Рабочая программа кружка «Журналистика»




Количество занятий одного отряда за одну летнюю смену: 14

Возраст занимающихся: Старший школьный и средний школьный

Материальное обеспечение занятий: количество посадочных мест по числу детей в отряде плюс два на взрослых (редактор и вожатый), писчая бумага, ручки, ноутбук со встроенными колонками.

Школьная журналистика в России развивается довольно бурно, что подтверждает множество конкурсов: среди них Всероссийский конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», Фестиваль школьных СМИ (МГУ), «Проба пера» (СПбГУ), «Чтоб услышали голос поколения» (ГДТЮ СПб) и пр. Но газеты, выходящие в детских загородных лагерях, можно пересчитать по пальцам. Это издания Всероссийского детского центра «Орленок» (Краснодарский край), Международного детского центра «Артек» (Крым), детского оздоровительно-образовательного центра «Урал» (Челябинск), детско-юношеской организации «Остров сокровищ» (Москва). Куда исчезают многочисленные авторы школьных газет на каникулах? Они бы и продолжали творить, но возникают серьезные кадровые и технические проблемы. В детских загородных лагерях нет редакторов, нет верстальщиков, нет типографских возможностей, нет часов для занятий. К этому добавляется постоянно изменяющийся состав детей (смены, как правило, идут сейчас 21 день летом и по неделе в дни остальных школьных каникул). Подобные проблемы решаются либо в крупных детских центрах («Орленок», «Артек»), либо в редких, хоть и обычных, лагерях.

К таким редким лагерям принадлежит и детский программный лагерь «Оранжевая планета» (на базе ДОЛ «Факел+», Приозерский район, поселок Лосево). На III общероссийском слете детских организаций «Четыре стихии» (Ленинградская область) был выпущен единственный номер газеты «Растопка» (26 июля 2011 г.). Название подхватила газета лагеря «Оранжевая планета», вожатые которого участвовали в этом слете. Первый номер «Растопки» «Оранжевой планеты» вышел 28 июня 2014 г. Затем начались долгие поиски композиционно-графической модели и тематической концепции издания. Газета меняла периодичность, формат, объем; редакция искала наилучшие способы для детской и вожатской самореализации. Перед летним сезоном 2017 в активе редакции – 41 выпущенный номер, который готовили один главный редактор, девять выпускающих редакторов, четверо дизайнеров. В начале августа 2017 г. планируется выпустить 50-й номер «Растопки» и отметить юбилей лагерной газеты.

Газету редактирует либо профессиональный журналист, либо студент факультета журналистики, либо закончивший курсы редакторов «Растопки» совершеннолетний студент или выпускник другого гуманитарного ВУЗа Санкт-Петербурга. Авторами газеты являются дети, вожатые, начальники дружин, сотрудники лагеря, родители детей и любые заинтересованные лица. Редактор газеты во главу угла ставит развитие творческих способностей детей, целенаправленно работает со всеми детьми средней и старшей дружин, поэтому число авторов газеты не ограничивается стандартным числом хорошо пишущих и привыкших к похвалам отдельных школьников. Для выполнения такой редакционной установки в течение смены проводятся систематические занятия по журналистике. Занятия не должны вызывать у детей стойкой ассоциации со школьным уроком русского языка или литературы, отличаясь от типичных школьных уроков игровым характером, вариативностью заданий, нестандартностью тем, высоким интеллектуальным темпоритмом, открытостью к дискуссионным вопросам. Во время занятий используются разные формы: письменные и устные словесные игры, упражнения для развития фантазии и креативности в форме ролевых игр, творческая разминка в виде экспресс-заданий по логике, внимательности, сообразительности, необычному взгляду на привычные вещи. За одно занятие дается небольшая часть теории, словесная игра, игра на развитие творческих способностей ребенка и тема для ближайшего выпуска газеты, поэтому проходит все динамично, с частым переключением на новую информацию.

Цель занятий: развитие творческих способностей детей

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- улучшение стилистических навыков детей с помощью словесных игр, знакомства с выразительными средствами языка, написанием небольших текстов для газеты и разбор этих текстов (по желанию ребенка);

- развитие фантазии ребенка с помощью игровых упражнений;

- улучшение логических навыков детей с помощью решения логических задач;

- реализация творческого самораскрытия детей, умения нестандартно мыслить с помощью развивающих игр и методов развития креативности;

- знакомство детей с основами журналистского мастерства (профориентация);

- подготовка желающих для сдачи зачета на следопытскую нашивку журналиста.

Кроме того, в зависимости от целей смен в ход занятий вносятся необходимые коррективы (например, проговариваются этапы подготовки сценариев, инсталляций и пр. общедружинных дел, запланированных на конкретной смене).

 

Тематический план занятий:

Знакомство с редактором, целью занятий. Представление «Растопки». Рассказ о требованиях на нашивку журналиста. Рассказ о лагерных эфирах. Приглашение к авторству. Теория: объяснение, что такое информационный повод, факт, жанр. Методы получения информации. Словесная игра «Наборщик». Тема для «Растопки» 1 час
Творческая разминка. Повторение предыдущей теории. Как написать неплохой текст? Динамика, намеки, мелочи. Словесная игра: «Лестница». Игра для развития фантазии: «Бином фантазии» Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: Жанровая система. Информационные жанры. Словесная игра «Общее окончание». Игра на развитие фантазии: «Ассоциации». Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Повторение предыдущей теории. Теория: виды заметок, метод ЛИДа. Словесная игра «Исключи лишнее слово». Игра на развитие фантазии: «Сказка наоборот». Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Словесная игра: Анаграмма. Игра на развитие креативности: новые идеи по методу фокальных объектов. Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: Интервью. Ход подготовки к нему. Словесная игра: «Бесконечное стихотворение». Логические задачи. Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Повторение предыдущей теории. Теория: Виды интервью. Типы вопросов. Словесная игра: «Квадрат слов». Игра на развитие фантазии: «Литературные встречи». Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: зарисовка. Виды зарисовок. Словесная игра: «Кратчайший путь». Логические задачи. Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: Репортаж. Ход подготовки к нему. Словесная игра: «Буриме». Игра на развитие фантазии: «Это похоже на..». Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Повторение предыдущей теории. Теория: Репортаж, его виды. Словесные игры: Басё, хокку, «жора». Логические задачи. Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: отчет, зарисовка. Общая характеристика. Словесная игра: «Файнворд» (найди спрятанное слово) Игра на развитие образного мышления: «Друдлы». Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: Публицистические и художественно-публицистические жанры. Общая характеристика. Игра на развитие фантазии: «Перевоплощение вещи». Упражнения на умение слушать. Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Теория: Этический кодекс журналиста Словесная игра: «Расшифруй аббревиатуру». Игра на развитие фантазии: «Живые образы» Тема для «Растопки». 1 час
Творческая разминка (устно). Словесная игра: «Диспут ораторов». Игра на развитие фантазии: «Это не книга». Логические задачи. Подведение итогов занятий. 1 час

Литература:

Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 2011.

Самолетов С.А. Школьная газета. СПб., 2014.

Соколов-Митрич Д.В. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке? СПб., 2016.

Туманов Д.В. Творим золотым пером. Казань, 2000.

Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 2006.

Электронные источники:

Young Journalists. Информационный портал для молодых журналистов // https://www.yojo.ru

Кларк Р.П. 50 приемов письма // https://www.newsman.tsu.ru/2014/02/50-priemov-pisma-r-p-klark/

Как стать журналистом // https://www.journ-lessons.com/index.html

Школьная пресса // https://www.portal.lgo.ru

 

Разработчик программы:

Доцент Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидат филологических наук, главный редактор газеты «Растопка» Е.С. Сонина.  

 

24 мая 2017 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: