Сотрудничество и кооперация




Творческая деятельность по определению предполагает свободу действий

ребёнка. Учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в паре с кем-либо

и в группе. Групповая деятельность представляет благоприятные возможности

для:

1. обучения в сотрудничестве и понимания, что один ум – хорошо, а два –

лучше;

2. развитие лидерских способностей;

3. достижение успехов менее творческими учащимися.

Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера

Рождение творческих идей поощряется созданием атмосферы

психологической безопасности, в которой безусловна ценность каждого

человека. Учителю важно понять, что когда мы призываем детей свободно

выражать себя, необходимо снять угрозу внешнего оценивания, критических

суждений, так часто используемых в учебно-воспитательном процессе. В

творческих упражнениях не бывает неправильных ответов. Самый

эффективный способ создать благоприятную психологическую атмосферу в

классе – это максимально снизить внешнее формальное оценивание и

направить учащихся в русло самооценивания.

Принцип безоценочной деятельности

Основная цель принципа - это освобождение учащихся от страха делать

ошибки. Для создания такой атмосферы существуют следующие подходы:

1. будьте внимательны, уважительны и заинтересованы к детским идеям и

вопросам;

2. эффективный способ преодоления спонтанного смеха – это узаконивание

смеха;

3. создание стимулирующей среды.

Принцип подкрепления

Принцип подкрепления желательных типов поведения (хвалить детей, не

употреблять фраз, которые являются своеобразными убийцами творчества). Не

произносить фразы: “Это хорошая идея, но…”, “Серьёзнее!”, “Это к делу не

относится!”, “Вы должны это знать!”, “Давайте будем реалистами!”, “Так не

бывает!”, “Успокойтесь!”, “Ну, это не работа” и т. п.

Одна из самых трудных задач – обучить самооцениванию. Для этого

проводится этап рефлексии. Также используются техники взаимооценки. Для

этого проводится этап рефлексии: “Что ты сам думаешь о своих идеях?”, “Что

хорошего в этой работе?”, “Тебе самому нравится, и почему?”, “Что тебе лучше

всего удалось?”.

В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К

несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он

уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе

его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм,

отсутствие эмоционального "огонька" в условиях применения этого метода как

бы автоматически снимаются. Д оброжелательный психологический

микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и

воображение.

Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его

применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем

виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также

неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача

требует больших предварительных расчетов, вычислений. Применение метода

коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительно высокого

мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувства юмора. В

процессе его применения также не всегда удается преодолеть инерцию

мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного

средства, приема, подхода решения творческой задачи. Логика мышления

группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее

очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным.

Рассмотрим методику использования идеи мозгового штурма при работе с

учащимися. Сначала определим наиболее общие для всех уроков цели:

- Совершенстввать речевые умения и навыки;

- Развивать умение мыслить критически и анализироть, творческое мышление,

фантазию, воображение и другие психические процессы;

- Воспитывать уважение к мнению товарища, терпимость.

Методика проведения мозгового штурма на уроке иностранного языка.

1. Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая

группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп.

Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и

фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы

одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно

разного цвета.

3. Поставить обеим группам речемыслительную задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков"

внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если

будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны

выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо

неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся "орать" по очереди, а

потом и нормально говорить по очереди.

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И.

Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда

учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед.

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен

магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно

оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои

решения. Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить

свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это

очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или

согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие

"генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции

могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во

времени.

9. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию,

когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только

этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику,

Красной Шапочке, Аленушке..." [11, 48]

Как уже отмечалось, на таких уроках удается достичь самых разных целей

методического, педагогического и психологического характера. В соответствии

с поставленной целью выбирается тема мозгового штурма.

Урок-ролевая игра

По определению М.Ф. Стронина, "игра - это вид деятельности в условиях

ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в

котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением". [12,

16]

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и

ситуаций, которые выступают, как средство побуждения, стимулирования

учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим

сюжетом, конфликтом и действующими лицами. [13, 30].

Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение

ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия

реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую

очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем,

создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный

барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким,

неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер

неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения,

как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный

момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при

этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он

должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,

правильно отреагировать на нее.

Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы

(Почему?) - мотив и (Зачем?) - цель, т.е. нужно что - то сказать. Центром

внимания становится содержание беседы.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов

школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они

содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность;

воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают,

помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь

управляет учебной деятельностью.

Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их

интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное

средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению;

способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному

языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и

потребностями.

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: