Обзор профессиональной печати




МУК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА»

АДРЕС: 308511

Белгорордская обл.

Белгородский р-он

С. Стрелецкое

Ул. Королева, д 44

Тел.-факс. 38-83-91

ВРЕМЯ РАБОТЫ: с 9-00 – 19-00

ВЫХОДНОЙ - ПОНЕДЕЛЬНИК

САНИТАРНЫЙ - ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МЕМЯЦА

E-MAIL: biblbel2015@yandex.ru

САЙТ: https://www.librarys.ru/

МУК «Центральная районная библиотека

Белгородского района»

18+

«Продвижение библиотек

В социальных сетях»

Обзор профессиональной печати

 

 

Белгород

Последние годы вопрос о необходимости внедрения библиотечной практики в социальное пространство все больше привлекает внимание библиотечного сообщества. Возникает много вопросов и споров о рентабельности и результативности этой деятельности; о возможностях, которые раскрываются перед библиотекой; о методиках администрирования социальных групп и подводных камнях, скрывающих многие проблемы, возникающие при создании и продвижении.

За несколько лет активного внедрения библиотек в среду социальных медиа, накопился некий опыт, которым, коллеги разных библиотек делились на страницах профессиональной периодической печати.

Еще в 2011 году в преддверии начала активного развития социальных медиа в библиотечной практике, Я.Л. Шрайберг в ежегодном докладе конференции Крым «Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?» рассматривает перспективы развития библиотек в интернет-пространстве. Среди наиболее перспективных социальных платформ он выделяет блогосферу и акцентирует внимание на «следующих моментах:

 

· цели и причины создания блога;

· индивидуальность или корпоративность при его создании;

· выбор программно-технологической платформы (лучше, конечно, уже «раскрученной»);

· кто будет «блогером», редактором, как будет участвовать в блогах руководство библиотеки;

· как будет обеспечена интерактивность;

ДЛЯ ЗАМЕТОК

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 11-62.

 

 

Подготовила:

библиограф ЦБ Белгородского района

Полшкова Н.В.

 

· план публикаций и порядок их обновления;

· реклама, фандрейзинг, взаимоотношения с учредителями и спонсорами; и целый ряд других».1

 

Крупнейшие российские библиотеки, на тот момент, уже имели опыт создания и ведения библиотечных блогов, среди них Я. Л. Шрайберг выделяет: «Российскую государственную библиотеку для молодежи – она поддерживает несколько блогов (www.blogrgub.ru), блоги Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (www.teenbook-ekaterinburg.blogspot.com), Московской городской детской библиотеки им. А. Гайдара (www.gaidarovka.ru/), Красноярской краевой универсальной научной библиотеки (www.kraslib.ru), Московской библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (www.turgenevka.blogpost.co)... Блоги РГБ и ГПНТБ России… Среди личных блогов библиотекарей, безусловно, выделяется блог ведущего библиотекаря научной библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) Екатерины Ефимовой «Мышь библиотечная» (www.rusu-library.blogspot.com)».2

_________________________________________________

1 Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 26.

2 Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 26.

 

Среди наиболее популярных социальных сетей он выделяет Twitter, называя эту сеть перспективной для библиотек, которая дает возможность оперативного оповещения читателей о мероприятиях, выставках, новинках литературы и отличной рекламой среди молодежи.

Facebook, MySpace – по словам автора являются прекрасной платформой для профессионального общения, социальные сети VKontakte.ru и Odnoklassniki.ru – альтернативой общения с читателями средней и возрастной категории.

Я. Л. Шрайберг поддерживает идею продвижения библиотек в социальных медиа, как продвижение саморекламы и общения с пользователем.

Познакомиться подробнее с материалами доклада Вы можете в журнале Научные и технические библиотеки. (Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 11-62).

С течением времени, стало очевидным наличие социальных медиа в практике библиотек. Сегодня практически каждая библиотека имеет свои блоги или странички в соцсетях. В своей практике предпочтение библиотеки отдают социальным сетям Facebook, VKontakte.ru, Odnoklassniki.ru. В реалии, многие библиотеки сталкиваются с рядом вопросов, которые требует практического решения, для многих остается сомнительным актуальность такой деятельности, а кто-то

Несмотря на то, что социальные сети, глубоко внедрились в практику работы библиотек, остается еще много вопросов, которые предстоит решить библиотекам путем проб и ошибок.

 

Литература:

 

1. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Как создать сообщество ВКонтакте. Цикл статей. Статья вторая / Е. А. Василькова // Современная библиотека. – 2014. - № 40-42.

2. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Цикл статей. Статья первая / Е. А. Василькова // Современная библиотека, 2014. - № 3. – С. 42-44.

3. Крапотина, О. В. «Как вести группу ВКонтакте» / О. В. Крапоткина // Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 70-71.

4. Полшкова, Н.В. Библиография в сети: возможности соцмедиа / Н.В. Полшкова // Современная библиотека. – 2017. - № 4. – С. 25-27.

5. Свергунова, Н. М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде / Н. М. Свергунова // Научные и технические библиотеки, 2016. - № 5. – С. 52-56.

6. Сизых, И.Н. Социальные сети: зло или благо? / И. Н. Сизых // Современная библиотека. – 2017. - № 5. – С. 32-35.

7. Сыромятникова, С. «ВКонтакте» с абонентом: расскажем о себе в сетях / С. Сыромятникова // Библиотека. – 2016. - № 8. – С. 30-32.

8. Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия

Существует закон «Об авторском праве и смежных правах», так же, ФЗ от 05.05.14 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эти вопросы рассматривает автор статьи Свергунова, М. Н. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде / М. Н. Свиргунова // Научные и технические библиотеки. – 2016. - № 2. – С. 52-56. Автор напоминает о рабочей группе «Библиотеки и социальные медиа» РБА (https://www.facebook.com/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0-%D0%A0%D0%91%D0%90-29%D0%90-927869707315149), которая планирует разработать перечень таких документов. В результате их исследования было выявлено, что некоторые библиотеки имеют:

· Положение о работе в соцмедиа – 6 %

· Утвержденный регламент работы – 11 %

· Должностные инструкции, отражающие работу библиотекаря в соцсетях – 11 %

· Приказ о назначении ответственных – 7 %

· Квартальный план работы – 11 %

Рабочая группа продолжает работу над анализом продвижения библиотек в социальных сетях и разработкой регламентирующих документов, предлагают образовательные программы и конкурсы. Познакомиться с рабочими материалами и стать участником IV неКонференций можно на сайте https://neconference.ru/.

не может правильно расставить приоритеты, и сформулировать стратегию развития библиотеки в сети.

С чего начинается работа библиотеки в Интернете? На этот вопрос отвечает Василькова Е. А. – медиаменеджер журнала «Современная библиотека» в статье - Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Цикл статей. Статья первая / Е. А. Василькова // Современная библиотека. – 2014. - № 3. – С. 42-44.

Автор утверждает, что «…важно понимать и всегда помнить, что продвижения в социальных медиа является важной частью маркетингового плана библиотеки, который, в свою очередь, является частью общей стратегии». В статье даны рекомендации для первых шагов библиотеки в социальных сетях, с которыми Вы можете познакомиться на страницах журнала.

Продолжая свои размышления, о продвижении библиотек в социальных медиа, Василькова Е. А. публикует продолжение в следующем номере журнала «Современная библиотека» Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Как создать сообщество ВКонтакте. Цикл статей. Статья вторая / Е. А. Василькова // Современная библиотека. – 2014. - № 40-42. Автором приводится пошаговая инструкция по созданию библиотечного сообщества ВКонтакте и приводятся конкретные примеры групп библиотек, которые нашли свой неповторимый образ в сети и стали интересны и популярны.

После создания странички или группы в социальных медиа, библиотекари сталкиваются с рядом вопросов, касающихся особенностей оформления, ведения и продвижения, заинтересованности аудитории и самое главное – способности удержать внимание и интерес к своей группе.

«Группа – это не столько поиск новых пользователей, сколько стимуляция повторных визитов в библиотеку и непосредственный контакт с читателей»3 (со страниц памятки).

С этими проблемами попробовали разобраться сотрудники ЦБС г. Братска. Коллегами была разработана памятка, в которой даны конкретные рекомендации по ведению сообществ и как оставаться интересными для читателей и библиотекарей. Познакомиться с памяткой и изучить полезные советы Вы можете в статье Крапотина, О. В. «Как вести группу ВКонтакте» / О. В. Крапоткина // Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 70-71.

Коллеги Центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки (https://libsmr.ru/)/ провели анализ библиотечных групп ВКонтакте и обозначили ряд проблем, которые «характерны для ведения библиотечных групп». (См. С. 8.). Среди основных ошибок, были выделены: некорректное оформление и навигация; неактуальный, безграмотный контент; отсутствие направления на саморазвитие; спам, излишняя самореклама; задержка с ответами; невнимание к мнению пользователя. Все эти проблемы и пути их решения подробно рассмотрены в статье Сыромятникова, С. «ВКонтакте» с абонентом / С. Сыромятникова // Библиотека. – 2016. - № 8. – С. 30-32.

__________________________________

3 Крапотина О. В. «Как вести группу ВКонтакте» / О. В. Крапоткина // Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 71.

Что же несут нам социальные сети: пользу или вред? На этот вопрос попытались ответить коллеги из Новосибирского государственного педагогического университета. В статье Сизых, И.Н. Социальные сети: зло или благо? / И. Н. Сизых // Современная библиотека. – 2017. - № 5. – С. 32-35. На примере своей группы ВКонтакте (https://vk.com/club59081821), коллеги поделились своим опытом, рассмотрели основные задачи, стоящие перед администратором группы. Автор статьи приводит примеры, какой информацией можно заполнить свой контент и рассуждает о пользе и вреде социальных медиа.

Постепенно, библиотеки все больше проникают в информационное пространство интернета, занимая свою нишу в социальном медиапространстве, стирая границы между библиотекой и пользователем. Анализируя возможности медиа, библиотеки ищут новые возможности перспективного развития в обслуживании читателей. На примере библиотек Белгородского района в статье Полшкова, Н.В. Библиография в сети: возможности соцмедиа / Н.В. Полшкова // Современная библиотека. – 2017. - № 4. – С. 25-27. рассмотрены возможности библиографического обслуживания и консультирования пользователей.

Несомненно, социальные сети сегодня, прочно вошли в нашу жизнь и жизнь библиотеки. Как социально-значимые институты, мы не должны идти против требований времени, НО остается ВАЖНЫЙ вопрос, который занимает лучшие умы библиотечного сообщества. Должны ли библиотеки быть в социальных сетях или это дань моде? Нужно ли регламентировать деятельность соцсетей? Если ДА, то каким образом!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: