Программа элективного курса




ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

С.К. СВЕЧНИКОВ

 

 

Молодежь

и

Рок-культура

 

 
 

 

 


Йошкар-Ола

С.К. СВЕЧНИКОВ

 

Молодежь и

Рок-культура

 

 

В помощь учащимся, студентам,

педагогам, слушателям курсов

повышения квалификации

 

Йошкар-Ола

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

 

ББК 63.3 (2 Рус. Мар)

УДК 947 (471.343)

С 24

 

 

Рецензенты:

В.Г. Кудрявцев, доктор искусствоведения, профессор кафедры социально-экономических наук ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

Р.И. Чузаев, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета культуры и искусств ГОУВПО «Марийский государственный университет»

 

Свечников С.К.

С 24 Молодежь и рок-культура: В помощь учащимся, студентам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. – 67 с.

 

В методическом пособии представлены особенности рок-культуры как социокультурного явления. Даны программа элективного курса «Молодежь и рок-культура», темы рефератов и творческих работ, словарь-справочник, библиографический список.

Предназначено для старшеклассников, студентов, педагогов, слушателей курсов повышения квалификации.

 

 

© ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007

Молодежь и рок-культура

Предисловие. 5

1. Молодежная субкультура.. 6

1.1. Понятие «молодежная субкультура». 6

1.2. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры. 7

1.3. Генезис молодежной субкультуры. 8

1.4. Соотношение понятий «молодежная субкультура», «культура для молодых» и «контркультура». 9

1.5. Влияние внутренних и внешних факторов на развитие процессов в молодежной субкультуре. 12

1.6. Неформальные молодежные объединения. 13

1.7. Три «волны» в эволюции неформальных организаций нашей страны. 17

1.8. Молодежные субкультуры современной России. 18

1.9. Что же делать с этими «неформалами»?. 32

2. Рок-культура.. 34

2.1. Зарубежная рок-культура. 35

2.2. Отечественная рок-культура. 41

2.3. Рок в Марий Эл. 44

Программа элективного курса «Молодежь и рок-культура» (для 10-11 классов) 48

4. Темы рефератов и творческих заданий.. 51

5. Словарь-справочник.. 52

6. Библиографический список.. 65

Предисловие

 

Рок-культура – малоизученный, постоянно меняющийся и совершенно непредсказуемый феномен. Возникнув как очередное модное направление в танцевальной музыке, рок впоследствии стал ярчайшей разновидностью альтернативной культуры и важным фактором эволюционного обновления современного (модернистского) общества и трансформации его в постсовременное (постмодернистское).

Рок-культура – это не какой-нибудь курьез, а то, что естественным образом возникло в индустриально развитых и постиндустриальных обществах. Без понимания сущности рок-культуры, без знания составляющих этого многогранного явления и без выяснения ее роли и места в развитии общества мы рискуем упустить из внимания важные перемены в мире, произошедшие во второй половине ХХ – начале XXI вв. Главная задача общества – научиться жить с этим социокультурным феноменом бок о бок. Это особенно важно для работников образования, для родителей – для тех, кто постоянно имеет дело с молодежью, увлеченной теми или иными гранями рок-культуры.

В основу предлагаемого методического пособия положены материалы спецкурсов и лекций по темам «Общество и рок-культура», «История рок-культуры», «Молодежная субкультура», читавшихся и проводившихся автором в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», ГОУ СПО «Йошкар-Олинское художественное училище» и ряде общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл.

Пособие состоит из двух частей: содержания учебного курса и учебно-методического материала, состоящего из примерной программы элективного курса «Молодежь и рок-культура», словаря-справочника, библиографического списка.

Молодежная субкультура

 

Прежде чем приступить к рассмотрению рок-культуры, необходимо остановиться на более масштабном феномене, основой формирования которого она, рок-культура, и является. Речь идет о молодежной субкультуре.

1.1. Понятие «молодежная субкультура» используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.

Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки и т. п.), так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);

- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. (Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М., 2004. С.32-35).

1.2. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры. Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ в. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.

Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Разворачиванием научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонное, стереотипное, бытовое, массовое, универсальное, нивелированное.

Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления и т. д., то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести: 1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации, 2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов, 3) посредством поточно-конвейерной индустрии досуга – внедрение массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.

Формирование массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 1950-е гг. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура

4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.

1.3. Генезис молодежной субкультуры.Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, оно совсем необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.

Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием. Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.

Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его создавать, поскольку его потребность в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворять ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой.

1.4. Соотношение понятий «молодежная субкультура», «культура для молодых» и «контркультура».Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» – это всего лишь форма «массовой культуры» («поп-культуры», «коммерческой культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, желание сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам – принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры. Но определенное количество молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность унифицированности массовой культуры.

Молодежная субкультура и «культура для молодых» сосуществуют – порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. Основные их различия таковы:

Молодежная субкультура «Культура для молодых»
создается самими молодыми людьми для молодых создается «отцами» для «детей»
явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди явление массовое, для всех биологически молодых людей
отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество сегмент современной массовой культуры, а потому удерживает молодых людей в рамках общества
эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным предельно доступна и апеллирует более к биологическим, нежели к интеллектуальным реакциям и способностям молодых людей
характерен эскапизм, поскольку молодые люди бегут в нее из общества присуще стремление быть сопричастным той культуре, которую молодым навязывает общество
нонконформизм конформизм
феномен урбанистический, характерный для крупных городов рассчитана на всех молодых людей вне зависимости от того, где они живут

В научной литературе кроме термина «молодежная субкультура» употребляется понятие «молодежная культура». Они являются синонимами. Вместе с тем в средствах массовой информации и в обыденном восприятии наблюдается подмена понятий: под термином «молодежная культура» понимается «культура для молодых». Поэтому вместо размытого термина «молодежная культура» мы используем более строгое и менее подвергшееся эрозии понятие «молодежная субкультура».

С 60-х гг. ХХ в. понятие молодежной субкультуры начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут 1) не иметь ничего общего один с другим, 2) взаимопересекаться, 3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз. Различия между этими типами культур сводятся к следующему:

Молодежная субкультура Контркультура
основная атмосфера – игра основная стихия – митинг
наличие оппозиции «они» – «мы» наличие общего значимого врага
конструктивная деятельность, направленное на создание своего мира деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»
борьба за выживание борьба за победу
закрытость, эскапизм открытость, противостояние и война
уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом
пассивно-оборонительная позиция агрессивно-наступательная позиция
в итоге изменение для себя в итоге изменение для общества

Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.

В постмодернистском обществе, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни, сам термин «контркультура» теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.

То же самое происходит и с молодежной субкультурой. Родившись как контркультура в единственном числе, ныне она весьма разнообразна. Сама же рок-культура видоизменилась, но не исчезла, хотя ей это усиленно прочили, и не стала массовой, хотя и это ей обещали. Дело в том, что, приняв постмодернистскую парадигму, общество лишило рок-культуру ее контркультурного статуса, но вместе с тем приняло и часть тех установок, которые она несла. Тем не менее, остался достаточно мощный культурный пласт, который уже не революционен сам по себе, но, тем не менее, соответствует определенным потребностям.

1.5. Влияние внутренних и внешних факторов на развитие процессов в молодежной субкультуре. Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования.

Изменения молодежной субкультуры от внешнего политического фактора определяются колебанием политических режимов правления от жесткого к мягкому, и наоборот. Любая либеральная обстановка свободы, граничащей со вседозволенностью, сопровождается бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. Любой режим жесткой политики приводит к резкому уменьшению количества неформальных молодежных объединений, частичному уходу молодежной субкультуры в андерграунд. Вместе с тем умелая молодежная политика и работа с молодежью могут направить выход «пара» в необходимом для правительства направлении.

Зависимость от внешнего экономического фактора следующая: колебаниям экономическим волн соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры (хиппи, ролевики, рейверы и т. п.) – показатель экономического благополучия общества: как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Волны экономического спада, напротив, приводят к стремительному росту «криминогенного» типа молодежной субкультуры (панки, гопники, скинхеды и т. п.). В основе этого феномена лежат две причины. Во-первых, в периоды экономического спада происходит обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей. Во-вторых в периоды экономического спада возрастает безработица. Это приводит к появлению большого количества физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей. Решить проблемы с «криминогенных» субкультур мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия.

Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур может быть: 1) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития, 2) эрозия молодежной субкультуры, могущей привести к ее гибели.

Молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на него. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включившую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

Вот так и молодежная субкультура 60-х – 70-х гг. ХХ в. почти незаметно растворилась в сегодняшней реальности. 30-40 лет назад круг идей 60-х – 70-х гг. воспринимался социальным вывихом, граничащим с духовной болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий и деструктивный дух представителей молодежных субкультур того времени, они влились в общий идеологический поток.

1.6. Неформальные молодежные объединения. Формой, внешней оболочкой, «телом» молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения.

Неформальные молодежные объединения – это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.

Большинство молодых людей избирают традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дали сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками молодежной субкультуры мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

- в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

- в формальной группе: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями и т. п.;

- в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха и т. п.) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;

- среди безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);

- при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу (к примеру, не признанные обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, работающие дворниками, кочегарами, сторожами).

Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени и т. д.). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры считаются указанные предпосылки. (Левикова С.И. Указ. соч. С.173-183).

Поскольку любое неформальное молодежное объединение собирает тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой – именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений и др. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений (Розин М.В., Файн А.П. Демонстративность поведения участников неформальных объединений // Советская педагогика. 1988. №7. С.64).

Существует целый ряд типологий молодежных субкультуры. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными говорками байкеры);

- гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);

- криминальные («гопники», люберы);

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также называть радикально-деструктивными. (Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. №11.).

Заслуживает внимания и типология предложенная А. Тарасовым в начале XXI в.:

- «золотая молодежь» в столицах;

- наркоманская субкультура;

- уголовная среда;

- «голубая» тусовка;

- неофашисты и скинхеды;

- «нацболы» (национал-большевики);

- футбольные фанаты;

- «попсовики»;

- «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х гг.);

- сатанисты;

- «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционизма). (Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции – новый тип оппозиции // Век. 2000. №42).

Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

- группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.);

- группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

- группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»);

- эстетствующие группы («митьки»);

- группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

- криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.). (Левикова С.И. Указ. соч. С.282-283).

Каждая из приведенных выше типологий имеет свои достоинства и недостатки. Однако любая модель и схема – это абстрагирование, реальная жизнь намного богаче любой схемы и не укладывается в нее, можно наметить лишь общий контур.

На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Это возможно потому, что у молодежи есть нечто общее – возможность «тусоваться». В молодежных субкультурах не обязательно разделять то или иное мировоззрение – здесь молодые люди должны разделять внешние формы поведения и символику.

И все же какая-нибудь типология, пусть даже самая простая, нужна. Такая типология уже была приведена в предыдущем пункте – «гуманитарные» и «криминогенные» субкультуры. К первым можно отнести стиляг, КСП, хиппи, растаманов, толкиенистов, ролевиков, готов, эмокидов, мобберов, рейверов, хип-хоп (рэперов), роллеров и прочих экстремалов, стрейт-эджеров, большинство металлистов. Ко вторым – скинхедов, футбольных хулиганов, гопников, люберов, хакеров, «диких» байкеров типа «Ангелов ада», панков, сатанистов.

Однако и это деление достаточно условное: среди первых нередко встречаются радикальные активисты, представляющие угрозу обществу, равно среди вторых – законопослушные молодые люди.

1.7. Три «волны» в эволюции неформальных организаций нашей страны.Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги», с легкой руки фе льетониcта журнала «Крокодил». Основное обвинение, которое предъявлялось им – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли. С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х гг. КСП (клубов самодеятельной песни). КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песню под гитару и стихи. Всем известны такие авторы-исполнители как Окуджава, Высоцкий, Городницкий и другие. Эти люди тоже посещали КСП, но они не участвовали в непосредственной жизни какого-то клуба, что и является границей между авторской песней и клубами самодеятельной песни. Настоящий кспэшник может не писать стихов и текстов песен, не играть на гитаре, но он обязательно присутствует на вечерах, как правило, постоянных для каждого клуба, на юбилеях и днях рождения и т. п.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – с середины 60-х гг. молодежное движение приобретает важную свою оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинали приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду входили наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Эти объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» или мейнстримовским формам культурной жизни. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры.

1.8. Молодежные субкультуры современной России.К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи – «пацифик» (см. рисунок)), исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывает с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветкам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» – со всеми вытекающими последствиями.

Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана – средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (зародилось в 60-е гг. на Ямайке).

В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973 г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты и др.). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990 г. проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и по нескольку региональных. В 1995 и 1997 гг. всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи.

Толкиенистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х гг. отечественные толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). Появляются продолжения Толкиена, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: