Программа дисциплины «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях»




Содержание

 

1 Руководство по изучению дисциплины……………………………..  
2 Программа дисциплины «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях»………………………………..  
3 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы  
3.1 Оформление контрольной работы  
3.2 Вопросы для выполнения контрольной работы  
4 План практических занятий  
4.1 Рекомендации и план к проведению практических занятий  
4.2 Темы докладов  
5 Вопросы для подготовки к зачету  
Список рекомендуемой литературы…………………………………..  

 

Руководство по изучению дисциплины

 

Как правило, человек, попадающий в экстремальную ситуацию, теряется, не может быстро и правильно оценить ситуацию, угрожающую его жизни и жизни окружающих, не может быстро и грамотно принять решение. Поэтому изучение основных принципов выживания, поведения и действий человека в различных экстремальных ситуациях является актуальной задачей обучения.

Предметом изучения дисциплины является поведение человека в различных экстремальных ситуациях с точки зрения обеспечения безопасности и выживания.

Целью изучения дисциплины является подготовка бакалавра, владеющего теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах обеспечения безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях.

Основные задачи дисциплины:

- дать общие принципы выживания человека в экстремальных ситуациях;

- дать основные правила личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- дать основы безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях в условиях населенного пункта;

- дать основы обеспечения безопасности и выживания при террористических актах, захвате заложников и угрозе со стороны преступности.

Для повышения активизации обучения используется ситуационный метод – анализ (решение) конкретных экстремальных ситуационных задач.

Формой итогового контроля является зачет.

Несмотря на развитие научных знаний и технологий, количество природных и техногенных катастроф возрастает в мире ежегодно на 6%. В настоящее время необходимо повышать уровень осознания населением той опасности, которую природные и техногенные катастрофы представляют для современного общества. Данный курс носит комплексный характер, и при его изучении привлекаются сведения из истории, географии, безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

Учебная дисциплина «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях» является дисциплиной по выбору цикла общематематических и естественнонаучных дисциплин, включает в себя следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную работу с литературой, выполнение контрольной работы, сдачу зачета по теоретическому курсу.

Комплекс знаний по изучаемому курсу позволит будущим специалистам повысить свой интеллектуальный уровень в решениях проблем современного общества.

Программа дисциплины «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях»

 

Тема 1. Введение в дисциплину «Азбука безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях»

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Общие принципы выживания человека в экстремальных ситуациях, основные правила личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, основы безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях в условиях населенного пункта, основы обеспечения безопасности и выживания при террористических актах, захвате заложников и угрозе со стороны преступности.

Литература: [1, с.121-134], [2, с.20-76], [3, с.201-227], [4, с.67-260].

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ЧС?

2. Каковы виды ЧС?

3. Какова классификация ЧС?

Тема 2. Радиационные и химические аварии. Причины и стадии техногенных катастроф.

Химические аварии, причины и последствия. Виды вредных ядовитых веществ, распространяющихся при авариях, действия населения и средства защиты. Радиационные аварии, источники, причины и последствия. Методы защиты от радиационных аварий, действия населения в условиях подобных аварий, применение средств защиты. Причины и стадии техногенных катастроф.

Литература: [3, с.137-151], [4, с.142-177], [5, с.46-51].

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины и последствия химических аварий?

2. Назовите источники и последствия радиационных аварий?

3. Какие средства и методы защиты применяют при данном типе аварий?

4. Назовите причины и стадии техногенных катастроф?

 

Тема 3. Пожары. Классификация пожаров. Причины их вызывающие.

Пожары. Причины их вызывающие. Классификация пожаров. Способы прекращения пожара. Практические рекомендации об организации действий по спасению людей и тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны. Оказание первой помощи пострадавшим от пожара.

Литература: [3, с.129], [4, с.128-141], [6, с.50-61], [7, с.64-72]

 

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятию пожары, каковы причины возникновения пожаров?

2. Приведите классификацию пожаров?

3. Каковы способы прекращения пожаров?

4. Что в себя включают основные действия при пожарах?

Тема 4. Факторы риска и выживания.

Факторы риска и выживания. Виды и основные определения факторов риска и выживания, их классификация. Поведение при возникновении выше указанных факторов.

Литература: [1, с. 16-23], [2, с.17-34]

 

Вопросы для самопроверки

1. Что называется фактором риска и выживания?

2. Как классифицируются приведенные факторы?

3. Какие виды поведения возникают в условиях факторов риска и выживания?

 

Тема 5. Правовые аспекты безопасного поведения

Правовые аспекты безопасного поведения и применения самозащиты. Необходимая оборона как правовая категория. Признаки и основания необходимой обороны. Правила поведения при административном задержании и при внезапном аресте.

Литература: [4, с.239-255], [9, с.305], [11]

 

Вопросы для самопроверки

1. Поясните юридический аспект безопасного поведения и применения самообороны.

2. Какие принципы безопасного поведения при административном правонарушении?

3. Какие принципы безопасного поведения при внезапном аресте?

 

Тема 6. Безопасность в населенном пункте

Правила поведения в толпе, с найденными или полученными предметами. Действия при пропаже взрослого или ребенка. Меры предосторожности при нападении или грабеже.

Литература: [4, с.230-238, 247-248], [9, с.122-124, 245, 248], [13, с.18-22]

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные действия необходимо совершить при нахождении в толпе?

2. Какие меры необходимо предпринять при обнаружении или получении подозрительных вещей?

3. Опишите меры предпринимаемые при нападении и грабеже?

Тема 7. Терроризм и захват заложников

Понятие «терроризм», истоки, история развития, современные формы. Уголовный кодекс Российской Федерации Статья 205 Терроризм. Оценка степени риска, основные правила личной безопасности. Захват заложников, правила поведения при захвате.

Литература: [10, с.6-88], [4, с.256-260], [12].

 

Вопросы для самопроверки

1. Что подразумевают под понятием «терроризм»?

2. Какие виды и формы терроризма существуют?

3. Каковы основные правила личной безопасности?

4. Какими документами определена террористическая деятельность?

 

Тема 8. Психология поведения в экстремальных ситуациях

Основные принципы поведения в экстремальных ситуациях. Психологическая предрасположенность к криминальным ситуациям. Технические средства защиты.

Литература: [8, с.467-490], [4, с.262-280], [13, с.276-298].

Вопросы для самопроверки

1. Характеристика экстремальных ситуаций?

2. Как произвести оценку степени экстремальной ситуации?

3. Какие правила поведения в экстремальных ситуациях?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: