Самостоятельная работа № 2




 

Тема: Экологические связи человека.

 

Цель работы: закрепление и систематизация знаний по теме; формирование умений самостоятельного информационного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности студентов.

 

Задание: Внимательно прочитайте условия задачи, ответьте на поставленные вопросы, решение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС.

 

Задача 1

Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.


1. Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.

2. На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.

3. Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить

веревки для установки статуй.

4. На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в

землянках, лодки изготовляют из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.

5. Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.

6. Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.

7. Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз.

8. Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти.

9. Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.

10. Вывод сделайте сами.

 

Задача 2

Из приведенных факторов составьте логическую цепочку. Какой из приведенных фактов можно считать логическим выводом?


1. Карпы активно вытесняют местные породы рыб в реках острова Тасмания и на юге Австралии.

2. Туристы любят ловить форель в реках Тасмании.

3. Карпы завезены из Европы в Австралию в конце XIX в., но стали распространяться в реках Тасмании с 60-х гг. XX в.

4. Туристическая индустрия на острове Тасмания приносит ежегодно 34 млн австралийских долларов прибыли.

5. Растения и животные Австралии часто не выдерживают конкуренции с завезенными видами.
6. Если карпы вытеснят форель, то туристическая индустрия потерпит крах.

7. Карп – быстрорастущая пресноводная рыба.


Задача 3

Вмешательство человека в природу часто дает неожиданный и крайне нежелательный эффект. Рассмотрим это на примере строительства в Египте Асуанской гидроэлектростанции.
Расположите приведенные факты в логической последовательности.

1. Великий Нил, разливаясь, удобрял илом крестьянские поля.

2. В стоячей воде водохранилища размножились паразиты, и люди стали страдать от малярии и кишечных болезней.

3. Нил приносил ил в Средиземное море, и к устью реки подходили стаи рыбы, которую ловили рыбаки.
4. Асуанская плотина перегородила реку, и возникло водохранилище.

5. Разливы Нила прекратились, и крестьянские поля без плодородного ила перестали кормить крестьян.

6. Рыба перестала подходить к устью реки за кормом, и тысячи рыбаков разорились.

7. Люди построили плотину, перегородившую реку, и стали получать электроэнергию.

8. Пришлось построить туковые заводы для крестьянских полей.

9. Туковые заводы потребляют много электроэнергии.

10. Перечисленные экологические нарушения, вызванные строительством Асуанской ГЭС,

остаточно серьезны, но не возникнет ли новых проблем?


Задача 4

Экологическая проблема является следствием высокой численности вида. Приведенные факты расположите в логическую цепочку.


1. В североамериканский порт из Европы вместе с грузом зерна в трюме прибыло и несколько

пассажиров» – это были воробьи.

2. В Америке на смену лошадям пришел автомобиль.

3. Воробьев стали стрелять из ружей, травить ядом и ловить сетями, но ничего не помогало –

численность воробьев возрастала!

4. Кандидаты в городской парламент, заметив народную любовь к воробьям, стали ратовать за охрану воробьев.

5. В Северной Америке не было воробьев.

6. Воробьев становилось все больше и больше.

7. Американцы испытывали ностальгию по Англии, вспоминали и воробышков.

8. Воробьи стали пачкать наличники окон, отнимать корм у кур и индеек – американцы

перестали симпатизировать воробьям.

9. Англичане приезжали в Америку, захватывали кусок земли и называли себя американскими

фермерами, но скучали по родине.

10. Меньше стало на дорогах овса – сократилась численность воробьев, они перестали раздражать фермеров, проблема исчезла.

11. Достаточно было напомнить, что тот или иной депутат ратовал за охрану воробьев, как его кандидатура с треском проваливалась.

12. Мало стало лошадей – меньше стало лошадиного навоза с остатками полупереваренного овса.

13. Американцы стали строить кормушки и домики для воробьев.

14. Огромные стаи воробьев стали разорять пшеничные поля.


Задача 5

Составьте приведенные здесь в беспорядке факты в логическую цепочку. Какое заявление можно считать выводом?

1....но инквизиция сжигала на кострах не только людей...

2. Домашняя кошка в Древнем Египте считалась священным животным. Кошки защищают жилища людей от крыс и мышей.

3. Мышевидные грызуны не только портят и поедают зерно, но и переносят чуму.

4. Чума – бич средневековых городов, иногда чума выкашивала все население.

5. Мало кошек – много крыс и мышей.

6. Святая инквизиция сначала сжигала книги, потом людей!

7. И тогда в средневековые города пришла чума...

8. Инквизиция считала кошек «дьявольскими созданиями».

9. Инквизиция стала сжигать кошек на кострах.

10. От легочной чумы нет спасения – человек умирает внезапно, как от удара молнии!

11. Численность кошек в средневековых городах стала резко сокращаться.

12. За всю историю человечества от эпидемий погибло больше людей, чем от всех войн, вместе взятых.

 

Оценка выполнения задания:

 

Оценка/баллы Критерии оценки
  - даны верные ответы на все задачи, - ответ обоснован
  - даны верные ответы на четыре задачи, - ответ обоснован
  - даны верные ответы на три задачи - ответ обоснован
  - даны неверные ответы на все задачи

Перечень рекомендуемой литературы:

1. Экология. 10-11 классы: учебник / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; под ред. Н.М. Черновой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 302с.: ил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: