Теперь храм находится как бы «на островке». С 1993 года храм возобновил свою богослужебную деятельность. Сейчас планируется восстановить разрушенную в 30-ые годы колокольню.

Прямо перед нами дом купца Соловцова, в котором ныне располагается художественное училище. Он интересен тем, что в нем побывала Екатерина II во время волжского вояжа. Пышно встреченная городскими властями, она отозвалась о Чебоксарах в письме графу Панину как о городе, который «для нее во всем милее Нижнего Новгорода». Посещение города запомнилось её участникам тем, что весь путь процессии был устлан холстами: «Нигде нога императрицы не ступила на сырую землю». Кроме этого, Екатерина II осмотрела «принадлежащие для корабельного строения адмиралтейству дубовые рощи».

В честь этого события было принято решение разбить перед художественным училищем сквер Екатерины II, в котором будет установлен памятник императрице.

Как известно за время своего правления Екатерина осуществила ряд административных реформ: были введены губернии, которые получили гербы. В Чебоксарах новый порядок управления был введен в 1781 году. Воевода стал именоваться городничим, у города появился герб. Как и гербы остальных городов, он представлял собой щит, верхняя часть щита занимала губернская эмблема, в данном случае эмблема Казанской губернии – змей с красными крыльями под золотой короной. В нижней части размещалась собственная чебоксарская эмблема – пять летящих конвертом уток на золотом поле. Такой герб появился неслучайно. Уток в окрестностях города было «весьма изобильно». Охотничьи угодья поступали к городу вплотную.

В 1969 году в честь 500-летия Чебоксар был объявлен конкурс на новый герб города. В результате конкурса был утвержден проект герба по эскизу народного художника Чувашии Элли Михайловича Юрьева. Новый герб города Чебоксары представляет собой четырехугольный щит с заострением внизу. Верхняя часть щита имеет красный цвет, нижняя – синий. Верхняя часть щита отделена от нижней зубчатой линией, напоминающей стилизованные волны, что указывает на географическое положение Чебоксар. На красном фоне – чувашский национальный орнамент. Он состоит из трех стилизованных дубов, означающих прошлое, настоящее и будущее. В середине среднего дуба – цифры «1469» – год первого упоминания о Чебоксарах. На синем фоне нижней части изображены силуэты пяти серебряных уток. Это старинная городская эмблема в знак богатства окружающей город природы полностью сохраняет свое первоначальное значение. Однако птицы на новом гербе даны в более стремительном полете. Вот такое емкое значение у современного герба Чебоксар. Утки и семейство лебедей сейчас живут в Чебоксарах на территории залива, но это не самая характерная черта сегодняшней жизни города. А во времена Екатерины II достопримечательностей в Чебоксарах было мало.

Одна из них – Свято-Троицкий мужской монастырь. Остановимся на несколько минут. Монастырь был основан в 1566 году указом Ивана Грозного. Он имеет богатую историю: он пережил пожары, закрытие и перестройку. Композиционным центром монастырского комплекса является монументальный Троицкий собор. В этот же ансамбль входит старейший храм – церковь Толгской иконы Божией Матери. Здания монастыря выполнены в лучших традициях архитектуры барокко. Оригинальна архитектура Надвратной церкви Федора Стратилата. Церковь ярусная. Основной доминантой комплекса является надвратная шатровая колокольня. В монастырский комплекс также входят часовня Николая Чудотворца, корпус братских келий и настоятельские покои, возведенные в середине XVIII в. Монастырь обнесен каменной стеной с четырьмя угловыми башнями. В 1767 году его посетила императрица Екатерина II и отстояла обедню. В 1924 году монастырь был закрыт. В 1992 году правительство Чувашской Республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. Постепенно восстанавливаются монастырские церкви, разрушенные стены, колокольня, угловые башенки. При монастыре открывается духовное училище.

Наместником Свято-Троицкого мужского монастыря является архимандрит Русской православной церкви Василий (в миру Пьер Паскье), француз по национальности, принявший православие и посвятивший свою жизнь служению в Чебоксарско-Чувашской епархии. В Троицком монастыре находится великая местная святыня – резная икона-скульптура Николая Чудотворца. По преданию, в древние времена она сама приплыла в Чебоксары по Волге. Ныне она пребывает в Толгской церкви этой обители. Вторая главная святыня, находящаяся в той же церкви – древний чудотворный список Иверской иконы Божией Матери.

Мы проезжаем по улице, которая носит имя выдающегося чувашского поэта Константина Иванова. Справа от нас сквер, который носит то же имя. Это излюбленное место летнего отдыха горожан и гостей столицы Чувашской Республики. Преимущество перед другими городскими скверами в том, что расположен у самой реки и из него открывается красивый вид на Волгу. В XVII-XVIII веках на месте сквера находился Никольский женский монастырь, в котором в 1631 г. завершился земной путь сосланной Борисом Годуновым из Москвы в Чебоксары опальной боярыни Марии Шестовой, бабушки первого царя династии Романовых – Михаила Романова. В 30-е годы XX века Никольский собор был разрушен. На его месте был построен «ЦИКовский» дом, в котором жили высшие правительственные чиновники республики. На набережной Волги ровными рядами были посажены липы и декоративные кустарники, проложены асфальтовые пешеходные дорожки. Здесь появились первые памятники Чебоксар – Степану Разину и братская могила.

В 1952 году на набережной на постаменте из полированного гранита был установлен бронзовый бюст классика чувашской литературы К. В. Иванова. Скульптор И. Ф. Кудрявцев, архитектор В. И. Ступин. С этого времени сквер на набережной Волги стал называться именем Константина Иванова – выдающегося чувашского поэта, автора классического произведения чувашской литературы – поэмы «Нарспи», которую называют энциклопедией жизни чувашской деревни.

Константин Васильевич Иванов родился 27 мая 1890 года в чувашской деревне Слакбаш Белебейского уезда Уфимской губернии, ныне Республика Башкортостан. В 1905 году он поступил в Симбирскую чувашскую учительскую школу, которая была организована известным чувашским просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым и явилась первым высшим учебным заведением для чувашей, которую закончили многие выдающиеся представители чувашской интеллигенции – режиссер Иоаким Максимов-Кошкинский, композитор Федор Павлов и многие другие. Здесь Иванов делает свои первые шаги на литературном поприще. Поэма «Нарспи» сразу обратила на себя внимание. Трагическая судьба чувашской девушки Нарспи, ее несчастная любовь нашли отклик в сердце читателя.

Константин Иванов прожил всего 25 лет, но оставил замечательные стихотворные строки:

Нет сильнее человека

В целом мире никого:

Он хозяин здесь от века,

Суша, воды – всё его.

Поэма «Нарспи» вышла на многих языках народов России и мира, по ней созданы драма, опера и мюзикл. Именем великого чувашского поэта названы Чувашский академический драматический театр и одна из старейших улиц города.

Выше сквера можно обратить внимание на красивейшее здание Художественной галереи – каменный двухэтажный особняк, построенный в 1911 году купцом-предпринимателем Прокопием Ефремовым для своего младшего сына – Федора. В начале XX века особняк был самым изысканным в городе. Его архитектура весьма оригинальна. Особняк отличался высоким уровнем комфорта. Здесь были водопровод, канализация, электричество, водяное отопление (свинцовые радиаторы были демонтированы в начале 90-х гг. XX века). Тротуар возле дома был покрыт асфальтом с цветными вкраплениями из мрамора. В Чебоксарах в то время улиц с твердым покрытием и инженерных сетей не было. В доме Ф. Ефремова собиралась и развлекалась местная знать и интеллигенция. В особняке ставились спектакли, в которых, по словам историка А. И. Иванова-Ехвета, играли и актеры столичных театров. В 1918 году дом и все имущество купцов было национализировано. После революции в нем размещались Совет Народных Комиссаров и ЦИК Чувашской АССР. Затем здание занимала Республиканская библиотека им. М. Горького, а с 1976 года – Чувашский государственный художественный музей. Сейчас здесь находится отдел русского искусства художественного музея.

Улица Константина Иванова, по которой мы едем, раньше называлась Соборная гора, потому что здесь расположился первый христианский собор города – Введенский кафедральный собор. Этостарейшее здание Чебоксар, памятник федерального значения. Первый (бревенчатый) храм на этом месте был заложен по грамоте царя Ивана Грозного от 26 мая 1555 г. Место под его строительство в Чебоксарском кремле освятил святитель Гурий Казанский, впоследствии причисленный к лику святых. В 1559 г. деревянная церковь сгорела. Монументальное каменное здание собора возведено в 1651 году в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм построен под руководством нижегородских мастеров в традициях древнерусского зодчества. На рубеже XVIII-XIX веков последний придел расширили, устроив четвёртый престол – Священномученика Харлампия. Это действующий храм, который закрывался лишь на очень короткое время в 30-е годы XX века. Здание за время своего существования неоднократно ремонтировалось, однако свой первоначальный облик в основном сохранило. В интерьерах собора сохранились фресковые росписи эпохи классицизма, а также иконостас. Шатровая колокольня типична для московского зодчества XVII века. К особо чтимым иконам во Введенском соборе относятся четыре: Икона Божией Матери Владимирской написана в XVI веке, была украшена серебряной позолоченной ризой и находилась по левую сторону царских врат, Икона Спасителя; Образ Смоленской Богоматери с мощами разных угодников Божиих в икону вложены серебряные ковчежцы с частицами их мощей; Образ святых Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа.

Поскольку мы находимся в исторической части города, вы можете видеть здесь первую городскую больницу и первый острог.

Первая Чебоксарская городская больница обязана своим созданием прибывшему в 1788 году в Чебоксары отставному штаб-лекарю Емельяну Ивановичу Осокину. Он в 1796 году организовал при своей квартире приемный покой. С 1810 года уездная больница размещалась в двух частных деревянных домах. В 1841 году была построена новая больница по Московскому тракту (ныне ул. К. Иванова). Больничный комплекс состоял из 3 стационаров, имел отдельную амбулаторию, аптечное здание, баню, морг, прачечную, кухню, квартиру для врачей. С 1917 года больница называлась Чебоксарская Советская больница. С 1993 года больница называется «Первая Чебоксарская городская больница им. П. Н. Осипова» в честь первого главного терапевта республики.

Чувашская тюрьма была построена по приказу царя Ивана Грозного и за свою многовековую историю не знает случаев удачного побега. По легенде, ее узниками были Степан и Фрол Разины. Первой тюрьмой в России является именно чувашская тюрьма, ныне - следственный изолятор. По старинной легенде, от стен тюрьмы к Волге вел подземный ход, который якобы был засыпан уже в XX веке. Тюрьма была деревянной и при первом же общегородском пожаре она сгорела дотла. Однако городские власти оценили всю полезность подобного заведения и отдали приказ построить новую тюрьму, на этот раз каменную. Новая тюрьма была закончена к 1646 году (толщина стен режимного корпуса составляла 82 см).

Менялись ее названия. В 1842 году чувашская тюрьма превратилась в Чебоксарский арестный дом, а в 1871 году стала «романтично» именоваться Чебоксарским тюремным замком. Здесь отбывали наказание самые разные категории преступников. В тесных камерах замка можно было встретить разбойников, конокрадов, фальшивомонетчиков, декабристов, народовольцев, даже зачинщиков и подстрекателей крестьянских бунтов. Чебоксарский замок также был пересыльной тюрьмой для каторжан, которых гнали в Сибирь. С 1888 по 1919 год она имела статус уездной. Основным ее контингентом стали местные жители, совершившие мелкие преступления типа мошенничества или краж. С революцией 1917 года тюрьма начала новую страницу своей истории. Воспользовавшись разгулом революционной стихии, заинтересованные люди очень умело и незаметно уничтожили все секретные документы и архивы тюрьмы. Очевидцы вспоминали, как с импровизированной трибуны неизвестные ораторы подстрекали жителей Чебоксар к погрому тюрьмы. Вместе с толпами народа в тюрьме орудовали переодетые в гражданское жандармы. Получив приказ, они жгли папки с делами, секретными рапортами царских агентов, историческими документами. Вторую «чистку» архив чебоксарской тюрьмы пережил уже в сталинское время, в 1937-1953 годах. В 1919 году тюрьму ликвидировали и на ее месте создали Арестный дом.

На повороте открывается живописная панорама Волги и заволжских лесов. Это романтическое место неслучайно называется «Мыс любви ». Здесь и по набережной гуляют влюбленные, потому что ничего не нарушает тишины и уединения. Сегодня здесь, можно сказать, окраина города. А до строительства Чебоксарской ГЭС это было весьма оживленное место. Приглашаю вас полюбоваться волжскими просторами.

Одно из старейших предприятий города – Ликёро-водочный завод «Чебоксарский». Предприятие было основано в 1899 году как «Казенный винный склад № 3». В Казанской губернии было три таких склада: в Казани, Чистополе и в Чебоксарах. Здание завода состоит из рельефных, выложенных из кирпича и оригинальных по форме деталей. Основная номенклатура изделий – это водка, наливки, настойки, бальзам, пунш, десертные напитки, приготовленные из зернового спирта и натурального, экологически чистого сырья. Высокое качество и современный дизайн изделий завода отмечен более чем 100 наградами международных и российских выставок и конкурсов, два изделия получили Платиновые знаки качества XXI века.

Именно здесь в начале XX века заканчивался город. Дальше среди полей тянулся пыльный тракт. Сейчас это зона интенсивного жилищного строительства. На месте деревянных домов поднимаются красивые кирпичные здания. Наверное неслучайно, на улицу К. Иванова выходит проходная Чебоксарского кирпичного завода. Его строительство началось в 1930 году с помощью кустарей-печников, юношей и девушек, прибывших как из окрестных деревень, так и со всей республики. Из строителей впоследствии сложился и костяк основ­ных кадровых рабочих. Завод являлся сезонным полукустарным производством. Свою первую продукцию он дал уже в 1930 году. Полный пуск завода состоялся в 1932 году. Технология производства кирпича была основана толь­ко на применении ручного труда – глину копали лопатами, возили ее на лошадях, затем перемешивали ногами, из вылежанной глины формовали кирпичи, сушили в сушильных сараях, неоднократно перекладывая вручную, кирпичи обжигали в печах, что топили дровами, и опять же вручную выгружали. В 1940 году объем выпуска продукции превысил 6 млн. штук. С началом Великой Отечественной войны производство резко сократилось, а в период послевоенного восстановления необходимо было много кирпича. ЧКЗ стал создавать условия для начала расширения производства своей продукции. С декабря 1970 года начал работу гончарный цех.

Мы сворачиваем на Московский проспект – центральную магистраль Московского района. Вдоль проспекта расположены корпуса Чуваш­ского государственного университета им. Ильи Николаевича Ульянова. Он был создан в 1967 году на базе филиала Московского энергетического института и историко-филологического факультета Чу­вашского государственного педагогического института. Он стал 43 университетом в стране. Сейчас ЧГУ включает 16 факультетов, подразделения дополнительного образования, филиалы в городах Алатырь, Канаш, селе Батырево. В университете обучаются более 15 000 студентов. С момента открытия вуз подготовил более ста тысяч специалистов, из которых 40 тысяч – инженерного профиля. Университет является крупнейшим научно-образовательным центром Чувашской Республики, где работают свыше 1000 профессоров и преподавателей, в том числе 135 докторов наук и 571 кандидат наук, что составляет более половины докторов и кандидатов наук республики. В ведении университета современная база для подготовки специалистов: 20 основных учебных корпусов, хорошо оснащенная лабораторная база, научная библиотека, Интернет-центр, Дворец культуры на 900 мест, учебно-спортивный комплекс площадью свыше 5000 кв.м., 8 общежитий, санаторий-профилакторий.

Медицинский факультет университета является кузницей кадров для лечебных учреждений Чувашской Республики. В том числе – Республиканская больница, которую мы видим справа. Она была открыта в 1948 году на базе Чебоксарской городской больницы. Чебоксарская республиканская больница стала «методистом» для всех лечебно-профилактических учреждений Чувашии.

На западной стороне залива возвышается Чувашский театр оперы и балета. Подъедем поближе. Первый оперный спектакль, знаменовавший собой рождение чувашского музыкального театра, состоялся 22 мая 1960 года. Для премьеры была избрана постановка оригинальной, исполненной богатства национальных мелодий, оперы чувашского композитора Федора Васильева «Шывармань» («Водяная мельница») на либретто поэта Александра Алги. В основе оперы – легенда о том, как в старину во время весеннего половодья для того, чтобы вода не разрушила мельницу, приносили в жертву самую красивую девушку села. Опера имела потрясающий успех. Зрители приходили на спектакль с охапками сирени, которую от всей души дарили артистам.

Одной из наиболее значительных постановок, осуществленных театром, является опера Бориса Мокроусова «Чапай». Автор предоставил право первой постановки чувашскому театру. В 1962 году во время гастролей театра в Москве этот спектакль с успехом шел на сцене кремлевского дворца.

Через несколько лет после оперы в Чувашии родился балет. Это был спектакль «Жизель» Адана, поставленный в 1962 году ленинградскими мастерами с выпускниками хореографического училища им. Вагановой, которые были подготовлены специально для чувашского театра. В июне 1970 года зрители горячо приветствовали первый чувашский балетный спектакль «Сарпиге» («Красавица») на музыку Федора Васильева.

Немало громких имен подарила Чувашия стране и миру. И среди них – имя Надежды Павловой. Она – артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра, самая молодая артистка, удостоенная звания «Народный артист СССР» в 28 лет. Она родилась здесь и начала танцевать в кружке Дворца пионеров, который находился неподалеку. Потом учеба продолжилась в Пермском хореографическом училище. Надежда Павлова вызывала щедрые отзывы коллег. «Она родилась, чтобы танцевать. С каждой новой ролью Павлова утверждает свою неповторимую творческую индивидуальность», – отмечала Майя Плисецкая.

На сегодняшний день артисты Чувашского театра оперы и балета много гастролируют за границей, в Китае и европейских странах. Ежегодно проводятся международный оперный и балетный фестивали.

Справа мы видим панораму Московского района города. В нем проживает около двухсот тысяч человек, а также находится ведущие высшие и средние специальные учебные заведения столицы, медицинские учреждения.

Мы въезжаем на Московский мост. До создания водохранилища под ним находился жилой район. Но было принято решение, что после строительства ГЭС впервые в истории гидростроения воды нового моря войдут в черту города. Рукотворный залив скрыл под водой треть старых Чебоксар. На берегах залива планировалось создать зону отдыха. Большое внимание было уделено застройке берегов. Здание дома мод, министерств, художественно-графического факультета ЧГПУ, Дворец детского и юношеского творчества, Театр оперы и балета строились именно с учетом того, что они будут украшать берега залива. Московский мост, соединяющий два района города, скоро будет реконструирован. Планируется расширение моста еще на три полосы. Новый шестиполосный красавец-мост планируется ввести в строй в начале 2019 года, за полгода до юбилея Чебоксар.

По Калининскому мосту мы въезжаем в Калининский район города, названной так по своей центральной магистрали. Улица Калинина получила свое имя в честь «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина, который побывал в Чувашии на агитпоезде в 1919 году и впоследствии сыграл значительную роль в становлении Чувашской автономной республики.

По первоначальному плану Калининским мостом тоже должны были плескаться воды чебоксарского залива. В дальнейшем от этой идеи отказались, предоставив этот район под жилищное и административное строительство.

Мы приближаемся с зданию Чувашского государственного художественного музея.

Здесь представлены произведения чувашских художников XX в., народного и декоративно-прикладного искусства России и Чувашии. Фонды музея насчитывают около двадцати тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и народного искусства.

Также справа мы можем видеть строительство храма Сергия Радонежского, первый камень которого был заложен митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 6 мая 2014 года. Трехпрестольный каменный храм высотой более 40 метров, рассчитанный на тысячу прихожан возводится на средства жертвователей и благотворителей.

На улице Калинина также располагается предприятие «Лента», которое мы можем видеть по правую сторону. Это ведущий российский производитель текстильных лент различного назначения. Чебоксарская лентоткацкая фабрика, а ныне акционерное общество «Лента» основана на базе эвакуированных Киевской Лентоткацкой фабрики и Завидовской текстильно-галантерейной фабрики «Басон». Технологическое оборудование Киевской фабрики прибыло в Чебоксары осенью 1941 года и разместилось в помещении черепично-кирпичного завода. В труднейших условиях военного времени, уже в феврале 1942, была выпущена первая продукция. Это была лента, которая использовалась для военного снаряжения. Фабрика стала первым предприятием в Советском Союзе по выпуску ленты для ремней безопасности. Чебоксарская фабрика оснащала ими все отечественные автомобили. В настоящее время фабрика также выпускает ремни безопасности. Всего предприятие производит более чем 400 наименований продукции.

Дальше мы едем в сторону Мемориального парка Победы, где сделаем небольшую остановку. Это живописное место на высоком волжском берегу. Изначально здесь был установлен только монумент, посвященный Великой Отечественной войне – образ женщины-матери, которая одной рукой показывает на запад, откуда пришли фашисты, а в другой руке держит знамя, которое целует коленопреклоненный солдат, давая клятву изгнать врагов с нашей земли. 160 тысяч наших земляков ушли на фронт. 90 тысяч из них не вернулось. В память о них к 35-летию победы был открыт обелиск, который виден с Волги. Высота памятника составляет более шестнадцати метров. Архитекторами, создателями монумента, стали Щербаков и Захаров. У подножья холма, на котором возвышается монумент, находится вечный огонь. 79 героев Советского Союза дала родине маленькая Чувашия.

Участник Великой Отечественной войны, Народный поэт Чувашии Петр Хузангай написал такие поэтические строки:

Я синью глаз не наделен,

Не славянин я крутоплечий

И волосы мои не лен,

И сердцем я чуваш, и речью.

Но я солдатом русским был,

Так звали все меня народы.

Навек я сердцем полюбил

Россию – родину свободы.

Вся республика, так же как другие регионы страны, встала на борьбу с врагом. И хотя линия фронта была далеко от Чебоксар, труженики Чувашии проявили массовый героизм для приближения победы.

В этом же парке Победы сейчас находится памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане, ликвидаторам чернобыльской аварии и часовня Святого Иоанна – покровителя воинов. Желающие могут посетить музей боевой техники, где собраны самые разнообразные экспонаты. Отсюда открывается живописный вид на Чебоксарский залив.

Мы возвращаемся в речной порт. По дороге мы будем проезжать Красную площадь, которая располагается у живописного залива и является одним из основных мест проведения городских мероприятий и масштабных торжеств. До революции площадь имела другие размеры и называлась Базарной. После строительства ГЭС большая часть этого района города оказалась под водой, а оставшиеся здания были включены в состав новообразованной площади. В наши дни на современной Красной площади находятся: Чувашский государственный академический драматический театр, Центр современного искусства (музей), Чувашский национальный музей, здание Института усовершенствования врачей, административное здание, несколько кафе и ресторан на берегу залива. Также на площади города расположены: памятник учёному-историку В. В. Николаеву, памятник чувашскому поэту К. В. Иванову, Аллея Чемпионов с именами знаменитых спортсменов Чувашии. Находясь в живописном месте на берегу Чебоксарского залива, Красная площадь является популярным местом отдыха горожан и гостей столицы. На площади проводится День Республики с массовыми гуляниями, театрализованными представлениями и красочными огнями ночного фейерверка. С Красной площади проложен пешеходный мост до символа Чувашии – памятника Матери-Покровительницы.

Является одной из доминант города Чебоксары, символом столицы Чувашской Республики и всей республики в целом. Высота статуи вместе с постаментом составляет 46 метров. На табличке, прикреплённой внизу постамента, на двух языках написана фраза «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Для строительства монумента по инициативе творческой интеллигенции, общественности и ряда организаций Республики создан благотворительный фонд. Монумент был открыт 9 мая 2003 года. Скульптор – Владимир Нагорнов.

С другой стороны площади – дамба, названная «Дорогой к храму».

Справа от нее расположен комплекс Чебоксарского речного порта. До 1968 года в Чебоксарах была всего лишь пристань, откуда маленькие теплоходы, ласково называемые «трамвайчиками», перевозили горожан на пляжи левого берега Волги. И только потом пристань получила статус речного порта. Порт осуществляет пассажирские перевозки. На обслуживании пассажиров используются суда типа «ОМ», «Москва», «Чувашия». Обслуживание туристских и транзитных пассажирских судов, следующих до Москвы, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону осуществляется с пассажирских причалов города, которые позволяют одновременно принимать до 15 теплоходов, в том числе 6 круизных судов. Планирует



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: