Передовой педагогический опыт и его использование для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе




Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Эта распространенная форма изучения и обобщения опыта широко используется во всех школах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги, студенты-практиканты и руководители школы коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конференции— удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег.

Педагогическая выставка, отражающая опыт, например дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях; образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т. д. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть других форм (конференций, совещаний и т. д.).

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на областные, республиканские чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т. д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются жгучие и спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, взаимно дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта. Так, плодотворны диспуты и дискуссии по темам: «Современный урок», «Индивидуализация и дифференциация обучения», «Оптимизация педагогического процесса», «Самоуправление в коллективе учащихся и педагогическое руководство им» и др.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения практической реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на учебный год или на несколько лет. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения.

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикумов; на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

Самообразование — это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т. д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: