за 2012 - 2016 гг. (Тысяч долларов США).




 

 

Всего          
374980,1 869879,8 1139231,6 979646,6 1016726,0
из них:
Венесуэла 67104,0 25951,4 257033,5 134635,5 339942,7
Китай 21254,3 192950,1 231199,5 302541,8 224124,8
Литва 17725,5 53947,6 61709,6 26475,5 23533,3
Российская Федерация 150300,9 307919,7 399740,5 301229,2 271803,5
Словения 21009,3 60996,1 42087,5 19667,2 13566,2
Туркменистан 19224,0 64102,0 46570,0 87561,2 81151,0

 

 

Источник: [16]

 

 

В 2016 году наибольшее количество строительных работ и услуг экспортируется в Венесуэлу, Российскую Федерацию, Китай и Туркменистан.

Объемы экспорта строительно-монтажных работ и услуг за рассматриваемый период выросли. Увеличение объемов экспорта – основной путь для обеспечения развития отрасли, сохранения рабочих мест и заработной платы, который достигнут благодаря активной модернизации строительной отрасли. В натуральном выражении экспорт работ, услуг предприятий увеличился.

Наращиванию объемов экспорта способствуют:

Снижение стоимости строительства объектов за счет снижения затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла (предпроектная стадия, инженерные изыскания, проектирование, производство строительно- монтажных работ) и сокращения потребления ресурсов за счет внедрения технологий информационного моделирования;

Активизация участия предприятий, а так же холдингов в подрядных торгах на строительство крупномасштабных объектов за пределами страны;

Расширение экспортных поставок в страны-партнеры, поиск новых рынков, активное продвижение продукции, работ и услуг белорусских предприятий, а так же повышение эффективности внешнеэкономических связей в области строительства.

Стратегию развития отрасли строительства определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В структуру Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь входят:

В подчинении Министра архитектуры и строительства находятся: отдел кадровой политики, управление нормативного правового обеспечения строительной отрасли, управление финансов, кредита и регулирования бухучета и отчетности в строительной отрасли, сектор режимно-секретной деятельности и мобилизационной подготовки, пресс-секретарь.

В подчинении первого заместителя Министра находятся: управление жилищной политики, управление информации и контроля.

Заместителям Министра подчиняются: главное управление строительства, главное управление градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики, главное управление промышленности строительных материалов и конструкций, отдел государственной собственности, главное управление экономики и внешнеэкономической деятельности.

Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь представлена в приложении А.

В 2016 году наибольшее количество объектов, находящихся в незавершенном строительстве, расположено на территории Минской, Витебской и Гомельской областей.

В число объектов незавершенного строительства принимаются объекты, на которых не выполнены в установленный проектной документацией срок все необходимые работы, из-за чего они не готовы к нормальной эксплуатации. Данные объекты относятся к категории объектов сверхнормативного строительства. В число объектов незавершенного строительства так же включаются строительные объекты, строительство которых приостановлено либо законсервировано.

Наблюдается положительная динамика: количество строительных объектов с превышением норм продолжительности строительства сократилось.

Однако количество объектов сверхнормативного незавершенного строительства остается значительным (свыше 4 тысяч объектов), что свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по усилению контроля в данной области. Необходимо выяснить причины несоблюдения нормативных сроков строительства.

Число строительных объектов, находящихся в незавершенном строительстве представлено в таблице 8 – Число строительных объектов, находящихся в незавершенном строительстве за 2011 - 2016 гг.

 

 

Таблица 8 – Число строительных объектов, находящихся в незавершенном строительстве за 2011 - 2016 гг. (единиц, на конец года).

 

 

Годы Всего Из них
строительство которых приостановлено или законсервировано с превышением норм продолжительности строительства
       
       
       
       
       
       

 

 

Источник: [16]

 

 

В Республике Беларусь действуют следующие строительные холдинги: «Могилёвводстрой», «Забудова», «СмартТэк», «Энергостройинвест», «ЗКС», «Белавтодор», «Группа компаний Благомир», «Парус», «Стройтрест - Холдинг», «Зодчий», «Белорусская цементная компания», «Верхний город - 1», «Белстройцентр - Холдинг». Наибольшая часть из них – горизонтально интегрированные холдинги, состоящие из предприятий выполняющих строительно-монтажные работы по отдельным направлениям. В состав строительных холдингов входят 105 предприятий.

Крупнейшими являются холдинги «Белавтодор» и «Белстройцентр». В Республике Беларусь отсутствуют вертикально интегрированные холдинги, осуществляющие полностью технологическую цепочку от производства строительных материалов, проектирования и заканчивая возведением объекта, созданием инфраструктуры, включающие в свой состав банковские, страховые, проектные, научно-исследовательские организации. Республика Беларусь обладает потенциалом и необходимыми ресурсами для создания вертикально интегрированных холдингов.

Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь, количество их участников представлены в таблице 9 – Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь.

 

Таблица 9 – Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь.

 

 

Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь Количество участников (предприятий) холдинга
«Могилёвводстрой»  
«Забудова»  
«СмартТэк»  
«Энергостройинвест»  
«ЗКС»  
«Белавтодор»  
«Группа компаний Благомир»  
«Парус»  
«Стройтрест - Холдинг»  
«Зодчий»  
«Белорусская цементная компания»  
«Верхний город - 1»  
«Белстройцентр - Холдинг»  
Всего:  

 

 

Источник: [17]

На рисунке 10 представлен жизненный цикл строительного объекта, проектируемого при помощи технологии цифрового строительства (BIM).

 

 

 

 

Рисунок 10 – Жизненный цикл строительного объекта, проектируемого при помощи технологии цифрового строительства (BIM).

Источник: [18]

 

 

В Республике Беларусь наиболее значимым объектом BIM станет многофункциональный комплекс «Газпром центр» для ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», спроектированный петербургским КБ «ВиПС». Благодаря применению технологии информационного моделирования удалось сэкономить 1,5 млн. долларов. Проектируемый комплекс находится в непосредственной близости от Национальной библиотеки и состоит из нескольких зданий, в которых будут располагаться административные помещения, гостиница с конгресс-центром, медицинский и спортивный центры.

Правительство Великобритании при запуске проекта по использованию BIM на всех государственных объектах ставило задачу достичь 20% сокращения стоимости строительства. Уже первые пилотные проекты позволили этот показатель превзойти.

В Великобритании сегодня 5 школ строятся по цене 4, в денежном выражении – это 2 млрд. фунтов стерлингов.

В России был произведен расчет экономии, которой можно добиться на строительных проектах Москвы. В качестве примера была взята государственная программа «Жилище». Ежегодно в ее рамках осуществляются инвестиции в жилищное строительство в размере около 300 млрд. рублей. Успешное внедрение технологии информационного моделирования даст возможность экономить до трети бюджета в год, или приблизительно 100 млрд. рублей. При примерной стоимости средней школы на 1000 мест в 1 млрд. рублей средства, сэкономленные благодаря использованию BIM, можно будет направить на строительство 100 новых школ [18].

Исследовательская компания McGraw Hill Construction, которая занимается изучением мирового строительного рынка, пришла к выводу: чем больше проектов компании выполняют на основе технологии BIM, тем больше возврат инвестиций. Окупаемость внедрения BIM, согласно статистике, составляет 5 к 1. Окупаемость технологии достигается как в виде прямого возврата денег для строительных компаний и заказчиков строительства, так и в виде выигранных тендеров для проектных организаций.

Архитектор (проектировщик) не может нести ответственность за конечный результат строительства, если не имеет влияния на реализацию проекта. Цена ошибки проектировщика исключительно велика и в масштабе всего жизненного цикла умножается в разы.

Через сквозную информационную систему на основе информационной модели объекта организовано взаимодействие участников и логистика строительства по всему жизненному циклу – от архитектора, производителей материалов, проектировщиков и ПТО, через программы учета и склад до строительной площадки и передачи в эксплуатацию готового объекта. На отдельных участках эффективность ведения работ повысилась в 2 раза. Благодаря опережающему планированию также стало возможным заранее видеть потребность в ресурсах и рабочей силе на каждый день.

Наряду с технологиями информационного моделирования или как их логическое продолжение существует комплексное решение по автоматизации строительных организаций на базе решений SAP AG.

2 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

2.1 Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства

 

Структура управления отраслью строительства требует совершенствования. Управленческий (организационный) механизм должен максимально соответствовать требований времени. Особое внимание необходимо уделить вопросам сверхнормативного строительства, оптимизации издержек на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла, повышению качества и конкурентоспособности отечественный предприятий строительной отрасли. Отрасли необходимо сохранить производственный потенциал, обеспечить сохранение динамики объемов строительства и наращивание объемов экспорта. С выходом из общемирового кризиса строительной отрасли потребуются кадры и мощности промышленности строительных материалов, которые необходимо сохранить.

1) Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011 строительство включает:

1. Строительство зданий: реализацию проектов, связанных со строительством зданий и общее строительство зданий;

2. Гражданское строительство: строительство автомобильных и железных дорог, строительство распределительных инженерных сооружений,

строительство прочих инженерных сооружений;

3. Специальные строительные работы: снос зданий и сооружений, подготовку строительного участка, монтаж и установку инженерного оборудования зданий и сооружений, отделочные работы, прочие специальные строительные работы [2].

Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь приведена в приложении А [22]. Сравнительный анализ структуры строительной отрасли по видам экономической деятельности (по объектам управления) и структуры Министерства архитектуры и строительства выявил их несоответствие. С целью повышения эффективности управления строительной отраслью предлагается изменение структуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь путём дополнения существующей структуры следующими подразделениями:

– Управлением строительства зданий;

– Управлением гражданского строительства;

– Управлением специальными строительными работами (приложение Б).

Вышеперечисленные управления предлагается подчинить главному управлению строительства. В результате будет создана новая структура управления, соответствующая структуре строительной отрасли по видам экономической деятельности.

2) Детализация функции контроля в строительстве включает:

Создание системы независимых органов по контролю за строительными объектами со сверхнормативными сроками строительства. Предлагается подчинить их Совету Министров Республики Беларусь.

В состав главного управления и управлений по областям и г. Минску по сверхнормативному строительству войдут специалисты в области строительства: инженеры-проектировщики, конструкторы, инженеры-строители, сметчики.

Задачами органов являются:

1. Сбор сведений об объектах незавершенного строительства, нормативные сроки по которым превышены;

2. Составление, изменение и обновление перечня объектов незавершенного строительства, расположенных на территории областей и г. Минска.

3. Выяснение причин несоблюдения нормативных сроков строительства;

4. Работа с обращениями граждан и юридических лиц (организаций) по вопросам несвоевременного ввода объектов строительства в эксплуатацию;

5. Передача сведений для проведения проверки в Департамент контроля и надзора за строительством либо его инспекции в случае выявления нарушений требований технических нормативных правовых актов, проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;

6. Передача сведений в Комитет государственного контроля в случае выявления правонарушений;

7. Передача объекта строительства в собственность другой строительной организации (отчуждение) путем проведения аукциона либо на безвозмездной основе государственной организации, в случае выявления правонарушений, в случае если организация допустившая превышение сроков строительства объекта не способна собственными силами завершить строительство. Передача объекта строительства осуществляется после проведения государственной экспертизы объекта с целью соблюдения заданного качества.

3) Образование вертикально интегрированных холдингов, создание на их базе кластеров, состоящих из организаций дополняющих друг друга и включающих: проектные, строительные организации, организации, выпускающие строительную продукцию, научно-исследовательские институты, страховые, инвестиционные компании. Кластер отличает от холдинга его инновационная направленность, а так же возможность получения сверхприбыли за счет внедрения инноваций в процесс производства, создание новой уникальной продукции.

В вертикально интегрированном холдинге компании являются друг для друга внутренними поставщиками и по трансфертным ценам передают друг другу по цепочке промежуточный субпродукт, необходимый для производства конечной продукции. За счет такого подхода компании снижают себестоимость, унифицируют правила работы и в рамках своего холдинга производят более конкурентоспособную продукцию, чем другие предприятия в этом же рыночном сегменте.

Создание вертикально интегрированных производственных структур. Такие компании функционируют по принципу крупных корпораций, объединяя в своей структуре несколько дочерних компаний, обеспечивающих замкнутый цикл производства (вертикально интегрированные структуры в строительстве включают: архитектурно-проектные организации, предприятия по производству строительных материалов и конструкций, строительные организации, специализированные монтажные предприятия).

Холдинги создаются для того, чтобы расти и масштабироваться, поэтому предпочтительней объединение главным образом сильных активов. В холдинги должны входить предприятия с определенным (схожим) уровнем экономического развития [15].

Холдинги образуются с определенной целью – для завоевания новых секторов рынка и снижения издержек. Эти факторы повышают стоимость компании, её капитализацию.

Интеграционные компании по сравнению с обособленными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:

1. Реализацией эффекта масштаба используемых ресурсов (человеческих, материальных, финансовых, информационных);

2. Оптимизацией условий и стоимости поставок на предприятия отечественных и импортных материально-сырьевых ресурсов;

3. Возможностью диверсификации производства (выпуск новых изделий с высокой добавленной стоимостью);

4. Возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;

5. Получением имиджа крупной и влиятельной на внешнем рынке интеграционной структуры; увеличением экспортной выручки за счёт освоения новых рынков;

6. Оптимизацией сбытовой политики и продаж;

7. Оптимизацией инновационной политики, возможностью проведения крупных научных разработок; повышением шансов привлечения крупных внебюджетных источников финансирования, ростом капитализации предприятий, повышением из инвестиционной привлекательности.

В результате повышается результативность производственно-хозяйственной деятельности.

При прогнозировании производственно-хозяйственной деятельности консолидирующей структуры предполагается получить эффект от: оптимизации структур управления, оптимизации материально-технического снабжения, увеличения экспортной выручки.

Эффект от оптимизации структур управления определяется как снижение расходов на оплату труда на 0,3 – 1,3% (в зависимости от предприятия) за счёт оптимизации численности финансово-экономических служб (отделы сбыта, внешнеэкономической деятельности, финансов, материально-технического снабжения, служба маркетинга) в результате консолидации сбытовых и финансовых функций в управляющей компании.

Эффект от оптимизации материально-технического снабжения рассчитывался как снижение на 5% расходов на сырьё и материалы в составе общих затрат на производство и реализацию продукции за счёт оптимизации условий и стоимости доставки импортного и отечественного сырья путем создания системы централизованного снабжения. Оно дает экономию за счёт снижения цен в связи с увеличением объема закупок одним покупателем, которым является управляющая компания. Вследствие этого поставщики ставятся в условия жесткой конкуренции и вынуждены предлагать более выгодные цены и условия поставки.

Эффект от увеличения экспортной выручки определялся как рост на 5% за счёт освоения новых рынков (страны СНГ, Ближнего Востока, Евросоюза), оптимизации сбытовой политики и маркетинга продаж, укрупнения товаропроводящей сети через распространение стабильных рыночных позиций более сильных участников консолидирующей структуры на другие предприятия, входящие в структуру интегрированной компании. Прогнозные расчеты показали, что за счёт полного использования потенциальных возможностей функционирования интегрированных структур и построения качественной системы управления рисками в среднесрочной перспективе можно достичь ежегодного 10% прироста чистой прибыли при увеличении объемов реализации в среднем на 3,2% и сокращении издержек на 0,6%.

Важнейшей задачей холдинга является обеспечение централизованного финансирования и управления, стремление к балансу между управляемостью и самостоятельностью организаций.

4) Применение технологии информационного моделирования включает:

Закупку и применение проектными организациями, крупными предприятиями и холдингами в своей деятельности программного обеспечения, позволяющего создавать 3D-модель строительного объекта, содержащую всю необходимую информацию для планирования и осуществления всего комплекса работ по проектированию, строительству, логистике, эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта.

Созданная цифровая 3D-модель позволит определить точную стоимость реализации проекта. Технология позволяет точно определить потребность в материалах, составить календарный график выполнения работ, определить затраты на выполнение работ на всех этапах создания и эксплуатации строительного объекта. Технология, позволяет задать на этапе проектирования все необходимые требования к качеству объекта и существенно упростить процедуру контроля качества всех операций при реализации проекта.

Информационное моделирование – это новейший подход к проектированию, возведению и управлению техническими ресурсами строительного объекта в течение его полного жизненного цикла.

BIM представляет собой цифровое описание геометрии строительного объекта и его элементов, а также связанных с ними физических, технических, экономических параметров и процессов.

Данные, содержащиеся в информационной модели, предназначены для:

– Разработки многовариантных проектных решений;

– Оптимизации энергопотребления, воздействий на окружающую среду и определения эксплуатационных качеств объекта;

– Создания высококачественной проектной документации и визуальных представлений;

– Составления смет и строительных планов;

– Заказа и изготовления материалов и оборудования;

– Управления строительством здания;

– Управления эксплуатацией здания и средствами технического оснащения;

– Проектирования и управления реконструкцией или ремонтом здания;

– Сноса и утилизации здания.

Создание и использование BIM происходит непрерывно на протяжении всего жизненного цикла здания.

Создание модели из информационно-насыщенных графических элементов и взаимодействие всех участников через специальный сервер позволяют снизить трудоемкость проектирования до 70% и отнести основные затраты по моделированию на стоимость поставки и строительно-монтажных работ. Согласно зарубежному опыту использования BIM (учитывая высокую производительность в развитых странах), издержки снижаются:

– На 30% на этапе проектирования;

– На 40% – на этапе строительства;

– На 5% – на этапе эксплуатации.

Главная цель проектирования – это быстрое и качественное строительство.

Ведущими поставщиками программных платформ, реализующих BIM-технологии, являются Dassault Systemes (США), Bentley Systems (США), Autodesk (США), Nemetschek (ФРГ).

Стоимость программного продукта Аutodesk Revit для одного рабочего места составляет 2000 долларов США или 3890 руб.

Компетенции инженеров-проектировщиков все больше должны смещаться в сторону знания производственного процесса строительства и инструментов планирования, равно как и компетенции инженеров производственно-технических отделов подрядных организаций должны быть обогащены знанием основных программ проектирования и специфики работы проектировщиков. Для успешной реализации проекта с использованием технологии информационного моделирования необходимы универсальные специалисты высокой квалификации профессий архитектора и инженера в одном лице, когда автор проекта владеет всеми необходимыми навыками и полномочиями для его реализации [18].

На основе информационного моделирования (BIM) стало возможным применение новых организационных и управленческих инструментов – модель является источником достоверных и проверенных данных, доступных для анализа и принятия эффективных решений по взаимодействию всех участников процесса в соответствии с поставленной задачей и зоной ответственности каждого участника проекта. Проектная организация должна быть готова к экономическому проектированию с привязкой к нему плановых задач и финансовых показателей, быть способна создать проект, на основе которого сможет функционировать сервис заказчика по управлению строительством объекта.

Необходимо обучить моделированию проектировщиков, создающих цифровые элементы и получающих информационную модель объекта, возникает необходимость обучения специалистов производственно-технического отдела и прорабов, ведь теперь представитель ПТО постоянно находится на строительной площадке и несет ответственность за принятие конструктивных решений в тесном взаимодействии с прорабами и проектировщиками.

Активное освоение технологий информационного моделирования в строительной отрасли позволит оперативно подбирать варианты проектирования объектов и иметь преимущества на зарубежных рынках.

Внедрение в строительных организациях передовых систем управления комплексной оптимизацией производственных и управленческих процессов при проектировании, выполнении строительно-монтажных работ повысит производительность труда, снизит издержки и повысит эффективность управления производством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основными проблемами отрасли являются: повышение эффективности государственного управления отраслью, контроль за объектами сверхнормативного незавершенного строительства, снижение количества долгостроев, увеличение загрузки мощностей строительных организаций, их участие в крупных зарубежных проектах, снижение издержек, уменьшение количества ошибок, сокращение затрат времени как при проектировании объектов, так и на этапе их строительства.

Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства включают:

1) Изменение структуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь путём дополнения существующей структуры следующими подразделениями: управлением строительства зданий; управлением гражданского строительства; управлением специальными строительными работами. В результате будет создана новая структура управления, соответствующая структуре строительной отрасли по видам экономической деятельности;

2) Создание системы независимых органов по контролю за строительными объектами со сверхнормативными сроками строительства. В состав главного управления и управлений по областям и г. Минску по сверхнормативному строительству войдут специалисты в области строительства: инженеры-проектировщики, конструкторы, инженеры-строители, сметчики;

3) Образование вертикально интегрированных холдингов, создание на их базе кластеров, состоящих из организаций дополняющих друг друга и включающих: проектные, строительные организации, организации, выпускающие строительную продукцию, научно-исследовательские институты, страховые, инвестиционные компании;

4) Закупку и применение проектными организациями, крупными предприятиями и холдингами в своей деятельности программного обеспечения, позволяющего создавать 3D-модель строительного объекта, содержащую всю необходимую информацию для планирования и осуществления всего комплекса работ по проектированию, строительству, логистике, эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Закон Республики Беларусь № 300-З от 5 июля 2004 г. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.pravo.by. – Дата доступа: 22.02.2017.

2. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 24.02.2017.

3. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь / Принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.; одобр. Советом Республики 8 июня 2001 г.; вступил в силу с 9 окт. 2001 г. – Минск: ИПА «Регистр», 2001. – 56 с.

4. Бузырев, В.В. Менеджмент в строительстве: учебник для вузов / В.В. Бузырев, И.В. Федосеев. – М.: КНОРУС, 2016. – 320 с.

5. Бузырев, В.В. Экономика строительства: учебник для вузов / под ред. В.В. Бузырева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009 – 416 с.

6. Голубова, О.С. Экономика строительства: учебное пособие / О.С. Голубова, Л.К. Корбан., С.В. Валицкий. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 320с.

7. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник / В.Я. Горфинкель, 5-ое изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.

8. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Государственный строительный надзор. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.gosstandart.gov.by/. – Дата доступа: 28.02.2017.

9. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 775 с.

10. Дикман, Л.Г. Организация строительного производства: учебник для вузов. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2006. – 608 с.

11. Казанский, Ю.Н. Опыт организации и управления строительными фирмами США / Ю.Н. Казанский. – М.: Стройиздат, 2007.

12. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.pravo.by. – Дата доступа: 12.06.2017.

13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций в Республике Беларусь. – Режим доступа: https://un.by/. – Дата доступа: 08.04.2017.

14. Новости Беларуси [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.belta.by/. – Дата доступа: 27.08.2017.

15. Новости экономики [Электронный ресурс] / научно-практический журнал «Директор». – Минск, 2017. – Режим доступа: https://director.by/. – Дата доступа: 04.07.2017.

16. Официальная статистика «Строительство и инвестиции» [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 22.05.2017.

17. Перечень холдингов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство Экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/. – Дата доступа: 02.09.2017.

18. Портал новости строительной отрасли Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Архитектура и строительство. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://arcp.by/ru. – Дата доступа: 20.04.2017.

19. Продвижение китайских строительных услуг на внешний рынок [Электронный ресурс] / ОАО «НИИ Стройэкономика». – Режим доступа: https://www.stroyekonomika.by/. – Дата доступа: 17.08.2017.

20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая, 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА, 2009 – 536 с.

21. Степанов, И.С. Экономика строительства: учебник / И.С. Степанов [и др.]; под общей ред. И.С. Степанова. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2007. – 620 с.

22. Структура Министерства архитектуры и строительства [Электронный ресурс] / Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.mas.gov.by/ru. – Дата доступа: 28.02.2017.

23. Трушкевич, А.И. Организация проектирования и строительства: учебное пособие / А.И. Трушкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010.

24. Шведов, А.П. Организация и управление в строительстве: учеб.-метод. комплекс / А.П. Шведов, Е.С. Балашова, И.П. Шведов. – Новополоцк: ПГУ, 2014. – 168 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Предлагаемая структура управления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: