Глава I. Факторы, обуславливающие необходимость проведения




Учреждение Образования

“Минский государственный лингвистический университет”

Факультет английского языка

Кафедра методики преподавания иностранных языков

Курсовая работа

На тему

Сценарные уроки иностранного языка как средство активизации

Иноязычного общения

Исполнитель:

Даниленко

Елена Игоревна,

Группа 417

Научный руководитель:

Лукина

Светлана Анатольевна

Минск 2009

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Факторы, обуславливающие необходимость проведения сценарных

уроков........................................................................................................................6

Глава II. Виды и методика проведения сценарных уроков................................10

2.1 Урок-дискуссия.................................................................................................11

2.2 Урок-мозговая атака.........................................................................................15

2.3 Урок-ролевая игра............................................................................................21

2.4 Урок-проект......................................................................................................25

2.5 Урок-спектакль (урок-сказка).........................................................................29

Глава III: Практическая часть...............................................................................33

Заключение................................................................................................................37

Библиография............................................................................................................39

Приложение..............................................................................................................41

Введение

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время

особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно

ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую

инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность,

мобильность будущих специалистов. Известно, что целью обучения

иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции,

включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо

без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную

компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка

призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в

межкультурной коммуникации. [1, 56] Но такую личность невозможно

формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого

языка. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только

эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих

целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего

поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться

учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с

познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми

знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность

изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации

благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию и

речевую активность, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут

стимулировать деятельность учащихся.

Нетрадиционные или сценарные формы проведения занятий направлены

на повышение эффективности деятельности учащихся. К таким занятиям

следует отнести: урок – дискуссия, урок – мозговая атака, урок – спектакль,

урок - ролевая игра, урок - проект и т.д.

Активизация иноязычного общения учащихся на уроке иностранного

языка в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем в

современной методике преподавания иностранных языков. Данная проблема

давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и

учителей-практиков. Например, в педагогике разработана гуманистическая

концепция образования (Дж. Дьюи, Маслоу, Роджерс, Я. А. Каменский и

др.), исследовано субъект – субъектное взаимодействие (И.И. Рыданова и др.).

В психологии изучается и глубоко анализируется интерактивный аспект

общения (Г.В. Андреева, Б.Ф. Ломов, Тюков). В методике в рамках личностно

ориентированного подхода разрабатываются новые методы, технологии и

приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (Р.

Славин, Э. Аронсон, Килпатрик, Е.С. Полат, А.Ф. Будько и др.);

рассматриваются стратегии и тактики межличностного взаимодействия (Н.Р.

Аниськович и др.). Создаются принципиально новые учебники, построенные

на коммуникативном методе обучения иностранному языку, в которых

учитывается необходимость развития речевой активности, а, как следствие, и

речевого взаимодействия учащихся.

Наше исследование посвящено проблеме активизации иноязычного

общения учащихся на уроке иностранного языка. Объектом исследования

является процесс активизации иноязычного общения на уроке иностранного

языка. В качестве предмета исследования выступают сценарные уроки

иностранного языка как средство активизации иноязычного общения. Целью

исследования является изучение факторов, обуславливающих необходимость

проведения сценарных уроков, а также видов и методики проведения

сценарных уроков.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие

задачи:

 изучить теоретическую литературу (психологическую, общедидактическую,

методическую и др.) по теме исследования;

 исследовать факторы, обуславливающие необходимость проведения

сценарных уроков;

 рассмотреть виды сценарных уроков иностранного языка;

 исследовать роль сценарных уроков в процессе активизации иноязычного

общения;

 подготовить методическую разработку сценарных уроков и провести

пробное обучение с целью определения ее эффективности для активизации

иноязычного общения учащихся на уроке иностранного языка.

Гипотеза состоит в том, что сценарные уроки иностранного языка будут

способствовать активизации иноязычного общения учащихся.

В процессе исследования использовались следующие методы:

 анализ научной литературы по изучаемой проблеме;

 наблюдение за ходом учебного процесса до проведения цикла сценарных

уроков;

 проведение пробного обучения с использованием сценарных уроков и его

последующим анализом;

 анкетирование учащихся.

Глава I. Факторы, обуславливающие необходимость проведения

Сценарных уроков

Процесс активизации иноязычного общения неразрывно связан с

процессом активизации речевой деятельности на уроке иностранного языка.

Согласно концепции И. А. Зимней, речевая деятельность есть процесс

формирования и формулирования мысли. Поэтому предмет мысли ученика (т.е.

то, о чем он хочет сказать на иностранном языке, или то, что он хочет понять)

должен быть ему интересен, ясен и доступен для понимания. [2, 26] Стремясь

выразить свою мысль или понять чужую, ученик ищет средства и способы для

этого. Учитель должен помочь ему, но, не решая задачу за него, а решая задачу

вместе с ним, будучи при этом не координатором, а всего лишь помощником.

Следует учитывать еще одну особенность речевой деятельности - мотив.

Мотив речемыслительной деятельности – осознание проблемы и способа

ее решения речевыми средствами. Задача учителя, на наш взгляд, это

правильно проставить проблему, зделать ее актуальной, а также создать все

условия для решения этой проблемы с помощью речевых средств. [3, 7]

В методике известны различные типы уроков. Они используются в

зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены

замыслом учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные

и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока

позволяет побудить к активизации умственной деятельности, к

самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося.

Несомненно, сценарные уроки иностранного языка являются

нетрадиционными формами проведения уроков в современной школе. [4, 103]

Исходя из возможностей, которые имеют сценарные уроки иностранного

языка по сравнению с традиционными, мы можем выделить ряд факторов,

обуславливающих необходимость их проведения:

1) Развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся, оценка

роли знаний и возможность увидеть их применение на практике.

2) Сценарные формы проведения уроков дают возможность не только поднять

интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую

самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными

источниками знаний.

3) Сама организация сценарного урока подводит учащихся к необходимости

творческой оценки изучаемого предмета, способствует выработке

определенного позитивного отношения к иностранному языку.

4) В процессе проведения сценарных уроков складываются б лагоприятные

условия для развития умений и способностей творческого мышления, а также

развития других психических познавательных процессов: памяти, восприятия,

воображения и т.д.

5) Сценарные уроки позволяют шире вводить элементы занимательности, что

повышает интерес к предмету.

6) Сценарные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в

деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем

использования различных способов изучения нового материала на уроке.

7) В процессе проведения сценарного урока решается центральная и наиболее

трудная проблема в общении преподавателя и учеников - установление

психологического контакта, взаимопонимания с партнером по общению. Это

несомненно приводит нас к решению важнейшей проблемы - активизации

иноязычного общения на уроках иностранного языка.

8) Сценарные уроки способствуют формированию навыков работы школьников

с дополнительной литературой.

9) Посредством проведения сценарных уроков появляется возможность не

только о богащать знания учащихся новыми сведениями, но и формировать у

учащихся целостное представление об изучаемой теме.

10) Такие уроки позволяют наиболее эффективно реализовать

межпредметные связи в соответствии с требованиями времени.

Проводить сценарные уроки рекомендуется не чаще 1-2 раз в четверть. Для

успешного проведения нестандартного урока рекомендуется:

● Начинать работу с большой предварительной подготовки: готовится

оборудование урока, готовятся сами учащиеся, выполняются

необходимые предварительные задания, накапливаются нужные учебные

материалы.

● Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку и проведение

урока.

● Учитывать конкретный уровень подготовленности конкретного класса,

возможность успешного восприятия учащимися оригинальной формы

урока.

● При анализе проведенного сценарного урока учитывать не только степень

достижения поставленных целей, но и эмоциональный тонус урока,

интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие

благоприятные условия, положительно влияющие на формирование

личности школьника. [4, 106]

В мировой практике известны различные направления в активизации

иноязычного общения учащихся на уроке. Наша задача состоит в том, чтобы

показать, какие из них наиболее приемлемы в наших условиях, в условиях

классно-урочной системы. Проанализировав работы отечественных и

зарубежных методистов, мы пришли к выводу, что организовать подлинную

интеракцию учащихся на уроке иностранного языка можно путем более

широкого применения нетрадиционных возможностей:

1. проектного метода;

2. игровой методики, главным образом различных ролевых

игр, построенных на аутентичных ситуациях;

3. проблемной ____________методики, в частности приемов мозговой атаки

(brainstorming), дискуссии, дебатов и др.

4. обучения в сотрудничестве, например, урок-спектакль.

В рамках нашего исследования мы выделили в качестве ведущих

направлений активизации иноязычного общения проектный метод, дискуссию,

мозговую атаку, ролевую игру и урок-спектакль. Остановимся подробнее на

этих направлениях в следующей главе.

Подводя итог, можно сказать, что сценарный урок – органичное сочетание

образования, развития и воспитания. Сценарные уроки нравятся детям, т.к. они

творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует

слишком часто проводить сценарные уроки, т.к. они станут традиционными и

уровень эффективности снизится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: