МУК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА»
АДРЕС: 308511
Белгорордская обл.
Белгородский р-он
С. Стрелецкое
Ул. Королева, д 44
Тел.-факс. 38-83-91
ВРЕМЯ РАБОТЫ: с 9-00 – 19-00
ВЫХОДНОЙ - ПОНЕДЕЛЬНИК
САНИТАРНЫЙ - ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МЕМЯЦА
E-MAIL: biblbel2015@yandex.ru
САЙТ: https://www.librarys.ru/
МУК «Центральная районная библиотека
Белгородского района»
18+
«Продвижение библиотек
В социальных сетях»
Обзор профессиональной печати
Белгород
Последние годы вопрос о необходимости внедрения библиотечной практики в социальное пространство все больше привлекает внимание библиотечного сообщества. Возникает много вопросов и споров о рентабельности и результативности этой деятельности; о возможностях, которые раскрываются перед библиотекой; о методиках администрирования социальных групп и подводных камнях, скрывающих многие проблемы, возникающие при создании и продвижении.
За несколько лет активного внедрения библиотек в среду социальных медиа, накопился некий опыт, которым, коллеги разных библиотек делились на страницах профессиональной периодической печати.
Еще в 2011 году в преддверии начала активного развития социальных медиа в библиотечной практике, Я.Л. Шрайберг в ежегодном докладе конференции Крым «Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?» рассматривает перспективы развития библиотек в интернет-пространстве. Среди наиболее перспективных социальных платформ он выделяет блогосферу и акцентирует внимание на «следующих моментах:
· цели и причины создания блога;
· индивидуальность или корпоративность при его создании;
· выбор программно-технологической платформы (лучше, конечно, уже «раскрученной»);
· кто будет «блогером», редактором, как будет участвовать в блогах руководство библиотеки;
· как будет обеспечена интерактивность;
ДЛЯ ЗАМЕТОК
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 11-62.
Подготовила:
библиограф ЦБ Белгородского района
Полшкова Н.В.
· план публикаций и порядок их обновления;
· реклама, фандрейзинг, взаимоотношения с учредителями и спонсорами; и целый ряд других».1
Крупнейшие российские библиотеки, на тот момент, уже имели опыт создания и ведения библиотечных блогов, среди них Я. Л. Шрайберг выделяет: «Российскую государственную библиотеку для молодежи – она поддерживает несколько блогов (www.blogrgub.ru), блоги Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (www.teenbook-ekaterinburg.blogspot.com), Московской городской детской библиотеки им. А. Гайдара (www.gaidarovka.ru/), Красноярской краевой универсальной научной библиотеки (www.kraslib.ru), Московской библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (www.turgenevka.blogpost.co)... Блоги РГБ и ГПНТБ России… Среди личных блогов библиотекарей, безусловно, выделяется блог ведущего библиотекаря научной библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) Екатерины Ефимовой «Мышь библиотечная» (www.rusu-library.blogspot.com)».2
_________________________________________________
1 Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 26.
2 Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 26.
Среди наиболее популярных социальных сетей он выделяет Twitter, называя эту сеть перспективной для библиотек, которая дает возможность оперативного оповещения читателей о мероприятиях, выставках, новинках литературы и отличной рекламой среди молодежи.
Facebook, MySpace – по словам автора являются прекрасной платформой для профессионального общения, социальные сети VKontakte.ru и Odnoklassniki.ru – альтернативой общения с читателями средней и возрастной категории.
Я. Л. Шрайберг поддерживает идею продвижения библиотек в социальных медиа, как продвижение саморекламы и общения с пользователем.
Познакомиться подробнее с материалами доклада Вы можете в журнале Научные и технические библиотеки. (Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 11-62).
С течением времени, стало очевидным наличие социальных медиа в практике библиотек. Сегодня практически каждая библиотека имеет свои блоги или странички в соцсетях. В своей практике предпочтение библиотеки отдают социальным сетям Facebook, VKontakte.ru, Odnoklassniki.ru. В реалии, многие библиотеки сталкиваются с рядом вопросов, которые требует практического решения, для многих остается сомнительным актуальность такой деятельности, а кто-то
Несмотря на то, что социальные сети, глубоко внедрились в практику работы библиотек, остается еще много вопросов, которые предстоит решить библиотекам путем проб и ошибок.
Литература:
1. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Как создать сообщество ВКонтакте. Цикл статей. Статья вторая / Е. А. Василькова // Современная библиотека. – 2014. - № 40-42.
2. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Цикл статей. Статья первая / Е. А. Василькова // Современная библиотека, 2014. - № 3. – С. 42-44.
3. Крапотина, О. В. «Как вести группу ВКонтакте» / О. В. Крапоткина // Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 70-71.
4. Полшкова, Н.В. Библиография в сети: возможности соцмедиа / Н.В. Полшкова // Современная библиотека. – 2017. - № 4. – С. 25-27.
5. Свергунова, Н. М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде / Н. М. Свергунова // Научные и технические библиотеки, 2016. - № 5. – С. 52-56.
6. Сизых, И.Н. Социальные сети: зло или благо? / И. Н. Сизых // Современная библиотека. – 2017. - № 5. – С. 32-35.
7. Сыромятникова, С. «ВКонтакте» с абонентом: расскажем о себе в сетях / С. Сыромятникова // Библиотека. – 2016. - № 8. – С. 30-32.
8. Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия
Существует закон «Об авторском праве и смежных правах», так же, ФЗ от 05.05.14 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эти вопросы рассматривает автор статьи Свергунова, М. Н. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде / М. Н. Свиргунова // Научные и технические библиотеки. – 2016. - № 2. – С. 52-56. Автор напоминает о рабочей группе «Библиотеки и социальные медиа» РБА (https://www.facebook.com/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0-%D0%A0%D0%91%D0%90-29%D0%90-927869707315149), которая планирует разработать перечень таких документов. В результате их исследования было выявлено, что некоторые библиотеки имеют:
· Положение о работе в соцмедиа – 6 %
· Утвержденный регламент работы – 11 %
· Должностные инструкции, отражающие работу библиотекаря в соцсетях – 11 %
· Приказ о назначении ответственных – 7 %
· Квартальный план работы – 11 %
Рабочая группа продолжает работу над анализом продвижения библиотек в социальных сетях и разработкой регламентирующих документов, предлагают образовательные программы и конкурсы. Познакомиться с рабочими материалами и стать участником IV неКонференций можно на сайте https://neconference.ru/.
не может правильно расставить приоритеты, и сформулировать стратегию развития библиотеки в сети.
С чего начинается работа библиотеки в Интернете? На этот вопрос отвечает Василькова Е. А. – медиаменеджер журнала «Современная библиотека» в статье - Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Цикл статей. Статья первая / Е. А. Василькова // Современная библиотека. – 2014. - № 3. – С. 42-44.
Автор утверждает, что «…важно понимать и всегда помнить, что продвижения в социальных медиа является важной частью маркетингового плана библиотеки, который, в свою очередь, является частью общей стратегии». В статье даны рекомендации для первых шагов библиотеки в социальных сетях, с которыми Вы можете познакомиться на страницах журнала.
Продолжая свои размышления, о продвижении библиотек в социальных медиа, Василькова Е. А. публикует продолжение в следующем номере журнала «Современная библиотека» Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Как создать сообщество ВКонтакте. Цикл статей. Статья вторая / Е. А. Василькова // Современная библиотека. – 2014. - № 40-42. Автором приводится пошаговая инструкция по созданию библиотечного сообщества ВКонтакте и приводятся конкретные примеры групп библиотек, которые нашли свой неповторимый образ в сети и стали интересны и популярны.
После создания странички или группы в социальных медиа, библиотекари сталкиваются с рядом вопросов, касающихся особенностей оформления, ведения и продвижения, заинтересованности аудитории и самое главное – способности удержать внимание и интерес к своей группе.
«Группа – это не столько поиск новых пользователей, сколько стимуляция повторных визитов в библиотеку и непосредственный контакт с читателей»3 (со страниц памятки).
С этими проблемами попробовали разобраться сотрудники ЦБС г. Братска. Коллегами была разработана памятка, в которой даны конкретные рекомендации по ведению сообществ и как оставаться интересными для читателей и библиотекарей. Познакомиться с памяткой и изучить полезные советы Вы можете в статье Крапотина, О. В. «Как вести группу ВКонтакте» / О. В. Крапоткина // Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 70-71.
Коллеги Центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки (https://libsmr.ru/)/ провели анализ библиотечных групп ВКонтакте и обозначили ряд проблем, которые «характерны для ведения библиотечных групп». (См. С. 8.). Среди основных ошибок, были выделены: некорректное оформление и навигация; неактуальный, безграмотный контент; отсутствие направления на саморазвитие; спам, излишняя самореклама; задержка с ответами; невнимание к мнению пользователя. Все эти проблемы и пути их решения подробно рассмотрены в статье Сыромятникова, С. «ВКонтакте» с абонентом / С. Сыромятникова // Библиотека. – 2016. - № 8. – С. 30-32.
__________________________________
3 Крапотина О. В. «Как вести группу ВКонтакте» / О. В. Крапоткина // Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 71.
Что же несут нам социальные сети: пользу или вред? На этот вопрос попытались ответить коллеги из Новосибирского государственного педагогического университета. В статье Сизых, И.Н. Социальные сети: зло или благо? / И. Н. Сизых // Современная библиотека. – 2017. - № 5. – С. 32-35. На примере своей группы ВКонтакте (https://vk.com/club59081821), коллеги поделились своим опытом, рассмотрели основные задачи, стоящие перед администратором группы. Автор статьи приводит примеры, какой информацией можно заполнить свой контент и рассуждает о пользе и вреде социальных медиа.
Постепенно, библиотеки все больше проникают в информационное пространство интернета, занимая свою нишу в социальном медиапространстве, стирая границы между библиотекой и пользователем. Анализируя возможности медиа, библиотеки ищут новые возможности перспективного развития в обслуживании читателей. На примере библиотек Белгородского района в статье Полшкова, Н.В. Библиография в сети: возможности соцмедиа / Н.В. Полшкова // Современная библиотека. – 2017. - № 4. – С. 25-27. рассмотрены возможности библиографического обслуживания и консультирования пользователей.
Несомненно, социальные сети сегодня, прочно вошли в нашу жизнь и жизнь библиотеки. Как социально-значимые институты, мы не должны идти против требований времени, НО остается ВАЖНЫЙ вопрос, который занимает лучшие умы библиотечного сообщества. Должны ли библиотеки быть в социальных сетях или это дань моде? Нужно ли регламентировать деятельность соцсетей? Если ДА, то каким образом!!!