Ситуация, ролевые действия.




Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке

могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом

индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные,

социально-демографические), вторые определяются местом индивида в

системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор

ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у

школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества

личности. [14, 14]

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как

способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и

обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения

коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2)

объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора,

условия речевого акта.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют

учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность

игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом

ролевой игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой

формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные

действия, использование бутафории. Как показывают результаты обучения,

применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует

положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении

(разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров,

эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи,

объем высказывания, темп речи). [15, 27]

Основные требования к ролевым играм.

1) Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников

интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе

ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2) Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так

и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо

исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет

естественной и убедительной.

3) Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4) Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере,

вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее

чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.

5) Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном

речевом общении с максимальной эффективностью использовать

отрабатываемый языковой материал.

6) Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только

при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в

процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы

учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он

становится только наблюдателем.

7) Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить

контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии- очень

важный фактор, значение которого трудно переоценить. [16, 15]

Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского

языка. Ниже мы приводим некоторые их них:

• презентация

• интервью

• заочное путешествие

• пресс-конференция

• круглый стол

• телемост

• экскурсия

• сказка

• репортаж

• клуб по интересам

Технология ролевой игры состоит из следдующих этапов:

1) Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки

сценария - условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется

план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры

и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2) Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация учеников,

определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также

необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.

Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов,

инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к

учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить

учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и

этику поведения.

3) Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают

предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4) Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с

учащимися проводит обобщение, то есть учащиеся обмениваются мнениями,

что, на их взгляд, получилось, и над чем еще стоит поработать. В заключение

учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибку, формулирует

окончательный итог урока. Пр анализе обращается внимание на соотвестсвие

использованной иммитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим

образом: см. приложение 1.

Для реализации игрового метода на уроказ иностранного языка можно

предложить следующий тематический каркас и ситуации учебного общения:

см. приложение 2. [4, 31]

Итак, ролевые игры строятся на принципах коллективной работы,

практической полезности, соревновательности и максимальной занятости

каждого учащегося. Ролевые игры - мощнейшее средсво побуждения

познавательной и речевой активности и мотивирования учащихся. В процессе

ролевой игры развивается творческое мышление, способность к поиску ответов

на поставленные вопросы, речь, умение общаться друг с другом.

Урок-проект

Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов были

направлены на то, чтобы «найти пути и способы развития активного

самостоятельного мышления учащегося, чтобы научить его не просто

запоминать и воспроизводить какую-либо информацию, а уметь применять

свои знания на практике». Именно поэтому американские педагоги Джон

Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой

совместной деятельности учащихся при решении одной общей проблемы.

В наше время метод проектов нашёл широкое применение во многих

странах мира, так как он «позволяет органично интегрировать знания учащихся

из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность

применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи».

Для собственно проектного метода характерны следующие признаки:

 наличие проблемы, значимой и интересной для данной категории учащихся

(путешествие, выживание в трудных условиях и т.д.);

 цикличная организация учебного процесса, т.е. наличие определенных

этапов в процессе выполнения проекта;

 самостоятельное планирование и реализация учащимися содержания

общения;

 реализация коммуникативно-познавательной деятельности учащихся в виде

проекта (создание собственного журнала, разработка коллажа, проведение

социологического исследования, подготовка шоу и т.п.).

Кроме того, как любой другой метод или технология, метод проектов

имеет свою структуру. Е.С. Полат выделяет следующие этапы проведения

проекта:

а) представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем

по обсуждаемой тематике;

б) выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и

обоснование каждой из гипотез;

в) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой

группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки

выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

г) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или

опровергающих гипотезу;

д) защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с

оппонированием со стороны всех присутствующих;

е) выявление новых проблем. [17, 3]

По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и

групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике. В этом

случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать

деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–

координатора в этом случае особенно важна.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с

другом, потому что они вместе выполняют задание.

4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости,

при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа

выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение

ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от

успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник

активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний.

Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно

относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего

труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению

знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник

приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия,

прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач,

реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на

различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта,

помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в

обучении способам работы для получения знаний.

Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны

сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько

возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим

учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.

Учащимся предлагается также к моменту окончания изучения темы

изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами,

рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание

темы. Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать

в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как

нацеленный на реализацию проекта. Например, если начинается изучение темы

“Города США”, то учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет

“По городам США”. Эта форма работы очень нравится учащимся. [18, 108]

Метод проектов – личностно–ориентированное обучение, направленное

на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками

улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в

свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после

применения этой технологии следующие:

– прочное и глубокое усвоение знаний;

– высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

– высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

– умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

– сплочение детского коллектива;

– мотивация коллективных достижений.

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

– низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

– перегрузка учителей и учащихся.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и

творческая деятельность.

2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она

иная, чем при традиционном обучении.

З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой

степени берут на себя.

4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих

способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к

самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя

решений. [19, 14]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: