Всемирная торговая организация.




Основные экономические факторы, для создания ВТО

Первым фактором является очевидная тенденция увеличе­ния объемов внешней торговли — вовлечения в нее все новых и новых стран, глобализация экономики. Мировая торговля росла и продолжает расти более быстрыми темпами, чем мировое производство. За пятилетний период, предшествовавший созданию ВТО, мировая торговля росла ежегодно на 5,2%, т. е. примерно в 1,5 раза быстрее мирового производства товаров.

Вторым фактором, несомненно связанным с первым, сле­дует считать стремление экономически развитых стран к со­зданию мировых институтов, регулирующих международные экономические отношения.

Эти устремления вначале касались валютно-финансовой сферы, которая в принципе обслуживает мировую торговлю и тесно с ней связана.

В 1944 г. за три года до ГАТТ проходит знаменитая Бретон-Вудская конференция. Конференция в Бретон-Вудсе известна попыткой установления золотодевизного стандарта. Но с точки зрения организации международных институтов не менее важно другое — создание Международного валютного фонда (МВФ).

В основе работы Фонда — схожие с ГАТТ принципы: со­вместное регулирование параметров мировой экономики, упро­щения процедуры международных расчетов и др.

Концептуально много общего с ГАТТ можно найти в Женев­ской Конвенции по векселям. С 1930 г. задача Конвенции состо­яла в обеспечении ликвидности векселей путем установления общемировых правил. К Конвенции присоединились почти все страны. СССР вышел из Конвенции в 1936г. Однако в 1991 г. вновь к ней присоединился.

Третьим фактором стало формирование экономических блоков по территориальному признаку, что поставило вопрос об интеграции этих блоков.

Импульсом к созданию Европейского Союза стал Парижс­кий договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Бель­гия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Идея была выдвинута министром иностранных дел Франции Р. Шу­маном в 1950г., и договор вступил в силу в 1953г. В 1957г. был заключен Римский договор, интегрировавший ЕОУС в Европейское экономическое Сообщество (ЕЭС), основанное на Таможенном союзе, и Евратом.

В 1979 г. Европейская экономическая система была допол­нена Европейской всемирной системой (ЕВС), в основе которой был положен принцип всемирной стабильности внутри стран ЕС и строительство новой валюты — экю, а затем евро.

Создание ЕС было продиктовано изменением соотношения сил мировой торговли.

Доля США в общей сумме экспорта (капиталистические и раз­вивающиеся страны) в 1947 г. составляла 32%, в 1970 —15,4%.

На другом континенте в 60-е годы создаются Центрально­американский общий рынок (ЦАОР), Латиноамериканская ассо­циация свободной торговли (ЛАСТ), далее появляются Андский общий рынок и Карибская зона свободной торговли.

В этих блоках проводится активная таможенная политика — устанавливается единый внешний тариф для стран НАСТ, а в ЕС — на промышленные и сельскохозяйственные товары.

В 1988 г. между США и Канадой заключается Соглашение о зоне свободной торговли, впоследствии ставшее основой Севе­роамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).

Тенденция к объединению этих региональных организаций в одну при сохранении внутренних связей была очевидна, что и стало одним из факторов создания ВТО с более широкими пол­номочиями, чем ГАТТ, и включившая в сферу своей деятельнос­ти не только торговлю товарами, но и услугами.

Рубенштейн

Всемирная торговая организация.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый, начатый в ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики1:

Принцип наибольшего___ благоприятствования или принцип

недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другом страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI - XVI ч. II).

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивав! экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использования компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных: ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. XII ч.Н) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. XXV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. XIX ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран.

Принципы преференциального режима ( отступления от принципов для развивающихся стран)

 

 

Развивающиеся страны в рамках международных органи­заций имеют возможность развиваться динамичнее, так как используют общий информационный потенциал, расширяют свой арсенал средств маркетинговой стратегии и тактики, имеют определенную возможность использования кредитов международных организаций. Наконец, жесткая конкурентная среда заставляет «отбраковывать» слабых производителей, у ко­торых издержки выше среднемировых. С другой стороны, как в развитых, так и в развивающихся странах, возникают новые социальные противоречия, связанные с глобализацией экономики, при этом разнонаправленные.

Законодательство ВТО предоставляет этим странам некоторые льготы, учитывая, что у них исторически сложились внешние пошлины (роль пошлин, в основном, фискальная).

В документах ВТО предусматривается право развивающих­ся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей эко­номики, а также фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся государств.

Существует четыре категориями льгот:

1) тарифные;

2) преференции по общей системе преференций;

3) тарифные преференции, действующие в отношениях меж­ду развивающимися странами;

4) более льготные дифференцированные условия.

Упрощены некоторые процедурные вопросы. Так, в соот­ветствии с «Договоренностью о толковании статьи XVII ГАТТ-1994» консультации по мерам в связи с платежным балансом (п. 8) проводится не по полной, а по упрощенной схеме. Следует при этом отметить, что под безобидным словом «консультация» кроется необходимость предоставления Комитету по ограниче­ниям в связи с платежным балансом большого числа докумен­тов.

Важнейшие функции ВТО:

- контроль над выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам,

касающимся компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными

организациями.

Членство в ВТО.

В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств

«ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (Г АТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами (руководит деятельностью специализированных комитетов,

осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами), Совету по торговле услугами (осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.) и Совету по торговым аспектам прав интеллектуяльной собственности (помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами).

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: