ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ




Как вам всем известно, вожатые на сменах работают парами. И ни для кого не секрет, что успех и эффективность работы будет зависеть от того, как вы поладите друг с другом, как выстроите взаимоотношения и работу.

Итак, кто же такой напарник?

Напарник – тот, кто работает, делает что-либо в паре, вдвоём с кем-либо. Вроде бы все просто. Но так ли это на самом деле?

С чего необходимо начать? Главным аспектом для эффективного взаимодействия является готовность обоих участников (в данном случае вожатых) к взаимодействию. Это действительно важно, иначе в ситуации, когда один из вас не готов к сотрудничеству, – хорошего ожидать не приходится. Те, кто уже ездил на смены и переживал момент распределения по парам, помнят свои впечатления, которые сводились приблизительно к этому: «Ооооо!... Это мне с ним надо работать?!». Припоминаете?? Затем идут ряд переживаний, в связи с тем, что вы не знаете, чего ожидать от доставшегося вам «счастливчика». При неблагоприятном развитии событий, у вас меняются внутренние установки: «Мой напарник ничего не умеет, это еще один ребенок в отряде» и т.д. В данной ситуации всю ответственность вы внутренне берете на себя, начинаете работать с такой установкой. Итог – профессиональное выгорание на смене. Не самое лучшее развитие событий, не правда ли?

Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов.

Если удалось познакомиться со своим напарником заранее и до смены обговорить, как будет строиться работа на отряде – вам повезло. Если нет, то в конце первого рабочего дня (или во время тихого часа, если заезд был в первой половине дня), надо провести «планерку» для вожатых вашего отряда. Главное правило — проговаривать все до мелочей. То, что для вас ясно как дважды два, может означать вовсе не то же самое для вашего коллеги.

Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу 'умереть на работе'. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был 'всю смену на арене'. Сотрудничайте! В большинстве случаев, чем удачнее сложена работа напарников-вожатых, тем дружнее отряд и, тем лучше настроение у детей, и смена проходит под знаком любви и согласия. Вот несколько наших советов, как достичь взаимопонимания между напарниками в детском лагере.

«Узнай меня». Начинать надо с банального, узнать, как можно больше о человеке, с которым будешь работать. Этот этап похож на игру на знакомство, которую проводят в первые дни смены. Не стесняйтесь задавать, как можно больше вопросов. Данный этап может превратится в интервью, но следите, чтобы он не превратился в допрос – это может насторожить Вашего напарника.

«Я привык…» Данный этап предназначен для того, чтобы Вы узнали о привычках вашего вожатого и рассказали ему о своих. Привычки – это то, от чего Вы не сможете отказаться (зарядка по утрам, ранний подъем или наоборот). Нужно быть откровенным, чтобы Вы нашли разумный компромисс между вашими привычками.

«Правила общежития…» Смена – это большое общежитие, и правила проживания и нахождения в нем отличаются, от тех правил, когда Вы живете одни. Если Ваш напарник одного пола с Вами и Вам предстоит жить вместе, Вы должны установить общие правила проживания на одной территории. Ведь кто-то любит оформлять комнату цветочками и рисунками людей, поддерживать творческий беспорядок, а кто-то любит чистоту в комнате и безупречный порядок. Чтобы Ваши отношения не разбились в совместном быту, нужно обговорить и такие детали совместной жизни. Ведь мы всегда говорим детям – мы большая семья, и должны жить вместе в дружбе.

«Рабочий стиль…» Сколько существует вожатых, столько существует и стилей работы на отрядах. Чтобы Ваша работа была по максимуму продуктивной, нужно рассказать напарнику, как Вы привыкли работать и каких приоритетов придерживаетесь при работе с детьми. Расскажите какие внутриотрядные традиции Вы используете. Поделитесь опытом, если таковой имеется, при работе на определенном возрасте детей.

«Хотите ли Вы рассказать мне что-нибудь еще, что может быть важным при совместной работе…» Примерно такой фразой Вам желательно заканчивать знакомство с Вашим напарником. Дайте ему возможность поделиться с Вами той информацией, которой он считает важным для Вас. Таким образом Вы проявите к нему уважение и Ваше сотрудничество начнется с хорошей ноты.

Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны, говорите напарнику

 

Более подробно это может выглядеть так:

1. Разговаривайте с напарником и задавайте вопросы! Узнайте не только то, что касается работы (сколько смен была в лагере, который раз именно в этом, с каким возрастом работала раньше, что умеет делать – петь, танцевать, рисовать и т.д.), но и то, что касается личности вашей напарницы (ее привычки, любимые и нелюбимые блюда и хобби). Отдельной и очень важной темой для разговора может и должно стать здоровье. Расскажите друг другу о хронических заболеваниях и аллергиях (если они у вас есть) – мало ли что может случиться на смене!

2. Определитесь с обязанностями. Вы умеете танцевать и можете поставить танец с детьми, а ваша напарница закончила художественную школу, поэтому с легкостью поможет детям оформить отрядный уголок и т.д. Кто занимается в вашей паре финансами, кто творчеством, кто дисциплиной, кто общением с родителями?.. Все это желательно решить в первый же день.

3. Выработайте свои правила общения. Основные: не ругаться и не выяснять отношения при детях; не отменять и не обесценивать решения и команды друг друга, не обсуждать личность напарницы или ее поступки с детьми и не давать детям говорить о ней плохо; прикрывать друг друга, предупреждать напарницу об отлучках или проблемах. К этим правилам вы можете добавить свои, которые помогут избежать ссор и конфликтов.

4. Если есть время и возможность, поиграйте. Подойдут те игры, где вы должны понимать друг друга (крокодил или «пойми меня»), угадывать мысли («погружение»), делать что-то вместе: например, прыгать через скакалку вдвоем. Или вот еще задание: возьмитесь за руки, а свободными (ваша левая, ее правая) порежьте бумагу, завяжите шнурки и т.д.

Хорошая игра для знакомства «Я никогда…». У вас должно быть много однородных предметов: камушков, пуговиц, конфеток или орешков. Вы начинаете: «Я никогда не летала на самолете». Если напарница летала – ей предмет. Она говорит: «Я никогда не работала со старшим отрядом». Вы работали – берите предмет. Нет – не берите. Задача: набрать больше предметов, чем напарница. Заодно побольше узнаешь друг о друге.

От первого контакта, разговора в первый вечер во многом зависит успешность работы на смене. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть: за 18 дней совместного проживания и работы все равно всё станет явным, так что смело говорите о своих достоинствах, недостатках и вредных привычках и постарайтесь вызвать такое же доверие у напарницы.

И всегда помните: ваш напарник, как любой человек, заслуживает внимания и уважения! Если вы с ней будете в хороших отношениях, никакие внешние обстоятельства не смогут испортить вам смену.

 

Очень важно соблюдать:

Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!

Ø Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что, если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.

Ø Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.

Ситуация: один вожатый не может уложить шумную палату спать. Надо ли второму вожатому ему помочь? (с одной стороны, этим он подорвет его авторитет, с другой, если он не вмешается, дети не улягутся)

Ø Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)

Ø Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому)

Ø Отношения напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо ли высказать это сразу или сохранить атмосферу на отряде? Можно завести тетрадку («Дупло Дубровского»), куда напарники будут писать друг другу. Часто бывает проще написать что-то чем сказать в глаза.

Ø Отношения с напарником - это ваш брат и сестра, и защитник, и опора, и надежда, и жилетка, в которую всегда поплакаться можно! Если вы с ним в первый день не обсудили план действий во время приезда детей, не обсудили набор игр, в которые будете играть в первые дни, и как вообще построите свою работу, то тогда это надо сделать максимально быстро в первые часы первого дня. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав.

Так что не забывайте: роднее напарников никого нет и ссориться с ними не надо. Все ваши разногласия легко решить и, скорее всего, принятое решение не сильно повлияет на работу с отрядом, так что не стоит разводить споры и ссоры на ровном месте.

Что делать если дети заметили и упрекают... Тут уже вряд ли чем-то можно помочь, особенно если ваши проблемы именно в отношениях друг с другом. Старайтесь не показывать.

 

"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ

I. выяснение отношений между вожатыми;

II. обсуждение детей;

III. обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;

IV. решение вопросов личного характера.

Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавляют два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.

Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим вожатым, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в лагере, и, поскольку он работает не впервые, значит его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.

Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником. Ничего страшного, если свою первую смену в лагере вы будете работать «с оглядкой» на напарника. За это время вы наберетесь достаточно опыта и знаний, чтобы в следующий раз проявить себя.

Главное правило опытных вожатых, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарник – не «пионер», его не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.

Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.

И помни - От взаимоотношений напарников на смене зависит очень многое в отряде!

 

Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашего отряда, вы с напарником становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: