ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ




· Централизованные финансы(Федеральный бюджет, Бюджеты субъектов РФ, Бюджеты местных органов власти, Государственный кредит, Страхование, Государственные внебюджетные и бюджетные фонды

· Децентр-ые финансы (Финансы домашних хозяйств, Финансы некоммерческих организаций, Финансы коммерческих орг-ций)

· Банковская система:1 уровень: ЦБ РФ,2 уровень: коммерческие банки

· Финансовые рынки

Финансовая система РФ- Это совокупность основных звеньев системы и отношений между ними в процессе образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

Основные звенья финансовой системы РФ: Бюджетная система,Бюджетные государственные фонды, Государственный кредит, Страхование, Финансы предприятий различных форм собственности

Бюджетная система РФ- Это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды: 1. Пенсионный фонд РФ, 2. Фонд социального страхования (ФСС), 3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), 4. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Бюджетные фонды государства: Резервный фонд. В него поступают средства от добычи и экспорта нефти и газа. Это нефтегазовые доходы бюджета, Фонд национального благосостояния создан для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан.

Государственный кредит- Особая форма кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами. Государство выполняет функции кредитора, заемщика или гаранта.

Финансы предприятий: различных организационного-правовых форм и отраслей экономики формируют доходы бюджета за счет уплаты налогов, сборов и обязательных платежей.

• 1. Публичные акционерные общества (ПАО)

• 2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО), унитарные предприятия

3. Первый уровень - федеральный. На этом уровне разрабатываются и исполняются федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). До 2000 г. в составе государственных внебюджетных фондов существовал Федеральный фонд занятости населения, соответственно утверждался его бюджет.

Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды, к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Другие территориальные государственные внебюджетные фонды действующим законодательством не предусмотрены. На этом уровне бюджеты являются формой централизации денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы — бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). В настоящее время в России около 30 тыс. бюджетов муниципального уровня.

 

4.Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

5.По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Определение По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

 

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая функция - контрольная - позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Она сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики и благодаря ей можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики

6.Бюджетная система РФ — это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принципы построения бюджетной системы. Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.

Принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ) означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:

единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;
единством денежной системы Российской Федерации;
едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация — это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты функциональная, экономическая, ведомственная, финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, а доходов — на постоянные и временные) и другие классификации:
единством формы бюджетной документации;
единством принципов бюджетного процесса;
единством санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;
единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

7. Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

· выравнивание бюджетной обеспеченности,

· стимулирование роста налогового потенциала,

· финансовое управление территориальным развитием,

· снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

8. Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. классификацию доходов бюджетов;

2. классификацию расходов бюджетов;

3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

5.Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системыРФ.

6.Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы:

Код группы Название группы
  Налоговые доходы
  Неналоговые доходы
  Безвозмездные перечисления
  Доходы целевых бюджетных фондов

• ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫРАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ: Общегосударственные вопросы

• Национальная оборона

• Национальная безопасность и правооохранительная деятельность

• Национальная экономика

• Жилищно-коммунальное хозяйство

• Охрана окружающей среды

• образование

• Раздел 1000 «Социальная политика»:

• 1001 – Пенсионное обеспечение

• 1002 – Социальное обслуживание населения

• 1003 – Социальное обеспечение населения

• 1004 – Охрана семьи и детства

• 1005 – Прикладные научные исследования в области социальной политики

• 1006 – Другие вопросы в области социальной политики

• Финансирование общегос. Расходов:Деятельность президента,Деятельность Правительства,Работа Государственной Думы,Проведение выборов и референдумов,Финансирование судебной системы,Международные отношения и международное сотрудничество

ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ:Принцип финансовой независимости,Принцип полноты финансирования,Принцип неизменности объемов финансирования,Принцип равномерности финансирования,

9.Бюджетный дефицит — это состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и неизбежно ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета

-рост государственных расходов в связи со структурным переустройством экономики и необходимостью развития промышленного комплекса;
-сокращение доходов государственного бюджета в момент кризиса экономики;
-высокая степень коррупции в государстве;
-не особенно эффективная финансовая система страны;
-чрезвычайные обстоятельства

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

-выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

- выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

-финансирование и кредитование других государств (внешний долг)

 

 

10.Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований

Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения

11.Под бюджетным прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможном состоянии социально-экономической системы государства в будущем, об альтернативных путях её развития. Бюджетное прогнозирование – это научно-аналитическая часть процесса бюджетного планирования.Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Разработка фед. Бюджета

В Государственной Думе проект федерального бюджета рассматривается в трех чтениях.

В первом чтении, которое длится 30 дней, Государственная Дума обсуждает и принимает (или не принимает) общие показатели федерального бюджета: общий размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит.Обсуждая прогноз социально-экономического развития, Государственная Дума тем самым соглашается или нет с общими прогнозными оценками доходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Она может поставить под сомнение реалистичность прогноза, например занижение Правительством реальных показателей роста ВВП, или усомниться в правильности выбранной налоговой политики.

13.Исполнение бюджета — последняя, основная и наиболее ответственная стадия бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов.
При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:
обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;
своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;
контроль соблюдения финансовой дисциплины;
учет и отчетность об исполнении бюджетов.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает и утверждает:приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утвержденных расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;программа государственных внутренних заимствований;программа государственных внешних заимствований;

В третьем чтении, которое длится в течение 15 дней со дня принятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении. Утверждаются также ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

14.Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета. Казначейство выполняет следующие функции:обеспечивает учет всех доходов бюджета;подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств; осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета.

15.Бюджетный контроль — совокупность мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшения бюджетной дисциплины; обеспечивает мобилизацию доходов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования средств бюджета.

16.Анализ бюджета позволяет: уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы; определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;
вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти; выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.

17.К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (ст.41).
В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
- Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на игорный бизнес);
- Налоги на товары и услуги, лицензионные и регист рационные сборы (налог на добавленную стоимость; акци зы; лицензионные и регистрационные сборы);
- Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);
- Платежи за пользование природными ресурсами (платежи за пользование недрами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ; платежи за пользование недрами территориального моря и континентальным шельфом; платежи за пользование минеральными ресурсами и прочее);
- Прочие налоги, пошлины и сборы (государственная пошлина; прочие федеральные налоги; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы).

18.Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ -
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственнофедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
+ иные неналоговые доходы.

Пенсионная реформа — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.

19.Общая характеристика расходов. Федеральные налоги идут в федеральный бюджет,а местные налоги-в бюджеты местных организаций власти.Если взять для примера федеральный бюджет России,то он утверждается государственной думой и федеральным собранием - высшей законодательной властью страны.правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение.оно организует(через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.

само же построение бюджета должно подчиняться несложному бюджетному тождеству

И если государство уступает этим просьбам,то в конце концов,оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможны доходы государства от налогообложения.Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем правая, и бюджетной тождество превращается в неравенство.

Это означает,что государственный бюджет составлен с дефицитом.в такой ситуации наша страна находится уже много лет.

Мировая Практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

1)сокращение бюджетных расходов;

2)изыскание источников дополнительных расходов;

3)выпуск(эмиссия) необеспеченных денег,используемых для финансирования государственных расходов;

4)одалживание денег граждан,банков,хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций

Дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей

 

20.Расходы на общегосударственные вопросы – расходы, направленные на обеспечение функционирования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления; на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, обеспечение проведения выборов и референдумов, резервные фонды и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: