Анализ результатов теста




Анализ сведений, собранных в ходе тестирования, вклю­чает в себя три операции.

Изучение комментариев респондентов позволяет вы­делить неточные формулировки, последовательность во­просов, которая порождает проблемы, части опросника, которые нужно разгрузить или упростить, поскольку они провоцируют усталость. Ремарки респондентов также предоставляют сведения о том, какие варианты ответа стоит добавить.

Изучение ответов должно проводиться с осторож­ностью, поскольку количество опрошенных в ходе теста очень низко. Тем не менее интересные сведения можно получить, если оказывается, что большинство выбрало один и тот же вариант ответа. Вопрос в этом случае бес полезен, поскольку малоинформативен; нужно вычерк­нуть его или разработать более детальный список вари­антов. Изучение ответов может также показать, что мно­гие склонны выбирать вариант «Другое. Уточните...» В этом случае нужно дополнить список вариантов. Если значительное количество опрашиваемых словно прячет­ся за формулой «воздержался», нужно исправить вопрос дав ему более релевантное содержание или поощрив высказывание мнения меньшинством. Так же тщатель­но должны анализироваться способы использования ней­тральных вариантов и ступеней, находящихся посереди­не шкалы.

Полезно проанализировать отношения между ответа­ми и сопровождающими их комментариями. Если вы­бравшие один вариант респонденты обосновывают свой выбор очень разными причинами, лучше добавить новые варианты, чтобы их можно было различить.

***

Эта работа позволяет сделать многие выводы. Сочетание анализа интервью и анкетного вопроса позволило нам в первую очередь подчеркнуть отношения дополнительности между количественными и качественными ис­следованиями. Эти два подхода не должны противопо­ставляться, поскольку они обогащают друг друга.

Кроме того, мы увидели, что опрос может быть удач­но проведен только в том случае, если он разрабатывал­ся в тесной связи с тем, что ему предшествует, — разра­боткой проблематики исследования, — и с тем, что следует за ним, то есть с обработкой данных (Bardm, 200, Vedrine, 1991).

Наконец мы продемонстрировали, что составление руководства для интервью или анкетного опроса не яв­ляется банальной операцией, требующей лишь таланта к письменному изложению. Это сложная задача, требую­щая обширных знаний. Для того чтобы правильно выпол­нить данную работу, нужно владеть многими параметра­ми: влияние пространственно-временных рамок исследо­вания или способа заполнения, формулировки вопросов и структуры анкеты и т. д. Рекомендации, представлен­ные в настоящей книге, являются путеводителем, кото­рый позволит избежать основных смещений. Однако эти рекомендации не должны использоваться механически. Необходимо помнить о принципах, на которых они осно­ваны, и следовать им, принимая во внимание особенно­сти каждого опроса (природа затрагиваемых тем, про­филь опрашиваемой группы населения и т. д.).


Библиография

 

Bardin L, L'Analyse de contenu, Paris, PUF, 2001.

Beardcn W. O., Netemeyer R.G., Mobley M.F., Handbook of Mar­keting Scales, Londres, Sage, 1998.

Berthier N., Les Techniques d'enquete. Methode et exercices corriges, Paris, Armand Colin, 1998.

Blanchet A. (ed.), L'Entretien dans les sciences sociales, Paris, Du-nod, 2000.

Blanchet A., Gotman A., L'Enquete etses methodes: Ventretien, Pa­ris, Nathan, 1992.

Bourdieu P., Questions de sociologie, Paris, Minuit, 1981.

Cayrol R., Sondages mode d'emploi, Paris, Presses de Sciences Po, 2000.

Chirouze Y., Le Marketing: les etudes prealables a la prise de deci­sion, Paris, Ellipses, 1993.

Cox E. P., «The Optimal Number of Response Alternatives for a Scale», Journal of Marketing, vol. 17, № 4, 1980, pp. 407-422.

De Singly F., L'Enquete et ses methodes: le questionnaire, Paris, Na­than, 1992.

Deroo M., Dussaix A.-M., Pratique et analyse des enquetes par sondage, Paris, PUF, 1980.

Des Garets V., Etudes et recherches commerciales, Paris, Economica, 1997.

Dussaix A.-M., GrosbrasJ.-M., Les Sondages:principeset methodes, Paris, PUF, 1993.

Evrard Y., Pras В., Roux E., Market - Etudes et recherches en mar­keting, Paris, Dunod, 2000.

Giannclloni J.-L., Vernctte E., Etudes de man-he, Paris, Vuibert, 2001.

Ghiglione R., Matalon В., Les Enquetes sociologiques. Theories et pratique, Paris, Armand Colin, 1998.

Gremy J.-P., «Ix\s experiences fran^aises sur la form.os-

tions d'cnquete», Revue Francaise de Sociologie, vol. XXVIII

№4, 1987, pp. 567- 599. f Jrcmy J.-P., «La formulation des questions d'enquete: son effetsur

les rcponses», in I-ebart L. (ed.). La Qualitede Vinformationdans

lesenquetes, Paris, Dunod, 1992, pp. 85-102. Gueguen G., «L'administration des enquetes par Internet», ¥ Confe­rence Internationale de I'AIMS, Montpellier, 2000. Lebart L., Salem Л., Statlstique textuelle, Paris, Dunod, 1994. Pinson C, «Pour une etude critique du differentiel semantique»,

Revue Fran^aise du Marketing, № 95, 1983, pp. 3-25. Pras В., «Echelles d'intervalle a supports semantiques». Revue

Fmncaise du Marketing, № 61,1976, pp. 87-95. Richard-Zapella J., «Variations interrogatives dans la question de

sondatfc», Молу, № 23,1990, pp. 24-38. Scluiman 11., Presser S., Questions & Answers in Attitude Surveys.

Experiments on Question Form, Wording, and Context, Thousand

Oaks, Sage Publications, 1996. Smlman S., Bradburn N.M., Asking Questions. A Practical Guide to

Questionnaire Design, Jossey-Bass Publishers, 1982. Tourangoau R, Rips L.J., Rasinski K., The Psychology of Sutvey

Response, Cambridge, Cambridge University Press, 2000. V c(1 ri no J. - P, Le Trail ement des donnees en mattering, Paris, Editions

^'Organisation, 1991.

Vornotto H., «L'officacitc des instruments d'etude: c\ -i ^>

cchcHf^s de mesuro», Rechenhe et Applications en Mat !м i*,Lb. \ л №2, 1991, pp. 43-65.


Э. Феннето

Интервью и опросник:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: