КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ?




 

Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память) задачу.

Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного вос­произведения и запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой деятель­ности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл.

Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это значит:

— уметь внимательно выслушать задание до конца;

— стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процес­се воспроизведения забытую информацию.

В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внима­тельно выслушать небольшое задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.

Активное запоминание нужной информации пред­полагает овладение элементарной формой повторе­ния, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания:

ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что сле­дует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно ку­пить в магазине — см. игру «Купи в магазине...»). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоми­нания.

Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запомина­ния. Оно часто сопровождается паузами, отведени­ем в сторону взгляда, прищуриванием. При отсут­ствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение ак­тивному воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоя­тельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую инфор­мацию.

Овладение умением принимать мнемическую за­дачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведе­ния к произвольному.

2. Овладение мнемическими приемами, направ­ленными на достижение осознанной цели запоми­нания и воспроизведения.

На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема «повторе­ния», поскольку он легче всего формируется и ов­ладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием по­вторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию воспроизведения. «Воспроизводящее по­вторение» — это повторение не по ходу воспри­ятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему «по­вторение» вы узнаете в разделе «Как нужно повто­рять?»

Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их назва­ния, основаны на тех или иных способах логичес­кого мышления. К числу таких приемов относятся, например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация». Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствую­щее умственное действие, а на втором — ребенок

обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.

В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать ак­цент на развитии мнемических приемов «группи­ровка» и «смысловое соотнесение». О том, как обу­чать этим приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что касается мнемического приема «схематизация», то в этот период он формируется сначала только как прием логичес­кого мышления (см. «Тренировка логического мыш­ления»). Как мнемический прием его целесообразно формировать тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).

Если ваш ребенок овладеет указанными приема­ми, его память станет более цепкой и прочной.

3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т.е. осуществлять самопроверку.

Развитая произвольная память — это не только умение ставить мнемическую задачу, но и способ­ность осуществлять контроль ее выполнения. Пси­хологической основой самопроверки является умение человека соотнести, сличить полученный в процес­се выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом. Целью такого соотнесения есть своевременное исправление ошибок и недопущение их в последующем.

Основу самопроверки составляет «воспроизводя­щее повторение», но она не сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение» направ­лено лишь на то, чтобы лучше запомнить материал.

Самопроверка — это более сложное действие, вклю­чающее «воспроизводящее повторение» плюс сопо­ставление воспроизведенного материала с самим материалом, который нужно запомнить. При само­проверке очень важно осознание цели ее проведе­ния. Тогда она позволяет вносить коррективы в последующие повторения, делает этот процесс более избирательным (большее внимание уделяется имен­но тем моментам, которые хуже всего запомни­лись).

Овладеть этим умением ребенку гораздо труднее, чем собственно «воспроизводящим повторением». Но при целенаправленной тренировке под руковод­ством взрослого он в состоянии это сделать.

 

КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?

 

К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обу­чение этому приему значительно расширяет воз­можности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (по­вторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь ше­веля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).

Итак, как обучать приему «повторение»? Рас­смотрим этот процесс на примере игры «Запомни предметы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить малыша, — это называнию вслух предметов, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознава­нию. Кроме называния предмета вслух предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повыше­нию эффективности запоминания, так как исполь­зуется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните малышу, что лучше запо­минается то, что удается не только увидеть и услы­шать, но еще и пощупать.

Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае — по­вторное называние каждого предмета. Пусть ребе­нок назовет все предметы два-три раза, но не под­ряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. (например, первое повторе­ние: «санки», «вилка», «портфель»... «помидор»;

второе повторение: «санки», «вилка», «портфель»... «помидор»). Такое повторение хоть и улучшает за­поминание, но еще не является самым эффектив­ным. Овладение им важно для подготовки к следу­ющему этапу.

Третий этап — обучение повторению с выде­лением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разно­образными, попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на ручку портфеля, при втором — на его замочек и т.д.).

Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап — обучение самопровер­ке того, что удалось запомнить. После того как сде­лано повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, за­помнил хорошо (с целью закрепления такое вос­произведение (с закрытыми глазами) можно повто­рить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на пред­меты, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактичес­ки еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как по­вторяется прежде всего то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.

Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам, поэтому пропускать ника­кой из них нельзя. Прием «называние вслух» предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стоит стремится, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап «громкой речи» и перешел к дей­ствию в уме. Для успешного овладения этим при­емом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное зна­чение, поскольку делает возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и более эффектив­ные логические приемы запоминания.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался только «простым повторением». У него может за­крепиться стереотип использования этого приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это — предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память, засо­ряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.

По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению количества про­стых повторений. Например, сразу после первого повторения проводить самопроверку и, в зависи­мости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.

 

Опыты Эббингауза показали, что через полчаса после механического (недостаточно осмысленного) заучивания забывается до 40% материала. На следующий день оста­ется 34% информации, через 3 дня — 25%, через 30 дней — 21%. При логической обработке запоминаемого материа­ла информация сохраняется значительно лучше.

Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей с разной бы­стротой. Так, у мальчиков следующая последователь­ность: вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым со­держанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные по­нятия и, наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе: сначала сильней про­является память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвле­ченные понятия и на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.

Через какие промежутки времени следует делать по­вторения? Оптимальным считается повторение через 15— 20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15—20 минут до сна, а также утром на свежую голову.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: