Сюжетно-ролевые игры имеют неоценимое значение для всестороннего и речевого развития детей, поэтому необходимо, чтобы они по.праву заняли свое место в жизни глухих дошкольников. В режиме дня специальных детских учреждений им должно быть отведено определенное время, как и любому другому виду деятельности.
В детских учреждениях для глухих дошкольников должны быть созданы все условия для игр детей. Это значит, что, во-первых, время для,игр должно быть четко запланировано и не занято ничем другим; во-вторых, дети должны быть обеспечены необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться; в-третьих, необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей, которое включает в себя и обучение детей умению играть.
Рассмотрим эти три условия подробнее:
В дошкольных учреждениях для глухих детей согласно режиму игре отводится от 45 минут до 1 часа 50 минут в день (в то время как в массовых детских садах дети играют по 3 - - 3,5 часа в день). Из этого небольшого «фонда» надо выкроить время и на сюжетные, и на дидактические, и на подвижные игры, поскольку каждый из этих видов игр не может заменить собой другого. Но даже и то небольшое время, которое предусмотрено режимом дня для игр детей, не всегда используется по назначению. То небольшое время, которое отведено в режиме для сюжетно-ролевых игр, должно быть использовано только и исключительно для их подготовки и проведения. Нужно так заранее планировать и продумывать организацию игр, чтобы они приносили детям максимальную пользу и наполняли их жизнь радостными переживаниями.
Очень существенным условием для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. А. С. Макаренко называл игрушки материальным центром игры.
Игрушки должны быть расположены на видном месте, так, чтобы было удобно ими пользоваться, чтобы дети сами могли,брать нужную им игрушку и, поиграв, ставить ее на прежнее место. Надо следить за использованием игрушек, за тем, чтобы они содержались в порядке. Воспитатель должен учить детей бережному обращению с игрушками. Необходимо проверять, как дети убирают их после игры, и не допускать, чтобы ребенок убирал только то, с чем играл сам.
В каждой группе нужно иметь несложные костюмы или элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр детей, так как это помогает им войти в роль, перевоплотиться. Значение имеет не только количество игрушек, имеющихся в распоряжении детей. Сами по себе игрушки еще не побуждают детей к адекватным игровым действиям, не порождают игры. Дети часто не знают, что с ними делать, реагируют только на новизну предмета, а потом он быстро теряет привлекательность и выпадает из поля их игровых интересов. Для того чтобы игрушки стимулировали игровые действия, дети должны знать, что и как с их помощью можно изображать, должны уметь ими пользоваться. Необходимо показывать детям всевозможные варианты использования каждой игрушки. Воспитатель должен следить, чтобы дети не переходили от одной игрушки к другой, не исчерпав своего замысла, помочь им организовать игру с игрушками, показать разнообразные способы действия с ними. Каждую новую игрушку воспитатель должен обыграть с детьми. Нельзя показывать детям лишь один фиксированный способ употребления игрушки. Необходимо учить их многообразно использовать в игре предметы, показывая, как использовать один предмет в разных ситуациях, опираясь то на одно его свойство, то на другое. Многообразное использование предмета в игре очень развивает игровую деятельность детей.
Необходимо учить детей использовать в ходе игр предметы-заменители (например, кубик вместо утюга); разные предметы в одной роли (например, обруч или диск вместо руля); один и тот же предмет в разных значениях; действовать с воображаемыми объектами (копать воображаемой лопатой, открывать воображаемый кран и т. д.).
При введении в игру предметов-заменителей надо учитывать следующее:
1) знакомый предмет труднее принимается ребенком в роли заменителя, чем малознакомый (например, карандаш в роли пипетки труднее принять, чем палочку);
2) пока ребенок не знает твердо названия заменяемого предмета, его «свойств и назначения, нельзя заменять его в игре условным предметом. Другими словами, пока ребенок не знает твердо, что такое, скажем, мыло, недопустимо называть мылом кубик;
3) предмет-заменитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом;
4) предмет должен 'быть функционально пригоден к выполнению роли заменителя, т.е. должен обладать свойствами, позволяющими совершать те действия, которые выполнялись с заменяемым предметом;
5) предмет не должен содержать противоречащие заменяемому предмету свойства.
Подводить детей к использованию в играх предметов-заменителей надо постепенно.
На первом этапе, кроме переименования предмета, необходимо показать способ действия с ним. Этому должен.предшествовать показ способа действия, выполняемого настоящим предметом.
На втором этапе называние предмета новым именем должно сопровождаться только показом (выполнения действия реальным предметом (без показа способа выполнения действия игровым предметом).
И наконец, на третьем этапе достаточно уже одного прямого указания на возможность использования предмета в роли другого предмета. Это указание будет содержаться в новом игровом имени предмета, которое на.этом этапе обусловит и новый способ действия с ним.
Для того чтобы у детей возникла игра, необходимо, во-первых, чтобы жизнь их была насыщена впечатлениями, которые могли бы быть отражены в игре, явились бы ее содержанием, и, во-вторых, чтобы дети умели пользоваться игрушками и с их помощью отображать то, что почерпнули из окружающей их жизни, передавать творчески переработанные ими впечатления.
Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов. Первым этапом является подготовка их к соответствующей экскурсии, цель которой - познакомить детей с тем, во что они потом будут играть.
Следующим звеном в подготовке к сюжетно-ролевой игре там, где это возможно, является проведение дидактической или подвижной игры с элементами сюжета. Совершенно необходимо обыграть с детьми те игрушки, которые они должны будут использовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей адекватно пользоваться ими. Затем надо организовать изготовление детьми игровых атрибутов (кошельков, билетов, трубы, конвертов, одежды, медикаментов и т. д.) и научить детей способам их игрового использования. Систематизировать все впечатления и знания детей хорошо при рассматривании с ними рисунков, картин (конечно, не тех, по которым уже проводились беседы), при просмотре диафильма соответствующего содержания. После совместного рассматривания рисунки, картины вывешивают в группе, чтобы дети при желании могли рассмотреть их снова. Беседа о просмотренном диафильме, рисунках, картинах должна быть яркой, эмоциональной; только в этом случае она повысит интерес детей к игре, вызовет у них желание играть.
Только проделав предварительно всю описанную выше работу, можно приступить к соответствующей сюжетно-ролевой игре.
В первых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя в качестве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все основные роли (один раз — продавца, второй — кассира, третий — покупателя в игре в «магазин»; доктора, медицинской сестры, пациента в игре в «доктора» и т. д.). Делать это необходимо, так как детям нужно показать все игровые возможности каждой роли (какие игровые действия должен производить играющий, в какие отношения с другими участниками игры вступать и т. д.).
Чтобы игры носили творческий характер, ими необходимо руководить на всех стадиях обучения детей. Формы руководства, разумеется, меняются в зависимости от продолжительности обучения. Так, например, на первом году обучения руководство игрой осуществляется в форме совместных с ребенком действий, а на пятом году обучения — в форме советов, предложений, помощи в развитии замысла игры и т. д. К проведению игры воспитатель должен готовиться так же, как к проведению занятия. Эта подготовка включает в себя подбор игровых атрибутов, которые должны использоваться в игре, и отбор того словаря, который необходим для проведения игры и общения детей.
Выбор игровых тем, упоминаемых в программе, обусловлен следующими факторами: во-первых, это те игры, в которые играют слышащие дети этого возраста, за исключением тех игровых тем, которыми глухие дети не могут сознательно овладеть; во-вторых, эти игры увязаны с другими разделами программы («Ознакомление с окружающим», «Обучение речи» и др.).
При правильном руководстве сюжетно-ролевыми играми они принесут глухим дошкольникам неоценимую пользу. Без специального обучения игровая деятельность глухих детей развивается очень медленно и незначительно и не может стать ни условием их развития, ни средством воспитания. Поэтому перед воспитателями, помимо общих воспитательных задач, стоят и специфические задачи, направленные на развитие самой игровой деятельности, что должно способствовать преодолению последствий дефекта. Эти задачи постепенно, от года к году усложняются. Так, если начинать эту работу надо с воспитания у детей интереса к игре и желания играть, то к концу пребывания детей в детском учреждении их надо учить отражать в играх труд взрослых людей, их отношения и чувства, учить их формулировать в словесной форме замысел игры и т. д.
Рассмотрим подробно каждый год обучения.
Первый год обучения
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем на первом году обучения, заключаются в том, чтобы:
1) вызывать у детей интерес к игрушкам, формировать у них интерес к игре, желание играть;
2) учить детей пользоваться сюжетными игрушками; учить предметным действиям с ними;
3) учить детей (Переносить действие с одного предмета на другой;
4) учить детей после игры ставить игрушки на место.
Методические приемы: показ воспитателя; показ с привлечением детей; совместные с ребенком действия; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий с игрушками; называние предметов и действий; обыгрывание игрушек.
Глухой ребенок до тех пор, пока он не овладеет речью, развивается вне ее воздействия, что значительно усложняет обучение его различным видам деятельности, в том числе и игровой. При поступлении в детский сад действия глухих детей с игрушкой, как правило, ограничиваются простой манипуляцией.
Поэтому поступившего в детский сад глухого ребенка необходимо учить играть. "Сначала нужно вызвать у него интерес к игре, желание играть и создать привычку играть. Для этого прежде всего необходимо выделить в режиме дня четко фиксированное время для игр и обеспечить детям возможность играть в это время. Дети должны привыкнуть к тому, что всегда в одно и то же определенное время, например, после полдника, они могут играть. Они должны знать время игры так же четко, как время своей еды.
Вторым условием является выделение детям такого места, где бы они могли спокойно играть, не мешая ни взрослым, ни друг другу.
Третье условие — обеспечение детей достаточным количеством необходимых для их игр и соответствующих их возрасту игрушек.
Так, в группе должны быть:
- куклы, одежда для них, мебель, соответствующая размерам кукол, посуда (крупная);
- игрушки, изображающие животных (резиновые, пластмассовые, из папье-маше, мягкие);
- автомобили разных размеров;
- пирамидки, матрешки, набор крупного строительного материала (кубы, бруски, цилиндры);
- настольный строительный материал, мячи, тележки, каталки, коляски, корзинки.
Игрушки должны быть крупными, яркими, привлекательными. Каждую из них нужно иметь в нескольких экземплярах, чтобы несколько детей одновременно могли пользоваться одинаковыми игрушками. Игрушки должны быть аккуратно и красиво расположены, чтобы привлекать к себе внимание детей и вызывать у них желание пользоваться ими.
Неряшливые, разбросанные кое-как игрушки не могут заинтересовать детей. Игрушки должны быть разложены так, чтобы малышам было удобно ими пользоваться, чтобы они сами могли брать их для игры и, поиграв, класть на место.
Четвертое условие, необходимое для того, чтобы у маленьких детей появился интерес к играм и желание играть, — это обучение играм. Работая с двухлетними детьми, надо привлекать их внимание к окружающему, знакомить со свойствами игрушек, с возможностью разнообразного использования их, длительно играть с ними. Это достигается путем наглядно-действенного обучения, соучастия взрослого в выполняемом ребенком действии. Нужно обучать детей умению правильно пользоваться игрушками, действовать с ними, подражая педагогу. При этом следует начинать с обучения детей умению выполнять сопряженные с воспитателем действия, развивая этим способность детей к подражанию.
Постепенно от сопряженных действий воспитатель переходит к обучению ребенка отраженным действиям, действиям по подражанию, развивая с их помощью его внимание, память, мышление.
В результате такого обучения ребенок должен научиться самостоятельно, выполнять отдельные простые действия.
К концу первого года обучения дети должны освоить ряд действий с игрушками, часть из которых они могут выполнять самостоятельно, а другие - по подражанию.
Воспитатель должен предупреждать возможность возникновения конфликтов между детьми, способствовать развитию дружеских отношений, учить детей совместным действиям.
Такая работа с детьми, проводимая ежедневно в течение всего года, приводит к тому, что у них появляется стойкий интерес к играм, потребность в них, положительное к ним отношение.
Второй год обучения
Для развития игровой деятельности глухих детей на втором году обучения необходимо:
1) укреплять их интерес к игре;
2) расширять навыки использования игрушек; продолжать учить детей играть с сюжетными игрушками, увеличивая количество видов [последних;
3) обучать элементарным игровым действиям, элементам игры;
4) учить детей производить связанные между собой действия («цепочку» из двух действий);
5) учить изображению наблюдаемых действий;
6) воспитывать бережное отношение к игрушкам;
7) учить обозначать словом предметы и действия;
8)обучать выполнению элементарных игровых действий по словесной инструкции.
Методические приемы: обыгрывание новых игрушек; показ воспитателя; показ с привлечением детей; участие воспитателя в игре, совместная игра с ребенком; обучение детей отраженным игровым действиям с немедленным воспроизведением действия ребенком и игровым действиям по подражанию (когда действие ребенка следует не сразу за действием воспитателя, а через некоторое время); наблюдение за выполнением бытовых действий взрослыми; использование табличек со словами и словосочетаниями; общая оценка игры каждого ребенка.
Для того чтобы глухие дети научились играть, надо, чтобы они накопили как можно больше ярких, конкретных представлений, которые могли бы отображать в своих играх. Поэтому необходимо дать глухим детям возможность получать разнообразные впечатления, которые порождали бы у них желание отразить их в игре. С этой целью необходимо систематически наблюдать с детьми во время прогулок и в помещении различные действия, выполняемые взрослыми.
На втором году обучения воспитатель продолжает обучать детей правильно пользоваться игрушками, играть ими. Надо (показать детям все доступные им способы.использования той или иной игрушки и, вызывая их действия по подражанию, учить их разнообразно действовать с ними.
Игрушка лишь тогда вызывает стойкий интерес ребенка, начинает по-настоящему привлекать его, оживает для «него, когда ему покажут ее в действии, научат с ней играть, обыграют ее.
Непременный участник большинства сюжетно-ролевых игр — кукла. Для подготовки детей к сюжетным играм нужно, чтобы они полюбили кукол, чтобы у них был к ним стойкий интерес и устойчивое желание играть ими.
Для того чтобы вызвать у ребенка интерес к куклам, любовь к ним, с успехом могут быть использованы некоторые дидактические игры, которые при хорошей организации и правильном руководстве, готовят детей к творческим играм, обогащая их целым рядом игровых умений и навыкав. Так, в «Программе воспитания и обучения глухих детей», указаны такие дидактические игры, как «Кукла хочет спать», «Утро куклы», «День куклы», «Комната куклы», «Накорми куклу», «Одень куклу». Каждая из этих игр преследует определенную дидактическую цель, но, кроме этого, содержит в себе и элементы сюжета, которые, будучи использованы при проведении игры, не только не помешают достижению этой дидактической цели, а, наоборот, будут способствовать этому.
Основная дидактическая цель игры «Кукла хочет спать» — закрепление у детей.навыка правильно, в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду. Решая эту основную дидактическую задачу, воспитатель попутно преследует и другую цель — вызвать у детей любовь к кукле, интерес к ней. Проводя игру, он должен стремиться активизировать внимание детей и привлечь их к участию в игре.
Хорошая организация и умелое проведение этих игр, а также игр «День куклы» и «Утро куклы» вызывают у детей интерес к куклам и желание с ними играть. Тем не менее, если этот интерес воспитатель не поддерживает, он будет нестойким и может быстро исчерпаться. Проведение дидактических игр с использованием имеющихся в них элементов сюжета для обучения детей элементам игры воспитатель должен сочетать с прямым, специально проводимым обыгрыванием кукол и других игрушек, которые могут быть использованы при игре детей с куклами.
Если работа по обыгрыванию кукол будет проводиться не эпизодически, не от случая к случаю, а систематически, куклы станут любимой игрушкой детей, побуждающей их к разнообразным, творческим играм.
Имея более ограниченный, чем у слышащих сверстников, опыт, глухие дети меньше знают об окружающем. Волк в их представлении зачастую вовсе не грозный хищник, которого все боятся, лиса — не хитрый и коварный зверь. Поэтому, организуя игры и обучая им детей, необходимо дать последним хотя бы элементарное представление об изображаемых персонажах. С этой целью следует показать им картинки с изображением животных, эмоционально рассказать о них, показать, как они передвигаются.
В результате такой подготовки у детей сложатся четкие и правильные представления о животных, что определит адекватное поведение их в игре: зайцы будут стараться спастись от волка, убежать от него, а не быть им пойманными, что может иметь место при неправильной организации игры.
По мере развития игровой деятельности глухих детей у них появляются первые игры отобразительного характера.
В результате наблюдений за деятельностью взрослых и благодаря обучению элементам игры, игровым приемам дети начинают, играя, отражать различные бытовые действия: стирку белья, приготовление пищи, мытье посуды, уборку комнаты, купание и кормление детей, прогулку с ними, укладывание их спать. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей объединять отдельные выполняемые ими сюжетные действия, отдельные элементы игры, которым их обучили, в простой сюжет.
Дети должны понять, что порядок не выбирается людьми произвольно, а диктуется смыслом выполняемого действия. Только правильно поняв это, дети смогут и в своей игре придерживаться определенного, такого, как в жизни, порядка. Так, если дети поймут, почему надо сначала мыть руки, а потом есть, они будут правильно передавать эту последовательность в процессе игры.
Итак, обучая детей играть в «семью» и в «детский сад» с игрушками, изображающими домашних животных, нужно:
1) организовать наблюдение детей за отдельными действиями, которые выполняют взрослые, за домашними животными;
2) учить детей выполнять наблюдаемые действия по подражанию, изображать их;
3) рассматривать с детьми картинки, изображающие те действия, которые они имели возможность наблюдать в жизни;
4) параллельно обучать детей пользоваться игрушками:
а) обыгрывать игрушки, в результате чего дети приобретают умение самостоятельно воспроизводить действие с предметом, показанное прежде взрослыми;
б) учить детей переносить действие с одного предмета на другой, аналогичный (если вы научите ребенка кормить мишку, он должен уметь кормить и куклу и т.д.);
в) учить детей производить действие с игрушкой по слову взрослого;
5) обучать детей отдельным игровым приемам и элементам игры на основе приобретенного ими умения пользоваться игрушками и производить отдельные сюжетные • действия;
6) постепенно обучать детей объединять отдельные элементы игры, игровые приемы в несложный сюжет;
7) систематически помогать, детям проводить эти игры, руководить ими, организуя дополнительные и повторные наблюдения тех или иных действий, которые могут быть включены в игру.
На этом году обучения не следует ставить себе задачу объединять для совместных игр более трех детей. Однако в том случае, если у большого количества детей появляется желание играть вместе, если игра от этого обогащается, нельзя этому препятствовать. Надо помочь детям договориться и совместно действовать.
У детей этого года обучения еще не может быть подлинно ролевых игр. Даже у слышащих детей, вся деятельность которых формируется и протекает под контролем и руководством речи взрослых, первые ролевые игры появляются лишь к трем годам в связи с развитием речи и воображения.
Однако если работа по обучению глухих детей игровой деятельности и руководство ею осуществляется регулярно в течение всего года, если для подготовки к сюжетно-ролевой игре воспитатель использует отдельные дидактические и подвижные игры, если жизнь детей насыщена впечатлениями, то уже к концу этого года дети оказываются в состоянии производить не только отдельные, изолированные действия, но и ряд взаимосвязанных между собой, вытекающих одно из другого или выполняемых одно ради другого действий. А это свидетельствует уже об определенной готовности детей к сюжетно-ролевым играм.
Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года:
1. Дидактические игры: Кукла хочет спать», «Утро куклы», «День куклы», «Комната куклы», «Накорми куклу», «Одень куклу» и д.р.
2. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Поезд».
Третий год обучения
В течение этого года для развития игровой деятельности детей нужно:
1) обучать игровым приемам (учить производить развернутые действия; производить несколько связанных между собой действий, увеличивая цепочку действий; отражать правильную последовательность действий; раскрывать содержание игры в действиях);
2) развивать игровые умения и навыки (учить находить нужный для игры предмет; использовать в игре предмет-заменитель);
3) учить отражать в игре увиденное на экскурсиях, прогулках;
4) учить брать роль и выдерживать ее до конца игры;
5) учить подчинять свои действия взятой роли, сюжету;
6) учить играть вместе, подчиняясь правилам, диктуемым сюжетом игры;
7) учить общаться, в ходе игры с помощью речи;
8) продолжать закреплять бережное отношение детей
к игрушкам.
Методические приемы: обыгрывание новых игровых предметов; широкое использование игрушек; введение в игру предметов-заменителей (1-й этап: показ действия, выполняемого реальным предметом, а затем - - предметом-заменителем); наблюдения детей; объяснения; показ; экскурсии; рассматривание картин, рисунков; просмотр диафильмов с последующим обыгрыванием сюжетов; изготовление игровых атрибутов и их обыгрывание; участие в игре воспитателя в качестве одного из действующих лиц; использование табличек со словосочетаниями; помощь в ведении диалогов; оценка игры каждого ребенка; распределение ролей между детьми.
Дети этого года обучения в ходе игр производят очень простые игровые действия.
Руководя как старыми, так и новыми играми детей, воспитатель должен учить их в ходе этих игр детально отражать окружающую жизнь. Это значит, что, изображая в игре то или иное явление окружающей жизни, дети должны передавать его с помощью развернутых, полных действий. Так, если ребенок хочет изобразить в своей 'игре умывание, он должен открыть кран, намылить руки, положить на место мыло, смыть мыло с рук, закрыть кран, взять полотенце, вытереться, повесить полотенце на место.
Умение развернуто передать в игре то или иное действие не надо смешивать с присущей глухим детям при недостаточном руководстве их играми ненужной детализацией, которая порой поглощает весь замысел, подменяет собой всю игру. Такая детализация идет, как правило, в ущерб содержанию игры, в то время как развернутое изображение действий раскрывает его. Для того чтобы дети овладели умением детально изображать в ходе игры то или иное действие, надо, организуя их наблюдение за выполнением этого действия, расчленять его, поясняя каждое из его звеньев.
Раскрывая содержание игры, дети должны уметь воспроизводить несколько связанных между собой действий, так называемую цепочку действий. Так, изображая доктора, ребенок не должен ограничиться только измерением температуры. Ему следует, кроме того, дать больному лекарство и уложить в кровать.
Самое серьезное внимание должно быть обращено на взаимоотношения детей в процессе игр. Хотя играют они небольшими группами, их игра еще не является коллективной. Для того чтобы игра была коллективной, необходимо, чтобы все ее участники делали что-то ради одной, общей цели. У детей этого года обучения еще нет общего замысла игры, и они чаще всего действуют автономно.
На этом году обучения надо начинать учить детей использовать в игре заменители нужных предметов, видеть в заменителе нужный предмет. Для этого дети должны научиться, с одной стороны, отвлечься от ряда реальных качеств заменителя и вычленить в нем лишь те качества, которые дают основание уподоблять его заменяемому им предмету, использовать его в качестве другого, нужного предмета, а с другой стороны, домыслить, вообразить отсутствующие качества. При использовании предмета-заменителя на этом этапе обучения надо не только назвать его именем заменяемого им предмета, но и показать сначала способ действия, выполняемого настоящим предметом, а потом и способ использования предмета-заменителя.
Обучение детей использованию в играх предметов-заменителей очень положительно сказывается как на развитии воображения детей, так и на развитии их игровой деятельности.
Специальные усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы сделать игры детей устойчивыми и длительными. Часто дети, не имея определенного замысла или не умея его реализовать, развить, бросают игру, не доведя ее до конца. Если воспитатель не обращает на это внимания, у детей не вырабатываются стойкие интересы, привычка доводить до конца начатое дело. Они бросают одно ради другого, с тем, чтобы некоторое время спустя опять переключиться на что-то новое. Поэтому нельзя допускать, чтобы дети начинали то одну, то другую игру, не доводя ни одну из них до конца. Если дети не знают, что делать в ходе игры, и готовы ее оставить, воспитатель должен включиться в игру, помочь довести ее до конца, отвлечь детей от нового замысла, сделать начатую 'игру привлекательной, внеся в нее новый предмет, подсказав новое действие, помогая развить ее сюжет. Только длительные, устойчивые игры приносят детям "пользу, способствуя формированию у них стойких интересов, оказывая положительное воспитательное воздействие.
Дети этого года обучения, как правило, уже умеют бережно обращаться с игрушками, не бросают и не ломают их, а, поиграв, кладут на место. Однако нельзя ослаблять внимания к этому. Как и в предыдущие годы, воспитатель должен следить за тем, как дети пользуются игрушками, убирают их после игры.
Нужно порицать небрежное отношение к игрушкам в присутствии всех детей и хвалить за аккуратное обращение, за поддержание порядка, поощрять проявленное детьми желание убрать в игровом уголке, помогать им в этом. Каждый раз после окончания игры, когда воспитатель дает оценку поведению детей, Если воспитатель систематически дает оценку игры детей, учитывая при этом и их обращение с игрушками, это имеет большое воспитательное значение, положительно сказываясь на выработке у детей как бережного отношения к предметам, так и трудолюбия.
Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года:
«Магазин», «Автобус», «Троллейбус», «Шофер», «Театр», «Пароход».
Четвертый год обучения
В течение этого года обучения деятельности детей воспитатель должен
1) помогать детям развивать замысел игры с окружающий-
4) добиваться, чтобы овладевали нормами игры
5) учить детей действовать с воображаемыми объектами
Игры детей, как освоенные ими в предшествующие годы, так и те, которыми они овладевают на протяжении этого года обучения, должны протекать под наблюдением воспитателя, с его помощью и участием.
Старые игры детей необходимо видоизменять, развивать, внося в них новое содержание. Нужно учить детей объединять разные, хорошо знакомые или простые сюжеты в более сложные.
Для обогащения игр, их преобразования надо советом, предложением помочь детям развить замысел игры и развернуть в соответствии с ним сюжет.
У детей этого года обучения замысел игры, хотя и появляется, но часто бывает случайным, возникающим уже в ходе самой игры, а потому не определяет собой ее хода.
Для того чтобы замысел игры определял собой ее ход, чтобы она строилась в соответствии с замыслом, надо, чтобы он предшествовал началу игры, т. е. чтобы, приступая к игре, дети уже знали, что и как они будут изображать и что для этого они должны по ходу игры делать. Выяснив у детей, во что они хотят играть, следует помочь им конкретизировать их замысел.
Такой план, предложенный воспитателем, поможет детям строить игру. Иногда бывает необходимо помочь им наметить последовательность игровых действий. Конечно, не следует все придумывать за детей предлагать им готовый вариант игры. Нужно активизировать воображение детей, направлять их мышление на самостоятельные поиски решения. Оказываемая помощь должна быть такой, чтобы дети, благодаря ей могли чему то научиться, что пригодиться им и для развития других игр.
Такая систематическая работа воспитателя очень положительно сказывается на развитии содержания игр, делая их творческими, полностью изживая свойственное детям механическое воспроизведение одной и той же игры в неизменном виде, с одними и теми же действиями и словесным содержанием.
Дети этого года обучения в своих играх должны отражать уже не только то, в чем они сами непосредственно участвовали, что сами пережили, но и то, что выходит за рамки их жизни в семье и в детском саду, то, о чем они узнали, что увидели во время экскурсий, на занятиях, из сопровождающих их наблюдения объяснения взрослых. Только уяснив цель каждого трудового действия, ребенок по подражанию сможет овладеть способом его выполнения в игровых условиях, научиться детально, изображать его в своей игре.
При этом следует помнить о присущей игре глухих детей тенденции к излишней детализации отдельных действий и не допускать, чтобы она заслоняла собой сюжет игры, поглощала ее.
На этом году обучения дети в своих играх уже не должны ограничиваться изображением только предметных действий. В несложной форме они должны передавать и характерные для той или иной деятельности взаимоотношения взрослых людей. Так, например, изображая врача, ребенок должен не только воспроизвести все действия, совершаемые врачом, но и передать его отношение к больному, его заботу о нем.
Дети этого года обучения еще не умеют самостоятельно распределять роли. Воспитатель должен помогать им в этом.
Это необходимо делать по трем принципам: во-первых, потому что детям еще трудно договориться с другом, они не всегда могут довести свою мысль до такой степени ясности, чтобы, она была понята остальными участниками игры.
Во-вторых, потому что иначе самые привлекательные для детей роли будут всегда исполнять одни и те же более активные дети, которые, подавляя других детей, каждый раз будут главенствовать в игре, между тем более застенчивые, медлительные, замкнутые дети будут постоянно довольствоваться второстепенными ролями. Между тем именно этим застенчивым, малоактивным детям и надо почаще поручать первые, главные роли в игре, чтобы таким образом, через игру помочь ребенку изменить занимаемое им в группе положение, дать ему почувствовать уверенность в своих силах.
И наконец, в-третьих, воспитатель должен помогать детям распределять роли, потому что склонные к механическому воспроизведению уже освоенных игр в неизменном виде, они стремятся при этом повторять и имевшееся в прошлых играх распределение ролей, фиксируя определенные роли за определенными детьми. Каждый ребенок в группе должен уметь исполнять любую роль в освоенной игре.
На этом году обучения необходимо учить детей широко использовать в играх одни игровые предметы в качестве других.
Надо по-прежнему, как и в предыдущие годы, учить детей использовать в качестве игровых предметов то, что они изготовляют во время занятий изобразительной деятельностью.
На этом году обучения в играх обычно участвует одновременно несколько детей. Коллективная игра не может протекать без общения. Воспитатель всеми силами должен добиваться, чтобы это общение осуществлялось в словесной форме, на базе языка слов. Само собой разумеется, обучение детей речевому общению в процессе игр не должно подчинять себе все стороны игры, не должно убивать ее замысла, превращаться в простые речевые занятия.
В тех случаях, когда дети, забыв нужное слово, начинают прибегать к помощи жестов, воспитатель тотчас же должен подменить их нужным по ходу игры словом, выражением. Надо либо напомнить детям забытое слово, выражение, либо познакомить их с новым, которое потом, употребляясь в других ситуациях (в быту, на занятиях), обрастает полноценным содержанием.
На этом году обучения, играя, дети уже должны называть не только игровые предметы и производимые по ходу игры действия. Они должны уметь назвать игру, в которую играют, ответить на вопрос о том, что каждый из них в ходе игры будет делать, знать роли -свою и товарищей по игре.
Для развития игровой деятельности детей на этом году обучения следует проводить драматизацию хорошо знакомых им сказок. Это помогает детям их усваивать и вместе с тем, становясь основой игр, способствует их развитию. Не касаясь здесь вопроса о влиянии драматизации на усвоение детьми содержания сказок, мы остановимся лишь на том, как драматизация может изменить и обогатить творческие игры детей.
Как правило, в своих первых играх-драматизациях дети стараются слепо копировать все, что делал педагог. Однако такие игры все равно полезны, так как, во-первых, в них дети закрепляют то, что они узнали из сказки, а во-вторых, это подражание впоследствии становится основой их творчества.
Как и в предыдущие годы, надо очень тщательно следить за тем, чтобы каждую игру дети доводили до конца, играли «устойчиво», длительно. Необходимо оказывать детям существенную помощь в развитии замысла игры. Советом, напоминанием, предложением, своим участием можно сделать интерес детей к теме игры стойким.
Вос