Особенности игр глухих детей.




Игры глухих детей, как и игры слышащих, отражают реальную действительность. Однако они несколько бед­нее то содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограни­ченного речевого общения, при минимальной познава­тельной роли речи. Поэтому сюжеты игр слышащих де­тей значительно многообразие, в них шире отражается не только непосредственный, но и опосредованный опыт детей — то, что они узнают из общения с окружаю­щими, из рассказов, сказок, бесед, радиопередач и т. п. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников. Без работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.

Вследствие того, что глухие дети менее обобщенно, чем слышащие, отражают ту или иную сторону действительности, они не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредотачи­вают внимание на воспроизведении особенностей, кото­рые имеют второстепенное значение.

Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные дейст­вия детально и педантично отражаются в их играх. Сю­жет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями. Так, при игре в «семью», дети не забывают ополоснуть -корыто или таз во время.стирки или.купания детей, не забывают разбавить горячую воду холодной и т. д. Иногда такая детализация поглощает всю игру -она фактически сводится к детальному изображению какого-нибудь одного действия: ребенок начинает иг­рать просто в «стирку», причем эта стирка осуществляет­ся не ради какой-нибудь другой цели, а ради самой стирки.

Для глухих дошкольников типична склонность к пе­дантичному, буквальному отражению в игре действитель­ности. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у глухого ребенка отстают в развитии воображение, фан­тазия, он не может творчески войти в роль, а просто под­ражает конкретным людям, воспроизводя их предметные действия, копируя внешние особенности. У глухих детей вообще значителен элемент механиче­ского подражания друг другу во время игр. Стоит одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как у него сразу же находится несколько последователей, которые слепо во всем ему подражают. Часто вся игра некоторых детей бы­вает построена на простом подражании действиям како­го-то одного ребенка..Особенно ярко проявляется подра­жание у малышей, но от него не свободны и игры детей средней и даже старшей групп. В играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повто­рению игровых действий - одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в кото­рых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему.

Одним из характерных для игры моментов является использование в игре предметов, которые в жизни имеют совсем другое назначение, т. е. в игре осуществляется перенос действий с одних предметов на другие, которые в реальной жизни, вне игровой ситуации, используются по-иному.

Перенос действий в игре связан с формированием и развитием речи детей. Вследствие речевого недоразвития игра глухих детей приобретает качественно своеобразный характер. Глухие дети испытывают трудности при игро­вом замещении предметов. К умению замещать в игре одни предметы другими к умению действовать с предметом в соответствии с игровым значением, сообразно с его новым названием детей надо подводить постепенно. Сюжетно-ролевая игра появляется у глухих детей школьного -возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Восприятие мира у глухого ребенка обеднено за счет отсутствия слуховых ощущений и восприятий, затруднен­ного и ограниченного речевого общения. Это усложняет как руководство детским восприятием, так и передачу ребенку накопленного взрослыми опыта. Отсутствие слу­ховых впечатлений не возмещается зрительным восприя­тием. Да и само зрительное восприятие, не 'направляемое взрослыми, не может дать глухому ребенку полноценных знаний об окружающем.

В результате задержанного развития речи отстает в своем развитии и воображение глухих детей, необходи­мое для игры.

Задержка в развитии речи, как это установлено, знаме­нует собой и задержку развития воображения. Глухие дети, которые в силу этого остаются полностью или ча­стично немыми детьми, лишенными речевого общения, оказываются в то же время детьми с чрезвычайной бед­ностью, скудостью, а иногда с положительно рудиментар­ными формами воображения».

Задержка речевого развития глу­хого ребенка мешает отвлечению от непосредственно воспринимаемого и затрудняет создание воображаемой игровой ситуации.

Без специального обучения умению играть игры глу­хих детей развиваются медленно и носят в основном про­цессуальный характер. При специальном обучении игро­вая деятельность глухих детей принципиально меняется: в их играх находит отражение все больший круг впечат­лений; сюжеты игр и игровые действия детей заметно усложняются; от простого отображения предметных дей­ствий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств; в играх появляется разнообразное ис­пользование предметов, которые.получают многообраз­ное значение; все 'более существенную роль в играх вы­полняет речь; в процессе игр обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры; повышается роль слова в регуляции.игровых дей­ствий.

Чтобы обучение глухих детей игровой деятельности было эффективным, необходимо знать те условия, кото­рые благоприятно влияют на ее развитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: