Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики




ОТЧЁТ

 

о практике по получению первичных профессиональных

умений и навыков (диалектологической) студента 3 курса

направление подготовки / специальность 45.03.01 «Отечественная филология: русский язык и литература» в селе Чукалы

(Ардатовский район Республики Мордовия)

 

 

срок прохождения практики с 4 по 16 июля 2016 года

 

Автор отчёта ____________________ А.В. Хозяйкина

подпись, дата, инициалы, фамилия

 

 

Обозначение отчёта ______________________________________________


 

 

Руководители практики:

 


 

 


 

от университета


 

 

_____________________________

 


подпись, дата, инициалы, фамилия


 

Отчёт защищён


 

 

________


 

 

Оценка _______________

 


дата


 

 

Саранск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

д-р филол. н. наук, проф.

________ В.В. Шигуров

(подпись)

«___» ________ 20__ г.

ЗАДАНИЕ

на практику по получению первичных профессиональных

умений и навыков (диалектологической)

студенту 2 курса, 201 группы Хозяйкиной Анастасии Владимировне

направление подготовки / специальность 45.03.01 «Отечественная филология: русский язык и литература»

 

Место прохождения практики с. Чукалы Ардатовского района РМ

Срок прохождения практики 4 июля 2016 года – 16 июля 2016 года

Срок представления отчёта и отзыва руководителя практики от профильной организации на защиту 1 сентября 2016 года

Общее задание

1. Цели практики: 1) практическое изучение диалектной речи в естественных условиях; 2) овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки диалектного материала; 3) полевое исследование локальной / региональной традиции.

Задачи: 1) актуализация теоретических знаний, полученных при изучении курса «Русская диалектология»; 2) приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации диалектной речи с отражением ее особенностей (в фонетической транскрипции); 3) пополнение картотеки «Словаря русских говоров на территории Мордовии»; 4) овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий.

2. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики: ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК-2 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области языкознания, общее представление о месте языкознания в системе гуманитарных наук; о структурной и социальной типологии языков, о родственных связях языка и его типологическом соотношении с другими языками, в том числе родственными и древними языками; ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.

3. Ознакомление с профильной организацией

4. Индивидуальное задание на практику: прибыть в с. Чукалы, ознакомиться с местностью и жителями села; в ходе бесед с информантами произвести записи диалектной речи на технические устройства и затем записать тексты в элементарной фонетической транскрипции; выявить в текстах диалектизмы разных языковых уровней (фонетические, словообразовательные, лексические и фразеологические, грамматические), оформить соответствующим образом (карточки); систематизировать материал и составить общее описание говора с. Чукалы.

Руководитель практики

от профильной организации _________________________ подпись, дата, инициалы, фамилия

Руководитель практики

от университета ___________________________________ подпись, дата, инициалы, фамилия

Задание к исполнению принял _______________________подпись, дата, инициалы, фамилия


РЕФЕРАТ

 

Отчёт о практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (диалектологической) содержит __ страниц, __ рисунков, __ таблиц, __ использованных источников.

ДИАЛЕКТИЗМЫ, ПРОСТОРЕЧИЕ, ОБЩЕЛИТЕРАТУРНЫЕ СЛОВА И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ГРАММАТИКА РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ, ИНФОРМАНТЫ, УСТНАЯ РЕЧЬ, ТРАНСКРИПЦИЯ.

Цель практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (диалектологической) – закрепление теоретических знаний по дисциплине «Русская диалектология».

Место проведения практики – с. Чукалы Ардатовского района РМ.

Во время практики выполнено индивидуальное задание, проделанная работа отражена в дневнике практики.

Получен положительный отзыв руководителя практики от предприятия.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»

 

Филологический факультет

 

Кафедра русского языка

 

ДНЕВНИК

 

практики по получению первичных профессиональных

умений и навыков (диалектологической)

студента 3 курса Хозяйкиной Анастасии Владимировны

 

направление подготовки / специальность 45.03.01 «Отечественная филология: русский язык и литература»

 

 

Начало практики 4 июля 2016 года Окончание практики 16 июля 2016 года


 

Дневник представлен руководителю практики


 

 

____________________

 


подпись студента,


 

дата

 


 

 

Дневник проверен

 

руководителем практики

от университета


 

 

__________________________

 


подпись, дата, инициалы, фамилия


 

Саранск

 


ЗАПИСИ

 

о работах, выполненных в период практики

 

 

Дата Краткое содержание Замечания и подпись
    руководителя
4.07.16. Приезд в с. Чукалы. Знакомство с местностью. Заселение.  
5.07.16 Знакомство с жителями села. Беседы с информантами. Посещение МБОУ «Чукальской основной общеобразовательной школы».  
  Беседы с информантами. Запись рассказа о событиях ВОв. Посещение памятника с выгравированными именами павших героев, со словами «Никто не забыт и ничто не забыто».  
  Посещение церкви Архангела Михаила. Сбор информации.  
  Беседы с информантами. Систематизация материала. Выявление диалектных особенностей.  
  Подготовка карточек. Подсчет полученной информации. Составление отчета.  
  Определение диалектных особенностей села Чукалы Ардатовского района. Составление отчета. Выводы.  
  Отъезд.  

 

 

Руководитель практики от профильной организации ______________________

подпись, дата, инициалы, фамилия

 

 


 

АНКЕТА

 

Хозяйкиной А.В. по результатам диалектологической практики

 

 

1. Укажите Ваши ожидания по поводу прохождения практики.

 

Диалектологическая практика – одна из самых интересных, на мой взгляд, потому что есть возможность пообщаться с новыми людьми и побывать в новой местности, узнать обычаи народов.

 

2. Насколько оправдались Ваши ожидания?

 

Ожидания оправдались полностью, ведь я проходила практику в селе Чукалы (Ардатовский район), где никогда не бывала раньше.

 

3. Отметьте сильные и слабые стороны организации практики.

 

Никаких проблем не возникло.

 

4. Знания каких дисциплин Вам пригодились в ходе прохождения практики?

 

Пригодились знания из курса современного русского языка, диалектологии, старославянского языка, лингвокультурологии.

 

5. Какие практические навыки Вы приобрели во время практики?

 

Приобрела практические знания по диалектологии, удалось поработать с примерами, обнаруженными в ходе беседы с информантами.

 

6. Какая часть программы практики Вам показалась наиболее сложной?

 

Наиболее сложным показался общий анализ говора с. Чукалы Ардатовского района, так как сейчас тенденция к употреблению большого количества слов из литературного русского языка, лексические особенности говоров утрачиваются.

 

7. Повлияла ли практика на Ваше отношение к избранной профессии?

 

Положительное влияние диалектологической практики лишь усилило желание развиваться как филолог.

 

8. Насколько необходимо, на Ваш взгляд, проведение данной практики?

 

Абсолютно необходимо, т.к. во время прохождения практики происходит приобретение опыта, применение полученных знаний.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

1. Диалектологическая практика: Учебное пособие / МГУ им. Н.П. Огарева; [сост. Э.Н. Акимова и др.; под ред. Р.В. Семенковой, Э.Н. Акимовой, Т.И. Мочаловой]. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2006. – 80 с. + цв. вкл.

2. Диалектологическая практика: Программа / Сост. Г.П. Мосолова. – Саранск: Изд-во Морд. гос. пед. ин-та, 2003. – 13 с.

3. Лексический атлас русских народных говоров (ЛАРНГ): Методические указания по сбору и оформлению материалов / Сост. Н.В. Казанцева, М.А. Пузанова. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. – 26 с.

4. Словарь русских говоров на территории Мордовской АССР / Республики Мордовия. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1978 – 2006. – Вып. 1 – 8.

б) дополнительная литература:

1. Методические указания к «Программе собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка» / Отв. ред. Р.И. Аванесов и В.Г. Орлова. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 178 с.

2. Пособие-инструкция для подготовки и составления региональных словарей русского языка / Отв. ред. В.Г. Орлова. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 240 с.

3. Программа собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров. Лексика природы / Колл. авторов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1989. – 47 с.

4. Программа собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – 219 c.

5. Русинов Н.Д. Зачем и как наблюдать и записывать русскую диалектную речь. Руководство для студентов во время полевой практики по русской диалектологии / Н.Д. Русинов. – Горький: Изд-во ГГУ, 1963. – 26 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: