Место общих вопросов по отношению к частным вопросам




Расположение общих вопросов — сложная операция. Эти вопросы чаще затронуты влиянием порядка презентации, чем частные вопросы по той же теме.

Основное объяснение, выдвинутое исследователями данной проблемы, основывается на том, что опрашивае­мые не любят повторяться. Когда они сперва отвечают на общий вопрос, они воспринимают его во всей его глобаль­ности. Если этот вопрос появляется вслед за серией частных вопросов на ту же тему, некоторые опрашиваемые думают, что они будут повторяться, если ответят, ис­пользуя заново сведения, которые они уже дали. Они воспринимают общий вопрос, сужая его направленность, и выбирают только те его аспекты, которые не были упо­мянуты в частных вопросах, на которые они уже ответи­ли. Существование этого смещения побуждает распола­гать общие вопросы перед частными.

 

Пример. Судмэн и Брэдбери (Sudman, Bradburnm, 1982) из­лагают опыт, основанный на технике разделенной выборки, в которой опрашиваемые должны ответить на общий вопрос {счастливы ли они?) и на частный вопрос {счастливы ли они в браке?). В этом опыте перемена порядка вопросов не ска­залась на частном вопросе. Напротив, общий вопрос дает меньше положительных ответов, если он стоит после част­ного. Судмэн и Брэдбери объясняют этот результат, упоми­ная об эффекте многословия. По их мнению, опрашиваемые, которым общий вопрос задается первым, принимают во вни­мание все аспекты жизни. Когда же этот вопрос задается после вопроса о браке, они относят его к работе и прочей деятельности, но семейную жизнь уже не считают, посколь­ку на эту тему они уже высказались.

 

Схожую проблему мы встречаем при необходимости собрать общие оценки, относящиеся к продуктам или фирмам в маркетинговых опросах. Обычно рекомендует­ся располагать этот тип вопросов в начале, а не в конце анкеты. Оба варианта обладают своими достоинствами и недостатками. Когда вопросы такого типа располагаются в начале опросника, мы получаем относительно спонтанные ответы. Но таким образом мы фиксируем предрасположенность опрашиваемого. Ответ может быть необдуманным или неточным, если объект оценки сложен. Кроме того, мы рискуем усилить гало-эффект. Когда мы просим при­вести общую оценку после того, как задали серию вопро­сов по различным граням оцениваемого объекта, ответ более обдуманный, опрашиваемый включает в него боль­ше информации. Но при этом ответ находится под влияни­ем различных частичных оценок, которые опрашиваемого просили дать. В этом случае он склонен складывать отве­ты, принимая во внимание тот вес, который для него име­ет каждый рассмотренный аспект.

Предыдущие замечания показывают, что борьба про­тив смещений, связанных с порядком вопросов, являет­ся решающей операцией при структурировании опросни­ка. К этому прибавляются требования деонтологического характера. Этот пункт особенно важен, когда исследование направлено на мнения в широком смысле этого слова. Мнения, которые опрашиваемые выражают в ходе опро­сов, не всегда являются предварительно сформированны­ми, стабильными образованиями их мышления, они не всегда кристаллизованы. Иногда они латентны и обрета­ют плоть только когда опрашиваемый вовлекается в раз­мышления, отвечая на вопросы анкеты. Позиция, кото­рую он в этом случае занимает, следует из конфронтации его мыслительных схем и требований, побуждений к ре­акции, которые встают перед ним в вопросах. То, как он будет развивать эти размышления, во многом определя­ется порядком вопросов. Так же как нужно следить за тем, чтобы вопросы не были наводящими, важно не до­пускать поощрения определенных мнений, выбирая по­следовательность вопросов тенденциозно или используя указанные выше смещения.

 

II. Тестирование анкеты

Тестирование анкеты представляет собой чрезвычайно важную операцию. Ему может предшествовать проверка, доверенная эксперту (например, опытному руководите­лю исследования), но всегда необходимо проводить и те­стирование на соответствующей группе населения. Для этого выбирают несколько десятков лиц (примерно от 20 до 50) тем же образом, что и для определения окончатель­ной выборки. Если избранный метод — эмпирический, нужно следить за тем, чтобы опрашиваемые в рамках те­стирования люди как можно больше отличались друг от друга. При осуществлении итогового опроса к этим рес­пондентам уже не обращаются.

Чтобы гарантировать объективность и валидность те­ста, нужно, чтобы его осуществление было доверено хо­рошо обученным интервьюерам. Но желательно, чтобы и автор анкеты участвовал в тестировании. Вступая в кон­такт с опрашиваемыми, он неформальным образом полу­чит рекомендации, которые будут ему полезны при кор­рекции опросника.

Подготовка теста

Существует два способа опроса индивидов во время теста. Первая техника заключается в том, что участвующих в тесте просят ответить на вопросы анкеты, размышляя вслух в присутствии интервьюера, который фиксирует их слова. Опрашиваемые комментируют свои ответы. Им предлагают свободно выражать мысли, колебания, удив­ление (нелогичная последовательность вопросов, опу­щенные вопросы или варианты ответов и т. д.), а также описывать трудности, с которыми они сталкиваются (не­понимание, недостаток знаний, ощущение, что приходит­ся повторяться, нежелание давать информацию, отсут­ствие интереса к затронутой теме, усталость и т. д.). Ин­тервьюер внимателен к невербальным реакциям, которые дают указания на то, как воспринимается опросник (охот­но даваемые ответы, смущенный смех, внезапная холод­ность, молчание и т. д.). Эта техника имеет преимущество: дает богатые сведения, касающиеся понимания вопросов. Она также позволяет выявить ошибки, относящиеся к де­талям. Но есть и один недостаток. Когда мы пользуемся этим приемом, люди, участвующие в тесте, выполняют операцию, отличающуюся от той, которую обычно вы­полняют при ответе на вопросы анкеты. Те, кто, отве­чая, рассуждает вслух, показывают большие критические способности, а их вопросы более обдуманны.

Когда используется вторая техника, опрашиваемые начинают с того, что отвечают на анкету, как если бы она заполнялась обычным образом. Затем интервьюер просит их описать постфактум реакции, которые были у них вы­званы анкетой, объяснив им, что анкета является объек­том оценивания. Чтобы помочь им в решении данной за­дачи, он снова представляет им вопросы. Эта техника имеет свои преимущества. Она позволяет узнать, сколь­ко времени необходимо на ответы. Она также дает инте­ресные сведения о том, как воспринимается структура опросника. Опрашиваемый делает комментарии уже по­сле того, как он приобрел целостный взгляд на анкету. Эта техника, кроме того, позволяет получить годные для анализа данные, поскольку опрашиваемые отвечают так же, как и при реальном опросе. Но этот прием имеет свои слабые стороны: комментарии менее точны и более раци­онализированы, поскольку собираются постфактум.

Когда опросник не предназначен для личного запол­нения, нужно дополнить тестирование еще одной про­веркой, в которой используется тот способ заполнения, который был выбран (телефонный опрос, почтовая рас­сылка, использование Интернета). Небольшое число респондентов опрашивают по телефону или при помо­щи рассылки, не предупреждая их, что речь идет о тесте, затем с ними снова связываются, прося прокомменти­ровать вопросы; в этом случае акцент делается на труд­ностях, которые могут явиться следствием выбранного способа заполнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: