Жизненный цикл образовательной услуги




Концепцию жизненного цикла товара сформулировал в 1965 г. Теодор Левит. Жизненный цикл товара представляет собой график двух взаимосвязанных функций – объем продаж исследуемого товара и прибыль организации [3].

 

Товар проходит 5 этапов жизни, основные маркетинговые решения каждого из них представлены в таблице [3].

 

Показатели Разработ ка Выведе ние Рост Зрелость Спад
1. Цели маркетинга Выявить запросы рынка Привлечь к товару новаторов Расширить сбыт и ассорти мент Поддержать отличитель ные преимуще ства Сократить, обновить
2. Объем продаж Отсутству ет Неболь шой Быстро растет Достигает пика Снижается
3. Издержки на 1 потребителя Отсутству ет Большие Средние Низкие Низкие
4. Конкуренция На уровне идей и замыслов Отсутсут ствует или малая некоторая сильная малая
5. Прибыль Отсутствует Возрастает Большая Сокращаю щаяся
6. Потребители Отсутству ет Новаторы Массовый рынок обеспечен ных лиц Массовый рынок Консерва торы
7. Товарный ассортимент Опытный образец Одна базовая модель Рост числа моделей Полный ассортимент Товары наибол. спроса
8. Ценовая политика Базовая цена Зависит от товара Большой диапазон цен Полная ценовая политика Отдельные цены
9. Продвижение Информационное Убеждаю щее Конкурент ное Информа ционное

 

4. Субъекты маркетинга образовательных услуг:

Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности. [1]

Перед организациями, оказывающими образовательные услуги, стоят следующие проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательной услуги:

1) Корректно определить и описать контингент обучающихся (желаемые характеристики будущего контингента обучающихся).

2) Определить цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.

3) Определить время, периодичность, режимы и ступени обучения.

4) Определить точки (места) оказания услуг (тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения).

5) Определить технологии обучения и контроля за результатом образовательного процесса. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать.

6) Определить основные требования к квалификации персонала образовательного учреждения, оказывающего образовательную услугу.

7) Определить учебно-методическое и техническое обеспечение образовательных процессов и направления их использования, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

 

Решив вышеперечисленные проблемы, образовательное учреждение определится с ассортиментом, ценовой категорией, коммуникациями, сбытовой и кадровой политикой. [8]

С позиции маркетинга к функциям образовательного учреждения можно отнести:

· оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

· оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего гражданина и специалиста;

· оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования ОУ и др.

Образовательные учреждения оказывают огромное влияние на маркетинг в сфере образовательных услуг, так как посреднические организации на данный момент времени еще не могут оказать сильного воздействия на рынок сферы образования.

Учреждения-посредники в маркетинге образования выполняют следующие функции:

· Предоставление имеющейся у них информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг.

· Рекламная деятельность, направленная на продвижение образовательных услуг.

· Оказание юридических услуг в области образования.

· Помощь в аккредитации образовательного учреждения.

· Поиск каналов сбыта и полный цикл продажи образовательных услуг.

· Материальная поддержка производителей и потребителей образовательных услуг.

· Оказание ресурсной поддержки производителей и потребителей образовательных услуг.

 

Большое влияние на маркетинг образовательных услуг оказывает государство. Государство осуществляет финансирование, предоставляет гарантии инвестиционных отношений, предоставляет налоговые льготы и т.п. для контроля рынка образовательных услуг с целью обеспечения притока в стране высококвалифицированного персонала и развития системы образования. В нашей стране государство играет роль в стандартизации образования, несмотря на все народные различия, на территории РФ. Оно (через Минобрнауки РФ, контрольно-надзорные органы) формирует базовый ассортимент образовательных услуг, осуществляют государственную аккредитацию, аттестацию образовательных учреждений, формирует список специальностей и профессий и отвечает за качество предоставления образовательных услуг. Само же качество должно соответствовать установленным государством образовательным стандартам.[8]

 

Сегменты рынка

Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов. Есть и другое, более лаконичное определение рынка образовательных услуг, под которым понимаются "...все потенциальные потребители, стремящиеся удовлетворить свои потребности в образовании, способные вступить в отношения обмена с продавцом"

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:

обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;

• способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;

• учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;

• создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

 

Сегмент рынка образовательных услуг представляет собой группу потребителей (учащихся, родителей), имеющих схожие признаки, по которым они предъявляют требования к образовательным услугам (7).

Сегментирование рынка образовательных услуг – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг образовательного учреждения, это продуманное деление рынка на достаточно крупные группы потребителей, предъявляющих определенные и существенно различные требования к предлагаемым образовательным и другим услугам [7].

Сегментация рынка помогает образовательному учреждению поделить адресные группы на подгруппы или сегменты. Потребности и запросы представителей внутри каждой подгруппы одинаковы. Образовательное учреждение может выяснить соответствие этих запросов и потребностей собственным ценностям и взглядам, выявив тем самым наиболее подходящую для нее адресную группу. [6]

 

Для образовательного учреждения наиболее характерна сегментация следующими способами:

• по группам потребителей образовательных услуг;

• по параметрам образовательных услуг;

• по конкурентам на образовательном рынке.

В процессе сегментирования рынка образовательных услуг можно воспользоваться классификационными признаками определения потребителей:

• возраст и семейное положение;

• уровень образования;

• уровень доходов;

• отношение к новой образовательной услуге.

Часто бывает полезной сегментация образовательной услуги по времени проведения занятий, срокам обучения, содержанию образования, особенностям субкультуры и т.д.

Критерием оценки и выбора сегментов рынка являются шкалы и портфельный анализ. К критериям можно отнести:

- Количественные параметры.

- Доступность.

- Существенность сегмента.

- Рентабельность сегмента.

- Совместимость сегмента с рынками основных конкурентов.

- Эффект от работы в определенном сегменте рынка.

 

Портфельный анализ - это инструмент, с помощью которого руководство организации идентифицирует и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления или сокращения (прекращения) инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность организации на каждом из них. [9]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: