1. Понятие политической системы общества.
2. Структура политической системы общества
3. Понятие и сущность государства.
4. Основные признаки государства.
5. Функции государства.
6. Пределы вмешательства государства во внутреннюю жизнь общества
Литература:
1. «О политических партиях» Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 с изменениями и дополнениями // НЦПИ, 2013.
2. «Об общественных объединениях». Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 с изменениями и дополнениями // НЦПИ, 2013.
3. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С.4-16.
4. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.
5. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
6. Дробязко С.Г. Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) / Веснiк БДУ. 1996. Сер. 3. № 2.
7. Конституция Республики Беларусь. Мн. 1997.
8. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.
9. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. - 2003. - № 1.
10. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства: Сб. ст. М., 1993.
11. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и право. - 1994. - № 10.
12. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.
13. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
14. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства. // Государство и право. - 2006. - № 6.
15. Обалонский А.В. Какую политическую систему мы унаследовали (Анатомия «до апрельского» политического режима) // Советское государство и право. - 1990. - № 10.
16. Открытое государство: политико-правовое видение // Государство и право. 2003. № 5.
17. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.
18. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5.
19. Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы) // Государство и право. 2003. № 10.
20. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.
21. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. № 8.
22. Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. М. 2002.
23. Ясин Е.Г. Функции государства в рыночной экономике. // Вопросы экономики. 1997. № 6.
Методические рекомендации.
Для правильного уяснения понятия «политическая система» необходимо установить причины его появления в отечественной политико-юридической литературе в 60-е годы XX века. Затем целесообразно выяснить соотношение политической системы и государства. Оно может быть разным, поскольку зависит, во-первых, от того, как истолковывается субстрат государства, и, во-вторых, от сферы функционирования политической системы (внутри государства или на международной арене). После решения указанных вопросов нужно рассмотреть сложившиеся в науке подходы к определению элементного состава политической системы. Так, в качестве ее элементов могут выделяться 1) субъекты политической системы либо 2) основные формы проявления политики: политические нормы, отношения и принципы политического сознания.
Поскольку анализ элементов политической системы в отечественной юриспруденции отличается тем, что в качестве таковых здесь рассматривают социальные организации (институты), функционирующие в пределах страны, постольку необходимо дать данным институтам подробную характеристику. При этом следует иметь в виду, что далеко не все социальные институты, сражавшиеся в государственно-организованном обществе, могут быть субъектами его политической системы. Для этого они должны соответствовать определенным критериям, использование которых позволяет прийти к выводу, что субъектами политической системы страны являются ее государственный аппарат и негосударственные политические институты (политические партии и подобные им организации). В связи с тем, что государственный аппарат, благодаря своим особым качествам, которые следует выявить и описать, занимает в политической системе страны центральное место, характеристику субъектов этой системы целесообразно начать именно с него. Для всестороннего исследования негосударственных субъектов политической системы страны нужно выделить их общие особенности и провести их классификацию (по их правовому положению (легальные и нелегальные политические организации), по степени организационной оформленности (организации госаппаратного типа, партийного типа, политические движения), по объему осуществляемой ими политической деятельности (собственно политические, не собственно политические и аномальные организации), по характеру политических полномочий (организации, наделенные и не наделенные государственными полномочиями) и т.д.. После этого нужно остановиться на основных формах (направлениях) взаимодействия этих субъектов друг с другом и с государственным аппаратом, имея в виду, что эти формы зависят в первую очередь от сложившегося в стране политического режима.
Изучение темы предполагает также общую характеристику различных видов политических систем, для вычленения которых можно использовать такие критерии, как особенности сложившегося в стране политического режима (соответствующие разновидности демократических и недемократических политических систем), сфера функционирования (внутригосударственные и международные (мировая и региональные) политические системы), принадлежность конкретной стране и т.д.
Следует проанализировать разнообразные определения государства, а затем сформулировать общее понятие. Исходя из понятия «государство» попытайтесь сформулировать основные общие характерные признаки государства, и признаки, отличающие государство от других общественных образований.
Соотношение государства и права следует проследить с момента зарождения государства. Говоря о сущности государства необходимо выявить главное что, определяет его необходимость в обществе и уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Социальное назначение государства вытекает из его сущности.
В политической жизни общества участвуют множество различных организаций. И среди них есть государственные организации.
Государство является главной силой общества, которая способна обеспечить нормальное функционирование всех негосударственных организаций.
Рассмотрение функций государства необходимо начать с выявления признаков, которыми они характеризуются, а также их взаимосвязи с сущностью государства. Нужно проследить историческую эволюцию системы функций государства, выявить объективные и субъективные факторы, оказывающие на нее решающее влияние. Здесь же необходимо остановиться на соотношении функций государства с его целями и задачами, с функциями отдельных его органов и функциями права. Весьма интересной является и проблема соотношения функций государства с функциями межгосударственных (надгосударственных) объединений.
При исследовании различных критериев классификации функций государства особое внимание следует уделить такому из них, как степень важности, значимости функций в соответствии с которым их нередко подразделяют на основные и неосновные. Есть основания полагать, что подобное деление является ошибочным. Для того чтобы убедиться в этом, нужно рассмотреть причины появления такой классификации, а также критически проанализировать аргументы ее сторонников, сопоставив их с понятием функций государства.