Россия становится на инновационные рельсы, переходит к качественно новому этапу своего развития - инновационному.
Инновационный тип экономического развития (ИТЭР) представляет собой совокупность максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
Инновационный социально - ориентированный тип развития (ИСОТР) – это либеральная стратегия развития социо-экономической системы, которая характеризуется рядом социально-экономических факторов перечисленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года – это один из основополагающих организационных документов инновационного развития реальной экономики России, что подтверждается целью документа: определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 г.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ.
Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития. Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.
Основные задачи Стратегии:
-развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
-повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
-максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
-формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
-Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
-активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
-Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
-создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
-повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
-увеличение численности инновационных предпринимателей;
-создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
-пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
-адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел 8, п. 3) Инновационное развитие экономики будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в валовом внутреннем продукте повысится с 10,9 процента в 2007 году до 18 процентов в 2020 году (в ценах 2007 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 18,7 процента до 11 процентов.
Такое изменение структуры экономики будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (за счет всех источников финансирования) - до 2,2 процента валового внутреннего продукта в 2015 году и 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году, на образование - до 6,4 процента валового внутреннего продукта в 2015 году и 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в том числе государственные расходы достигают 5,5 процента валового внутреннего продукта). При этих параметрах развития экономики знаний Россия становится не только достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, но и обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы.