Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе экологического образования дошкольников




Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой

Cодержание:

1. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе экологического образования дошкольников.

2. Потенциальные возможности семьи в экологическом воспитании.

3. Формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Дополнительная литература

1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – С. 80-82.

2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

3. Денисенкова Н., и др. Ваш ребенок познает мир. (Советы родителям по организации занятий с детьми 3—5 лет). // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С. 100—т106.

4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С 58—63.

5. Ляшко Т. Нас объединяют дети. // Дошкольное воспитание. 1998. № 10. С. 54—59.

6. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. М., 1993.

7. Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослых и детей: Ее значение в процессе экологического воспитания дошкольников. // Дошк. воеп. 2000. № 5. — С. 36—43.

8. Петрыкевіч А. А. Стаць сапраўднымі партнёрамі // Адукацыя і выхаванне. – 1994. - № 9. – С. 83 – 86.

9. Стреха Е.А. Использование потенциальных возможностей семьи в процессе экологического воспитания дошкольников // Возрастные закономерности социализации личности: сб. науч. тр. – Мн, 2008. – С. 155-158.

10. Стреха Е.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе экологического воспитания дошкольников // Современная семья и проблемы воспитания: Материалы Международной научнол-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. (19-20 марта 2008 г.). – Могилев, 2008. С. 266-271.

11. Ярмолинская М. М. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе экологиче­ского воспитания дошкольников. // Экопедагогика: состояние, проблемы, перспек­тивы. Мн., 1995. С. 51—53.

 

 

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе экологического образования дошкольников

Одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования на современном этапе является смещение акцентов и изменение социальных ролей относительно воспитания ребенка. Если еще до недавнего времени главная роль в воспитании подрастающего поколения отводилась обществу, то в последнее годы произошло признание ведущей роли семьи в воспитании детей. В законе «Об образовании» уважение к семье провозглашается одним из принципов образования. Основная ответственность за воспитание ребенка возлагается на родителей, а дошкольное учреждение, школа и т.п. призваны оказывать помощь в выполнении воспитательных функций, реализации воспитательного потенциала семьи. Современная наука доказывает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Результаты ряда исследований (Ю.П. Азаров, Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, В.П. Дуброва, Т.М. Коростелева, Т.А. Маркова, В.В. Чечет и др.) позволяют утверждать, что в системе разнообразных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на формирование личности, семья является не просто важным, а необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей. Согласно исследованиям Т.М. Коростелевой и В.В. Чечета дошкольное учреждение и семья являются основополагающими факторами социализации ребенка дошкольного возраста, взаимодополняющими друг друга. В качестве общности интересов выступает формирующаяся личность дошкольника, проблемы ее развития, условия организации образовательной среды.

Семья занимает важное место и в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки поведения. Анализ семейного воспитания, проведенный Н. Ф. Виноградовой, показывает, что большинство родителей считает экологическое воспитание важным направлением воспитания дошкольников. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само собой», «Об этом мы не задумывались», «Знакомим с природой по дороге в детский сад» – таковы ответы родителей на предложение родителям рассказать, как происходит ознакомление их детей с природой.

В ходе нашего исследования была выявлена самооценка семьей своих возможностей в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Результаты анкетирования показали, что все родители имеют представления об экологии, экологических проблемах, о важности экологических знаний. Однако, отвечая на вопрос: «Какие аспекты работы дошкольного учреждения по воспитанию детей их интересуют?» родители отвечали, что это вопросы организации питания, сна детей, прогулок на свежем воздухе, а также содержание работы в дошкольном учреждении по развитию речи детей и формированию математических представлений. Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы сотрудничать с дошкольным учреждением в экологическом воспитании детей?» только 21% обследованных семей считает, что они должны наряду с дошкольным учреждением воспитывать бережное отношение к природе. Вместе с тем, родители осознают, что семья может многое сделать в этом направлении: беречь природу, сажать деревья, подкармливать птиц и т.д. На вопрос «В чем Вам нужна помощь дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников?» 20% родителей не смогли ответить, либо ответили, что не нуждаются в помощи детского учреждения. Большинство родителей интересовало: как содержать домашних животных, выращивать комнатные растения, какие знания о природе можно давать детям дошкольного возраста. Анализ ответов на вопрос «Как Вы учите детей охранять природу?» выявил следующее: 50% родителей в целях формирования умений и навыков правильного поведения в природе применяют в основном словесные методы (беседы, разъяснения, запреты), мало используются при этом воспитывающие возможности личного примера и практической деятельности.

В результате исследования установлено, что одним из средств общения с природой в семье являются прогулки (около 29% опрошенных). Однако, большинство родителей недостаточного используют воспитательные возможности общения дошкольников с природой. Лишь 19% обследованных семей привлекают детей к уходу за комнатными растениями, домашними животными. Во многих семьях не уделяется внимание совместному просмотру и обсуждению телепрограмм о природе, чтению книг природоведческого содержания.

Таким образом, анализируя в целом результаты анкетирования, родителей можно констатировать, что родители не в полной мере осознают важность экологического воспитания дошкольников и не используют весь потенциал семьи в решении этого вопроса.

По мнению А. А. Петрикевич, главная причина недостатка в экологической воспитанности детей дошкольного возраста – низкий уровень экологической культуры самих взрослых. Среди причин реализации на практике современных идей экологического воспитания подрастающего поколения А. А. Петрикевич подчеркивает одну – недостаточная подготовка родителей, так как многие еще находятся в плену устаревших идей. Родители зачастую не понимают, что раннее общение детей с природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: