Роль надежности устройств ЖАТС в обеспечении бесперебойности безопасности движения поездов.
Проблема надежности является одной из ключевых в развитии систем железнодорожной автоматики и телемеханики, выполняющих ответственные функции по обеспечению безопасности движения поездов.
Надежность технических систем закладывается при их разработке, обеспечивается при изготовлении и поддерживается при эксплуатации. Это требует тщательной проработки вопросов надежности на всех стадиях жизненного цикла систем.
Надежность различных систем и элементов зависит от весьма разнообразного комплекса факторов, определяемых как внутренними свойствами устройства, так и внешними воздействиями объективного или субъективного характера. В результате процесс возникновения отказов и другие характеристики надежности по своей физической природе носят случайный характер.
Разнообразные системы электрической централизации (ЭЦ), автоматической блокировки (АБ). диспетчерской централизации (ДЦ) и диспетчерского контроля (ДК), горочной и переездной автоматики, автоматической локомотивной сигнализации (АЛС), дополняемой в последние годы системой автоматического управления тормозами (САУТ) и другими устройствами безопасности, работают в достаточно сложных эксплуатационных условиях. Большинство систем имеют непрерывный характер работы при длительном сроке службы, а их отказы оказывают отрицательное влияние на транспортные потоки. Поэтому проблемам надежности и безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ) уделяется повышенное внимание как ученых, так и инженеров.
Требования к СЖАТ определяются работой в сложных климатических, динамических и электромагнитных условиях; изготовлением систем в больших количествах, необходимостью быть постоянно готовыми с высокой вероятностью выполнять свои функции, пусть даже с меньшей эффективностью при отказах каких-либо ее элементов.
Отказы СЖАТ снижают скорость движения поездов и пропускную способность участков железных дорог. Безопасность движения поездов ухудшается не только при отказах СЖАТ, приводящих к возникновению опасных ситуаций, но и при отказах, не создающих таких ситуаций, но вызывающих необходимость перехода на так называемые инструктивные методы обеспечения безопасности движения. В последнем случае за время восстановления работоспособности СЖАТ безопасность движения может нарушаться из-за ошибочных действий машинистов, персонала, устраняющего отказы, и операторов, организующих движение поездов.
Основные понятия и определения
Надежность свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Объект предмет определенного целевого назначения, подлежащий исследованию или испытанию на надежность. (любое изделие, элемент, печатная плата с элементами, функциональный блок или панель, рельсовая цепь, комплект оборудования на станции или переезде и т.д.) Объект может быть системой или элементом.
Система совокупность элементов, взаимодействующих в процессе выполнения определенного круга задач и взаимосвязанных функционально.
Элемент системы простейшая ее часть когда отдельные части элемента не представляют самостоятельного интереса при решении конкретной задачи надежности.
Понятия «система» и «элемент» относительны: объект, считавшийся системой при одном исследовании, может рассматриваться как элемент,' если изучается объект большего масштаба. Например, усилитель - это система, включающая в себя отдельные каскады усиления, фильтры, устройства обратных связей, питания, согласования. Усилитель в свою очередь является частью системы, например, локомотивного комплекта аппаратуры АЛСН, каналообразующей аппаратуры в диспетчерской централизации, связи и т.д.
Системы: восстанавливаемые, работоспособность которых при отказе восстанавливается, и невосстанавливаемые, работоспособность которых при возникновении отказов не подлежит восст.
Исправное состояние когда объект соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией, а работоспособное - когда объект способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, уст. нормативно-тех. документацией.
Повреждение событие, заключающееся в нарушении испр. сост. Отказ наруш. работоспособности объекта.
Отказы: Внезапный характеризуется скачкообразным изменением значений одного или нескольких основных параметров объекта. Постепенный (параметрический) характеризуется постепенным изменением значений одного или нескольких основных определяющих параметров объекта. Перемежающийся отказ - многократно возникающий и самоустраняющийся отказ одного и того же характера.
В зависимости от уровня прямых и косвенных потерь, связанных с отказом, или по трудоемкости восстановления рассматривают также критичность отказа. По последствиям: Защитные отказы приводят к снижению эффективности функционирования систем. При таком отказе система переводится в защитное состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации Система железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ) в защитном состоянии дает разрешение на движение с пониженной скоростью или требует увеличения интервала между транспортными средствами больше, чем это допускается по условиям безопасности движения.
Опасные отказы переводят систему в опасное состояние, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации [26]. Такие отказы приводить к последствиям катастрофического характера (к угрозе для жизни и здоровья людей, значительным экономическим и экологическим потерям).
Опасные и защитные: Причины внезапных отказов: обрывы электрических цепей, короткие замыкания, нарушения контакта и т.д. Внезапным отказ называют потому, что отсутствуют видимые причины его приближения. При постепенных отказах происходит сравнительно медленное изменение во времени параметров элемента или системы от старения, изнашивания, разрегулирования, что позволяет прогнозировать наступление постепенных отказов.
Надежность как комплексное свойство изделий.
Надежность - комплексное свойство. включает в себя: безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, безопасность или определенные сочетания этих свойств.
Безотказность свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Ремонтопригодность свойство объекта заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Долговечность свойство объекта сохранять раб.спос. состояние до наступления предельного состояния, т.е. до наступления такого состояния, когда дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление работоспособности невозможно или нецелесообразно.
Сохраняемость свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения и (или) транспортирования).
Безопасность СЖАТ свойство системы непрерывно сохранять исправное, работоспособное или защитное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Живучесть свойство объекта сохранять и восст. способность к выполнению основных функций в заданном объеме и в течение заданной наработки при изменении структуры системы и (или) алгоритма и условий ее функционирования вследствие повреждений элементов, несанкционированных действий людей, действий незапланированных ранее факторов (условий работы). При этом не делается никаких предположений о причинах нарушений. Это могут быть природные явления, ошибки или намеренные враждебные действия людей и т.д.
Показатели надежности могут определяться математическим выражением, полученным из предварительно составленной математической модели. В этом случае говорят о математическом определении показателя надежности. Если показатели надежности определяются в результате обработки опытных данных, то пользуются выражением статистическое определение показателя надежности.
Статистические показатели будем отмечать волнистой чертой сверху. Например, статистическая вероятность (частость) безотказной работы за время t обозначается P(t)