Объемно-массовые характеристики грузов




К объемно-массовым характеристикам грузов относится масса, линейные (габаритные) размеры, удельные объемы.

Определение массы груза. Генеральные: 1. Счетом мест и умножением на стандартную или трафаретную массу. Трафаретная масса – определенная взвешиванием в пункте отправления, нанесения на тару (бирку) и указанная в документах. 2. Взвешиванием.

Для навалочных грузов: 1. Счетом количества грейферов и средней массе груза в грейфере. 2. По разности водоизмещения до и после грузовых работ (см. лаб. раб. 3).

Удельный объем места (Uм) – объем который занимает 1 т груза в пространстве (Uм = Vм / Mм).

Удельный складочный объем (Uскл) – средний объем который занимает 1 т груза на складе (Uскл = Vшт / å Mм).

Удельный погрузочный объем (U) – средний объем который занимает 1 т в грузовом помещении судна (U = W / å Mм).

Для практических расчетов Uскл и U применяются соответственно коэффициенты укладки (Кукл) и трюмной укладки (Ктр). Коэффициент укладки можно определить по формуле Кукл = Vшт/åVм, для расчетов принимается равным 1,15. Коэффициент трюмной укладки рассчитывается для каждого рода груза и каждого грузового помещения по формуле Ктр =W/åVм. Для расчетов были определены средние значения Ктр в зависимости от линейных размеров груза и от расположения грузового помещения, на основании которых были построены графики зависимости (см. лаб. раб. 1). Таким образом, получим:

Uскл = К скл × Uм; U = Ктр × Uм.

 

Генеральные грузы

Ящичные грузы

К ящичным относятся грузы в де­ревянных и фанерных ящиках и обре­шетках, а также в картонных короб­ках, которые имеют правильную гео­метрическую форму парал­лелепипеда (рис. 4, рис. 5).

 

 

Рис. 4. Виды ящиков, используемых для упаковки:

а – дощатый неразборный для грузов массой до 200 кг; б – доща­тый неразборный для грузов массой от 200 до 10000 кг; в – дощатый неразборный для упаковки листового оконного стекла; г – обрешетка (дощатая) для грузов массой 200 кг; д – фанерный многооборотный; е – из гофрированного картона

 

Рис. 5. Ящики различных типов для грузов массой до 10 т:

а – тип III, каркасно-щитовой плотный; б – тип IV, каркасно-щитовой решетчатый; в – тип V, каркасно-плотный; г – тип VI, каркасно-щитовой плотный с наружным каркасом, разборный на болтовых соединениях; д – тип VII, щитовой плотный с вертикальным расположением досок боковых и торцовых щитов, внутренней высотой ящика до 2000 мм.

 

Ящики деревянные (или дощатые) при их большом разно­образии (по форме, размерам, назначению и пр.) можно разделить на 2 основных типа: плотные и решетчатые. Они наиболее надежно пре­дохраняют содержимое от агрессивного влияния внешней среды. Изготавливаются их древесины различных пород (сосны, ели, липы, лиственницы, осины и др.), размеры и толщина досок зависит от особенностей перевозимых в них продуктов (товаров, изделий).

Плотные ящики часто изнутри выстилают пергаментом или иным подобным материалом, используются различные упаковочные материалы. Такие ящики обычно приме­няются при перевозке ценных (или бьющихся) грузов, не требую­щих интенсивного воздухообмена.

Решетчатые ящики (полуящики) обычно используются при пе­ревозке свежих плодоовощных грузов, требующих интенсивного воздухообмена и хорошей аэрации грузовых мест в процессе перевозки и хранения.

Невысокие (мелкие) ящики – ящики из дерева или картона, вы­сотой 15 – 25 см, применяются для укладки в них фруктов или ягод, наиболее чувствительных к механическим повреждениям (сдавливанию и пр.).

Лотки – вид полуящиков небольшой высоты, имею­щие специальные, выступающие за верхний габарит, треугольные бруски по углам, на которые они и устанавливаются при штабелировании. Используются при перевозке отдельных видов (наибо­лее нежных) фруктов и ягод. Наилучшие условия для хорошей аэра­ции груза при перевозке, хорошо используется грузовместимость судна, практически нет опасности повреждения нижних ярусов.

Ящики фанерные – их достоинство в том, что они более легкие и более дешевые, но менее прочные, легко повреждаются при небрежном обращении и больших нагрузках. Обычно используются при перевозке легких грузов.

Ящики картонные (коробки) – обычно изготавливаются из гофрированного трех– или пятислойного картона, иногда – сплош­ного клееного картона. Для усиления защиты груза от воздействия влаги часто используется водостойкий картон повышенной проч­ности. Для упаковки грузов, требующих интенсивного воздухооб­мен, используются ящи­ки с вентиляционными отверстиями на торцевых стенках. Для транспортировки фрук­тов тропического происхождения невысокие (мелкие) ящики из картона.

С точки зрения техноло­гии перегрузочных работ ящики раз­деляют на прочные, которые можно застрапливать и перемещать с помо­щью крановых захватов, сжимать при подъеме и транспортировать на по­грузчиках с боковыми гидрозахвата­ми, и непрочные, для перевозки кото­рых нельзя применять такие приемы работы и приспособления.

Основные материалы изготовления ящиков: дерево, картон, металл, пластмасса. Масса ящика от 10 кг до 2 т, размеры любые. Картонные ящики боятся подмочки.

Общей особенностью грузов в ящиках является то, что, благодаря правильной геомет­рической форме, облегчается укладка их в штабель в грузовых помещениях, и они легко поддаются пакетизации (ук­рупнению грузовых мест).

Грузы без упаковки могут иметь различную фор­му и свойства.

 

Катно-бочковые грузы

К катно-бочковым относятся грузы в бочках, барабанах, рулонах. Все бочки независимо от материала изго­товления имеют уторы (выступления боковой поверхности под торцом), которые используются для перегруз­ки бочек в положении «на образую­щую». Металлические бочки имеют на­варенную по торцам стальную полосу и два ряда гофр на образующей. Стальная полоса и гофры используют­ся для перегрузки бочек в положении «на торец». Деревянные бочки собираются из отдельных составляющих – планок (клепок) и скрепляются металлическими обручами. Выпуклость деревянных бочек называется «пук ». На торце барабанов вы­полнен небольшой валик, который мо­жет использоваться для перегрузки барабанов в положении «на торец» (рис 6).

Чтобы предотвратить течь или деформацию бочек, вызванную расширением содержимого при возрастании температуры во время перевозки, в ней должно быть оставлено достаточное пространство.

Коэффициент заполнения бочек К в зависимости от района плавания и фи­зических свойств жидкости определяется следующим образом:

для перевозок в умеренных широтах: К = 1 / (1 + 41,4×b);

для перевозок в тропиках: К = 1 / (1 + 70,8×b),

где b – объемный коэффициент теплового расширения жидкости.

 

Рис. 6. Барабан фанерный, бочки металлические и деревянные

 

Для некоторых ЛВЖ значение b приведено в табл. 1.

Таблица 1

ЛВЖ b×105 ЛВЖ b×105 ЛВЖ b×105
Керосин 90,0 Бензин 108,0 Этил ацетат 139,0
Спирт амиловый 93,0 Толуол 109,0 Ацетон 149,0
Скипидар 97,3 Сероуглерод 121,8 Диэтиловый эфир 162,0
Ксилол 100,0 Бензол 124,0 Этиловый эфир 165,6

 

Для металлических бочек по ГОСТ коэффициент заполнения вы­бирается по значениям коэффициентов объемного расширения ЛВЖ для принятого района плавания (табл. 2).

Таблица 2

Умеренные широты tmax = 45° С Тропические широты tmax = 65° С
b×105 К b×105 К b×105 К
10 – 100 0,96 70 – 88 0,94 141 – 158 0,90
101 – 120 0,95 89 – 106 0,93 159 – 175 0,89
121 – 150 0,94 107 – 122 0,92 176 – 194 0,88
151 – 180 0,93 123 – 140 0,91 195 – 210 0,87
181 – 210 0,92

 

Бочки деревянные по назначению делятся на заливные и сухотарные. В заливных бочках перевозят напитки (пиво, вино и пр.), соленые и маринованные овощи в рассоле, многие мясо– рыбо– и морепродукты, жиры животные и др. При приемке груза следует обращать внимание на закупорку заливных отверстий (пробки должны быть из той же породы, что клепка бочек), пробки должны быть забиты до отказа. Крепление бочек должно осуще­ствляться стальными обручами, перекос обручей, задиры клепки не допускаются.

В сухотарных (фанерно-штамповочных) бочках перевозят су­хое молоко, сливочное масло, маргарин, яичный порошок, жела­тин и пр. Бочки должны быть сухие, чистые, не иметь механичес­ких повреждений, следов подмочки, иных дефектов, должно быть в наличии требуемое количество обручей.

Бочки металлические служат для перевозки жидких расти­тельных масел, спирта и спиртных напитков, жидких красок, неко­торых кислот, смолы, нефтепродуктов и других жидких грузов, не реагирующих активно с цинком и сталью (или материалом, кото­рым изнутри покрыта бочка). Прочность бочек зависит от толщи­ны стенок металла корпуса и наличия круговых выдавленных по­ясов (гофры), количество которых зависит от размеров бочек и массы содержимого. Иногда гофры делаются и на днищах бочек. У некоторых бочек усиленная прочность обеспечивается наличи­ем стальных обручей.

При при­емке следует обращать внимание на сохранность корпуса, отсут­ствие следов деформации, плотность завинчивания пробок и пр.

Бочка надежно защищает содержимое от вли­яния внешней среды. В грузовых помещения бочки обычно укла­дываются вертикально («на попа», «на торец»), реже горизонтально (на боко­вую поверхность – образующую) всегда пробками вверх с макси­мальной плотностью.

Барабаны (фанерные), изготавливаются обычно из 3-х слойной клееной фанеры, имеют форму цилиндра, стягиваются не­сколькими (от 4 до 6) обручами. В них перевозят сухие химикаты, сухие краски, известь, карбид, некоторые пищевые продукты (сухое мо­локо, соду, сухофрукты и др.) и пр.

Барабаны менее прочные, чем бочки, и зачастую могут быть раздавлены или деформированы в процессе грузовых работ и перевозки.

В рулонах и бухтах предъявляются к перевозке скатанные изделия, которые нельзя складывать или сильно перегибать.

В рулоны упаковываются (при необходимости на картонную, реже деревянную гильзу) ковры, клеенка, некоторые ткани, про­дукция целлюлозно-бумажной промышленности, синтетические пленки, линолеум и пр. Груз легко поврежда­ется во время грузовых работ, требует бережного отношения и со­ответствующей перегрузочной техники.

Рулон бумаги на­мотан вокруг полой картонной гильзы и обернут несколькими слоями упако­вочной бумаги. При перегрузке бумаги нельзя использовать приспособления, из–за которых может произойти нару­шение упаковки. Нельзя также сбрасывать рулоны бумаги с высоты. Отверстие в гильзе может быть исполь­зовано для перегрузочных процессов только при перегрузке бумаги для внутреннего потребления, так как у экспортной бумаги отверстие заклеено маркировкой.

Для перевозки кабеля, канатов и т. п. применяются специальные барабаны в виде деревянной катушки, обшитой с боков планками. Катушка имеет сквоз­ное отверстие, которое используется для перегрузки.

В бухты упаковываются тросы, канаты, шланги и рукава, при­водные ремни и пр. При необходимости за­щитить изделия от увлажнения, пыли, механических повреждений и пр. часто (особенно рулоны) обертываются специальной бума­гой, пленкой и/или обшиваются упаковочной тканью.

Во время погрузки следует обращать внимание на деформи­рованные, а также имеющие механические повреждения (раз­рывы упаковки и пр.), следы подмочки и прочие дефекты, грузо­вые места.

Емкость металлической бочки до 500 л, металлического барабана до 200 л, фанерного барабана до 100 л, кабель – масса от 100 кг до 4 т. Барабаны менее прочны, чем бочки и в них, в основном, перевозятся сухие грузы.

Грузы в мешках

В мешках перевозят грузы, которые не боятся механических воздействий. Большинство грузов в мешках имеют следующие объемно–массовые характеристики: габаритная длина 60 – 100 см, ширина 40 – 70, высота 15 – 40, масса 40 – 150 кг. Мешки бывают матерчатые (тканевые), бумажные, синтетические. Бумажные мешки массой 40 – 50 кг, тканевые до 150 кг. Большинство мешков имеют с одной из узких сторон двойную ушивку, за которую можно осуществлять их перегрузку.

Мешковая тара в значительно меньшей степени защищает со­держимое от агрессивного влияния внешней среды (особенно ув­лажнения и подмочки). Чтобы в какой–то мере компенсировать этот недостаток мешковой тары иногда применяются тканевые мешки со специальными покрытиями, пропитками или вклады­шами, благодаря чему они приобретают ряд свойств, не прису­щих тканевым мешкам (влага– и водостойкость, огнестойкость, пы­ленепроницаемость и др.).

Мешки должны быть изготовлены из одного куска новой ме­шочной ткани с расположением швов по бокам или по одной сто­роне и дну. Мешки с бесшовным дном по прочности предпочти­тельнее.

При внешнем осмотре необходимо уделять внимание качеству и прочности швов, а также способу и качеству заделки горловин. Горловины должны быть зашиты машинным способом с двойным загибом ткани.

Мешки бумажные изготавливаются из плотной специальной бумаги (крафт-бумаги) в несколько слоев, склеенных или про­шитых по краям машинной строчкой. Крафт-бумага в некоторых случаях может быть пропитана специальными составами для по­вышения прочности, которая резко уменьшается у бумажных меш­ков под действием влаги и/или высоких температур.

Мешки синтетические более прочные и дешевеют с развити­ем химической промышленности. Обычно используются с приме­нением внутренних полиэтиленовых вкладышей, препятствующих рос­сыпи и увлажнению содержимого.

Мешки– сетки (синтетические), одна из разновидностей меш­ков, используются иногда при перевозке картофеля и некоторых овощных культур на небольшие расстояния.

Общей особенностью является то, что грузы в мешках легко поддаются пакетизации, что особенно важно для грузов, требующих вентиляции.

Дефектными считаются мешки рва­ные, грязные, штопаные, со следами подмочки или иными, осо­бенно масляными, пятнами, неправильно зашитым (редким) швом, ручной обвязкой горловин и пр.

Киповые грузы

К киповым грузам относятся грузы в кипах и тюках (рис. 7).

 

Рис. 7. Схемы увязки и внешний вид кип и тюков

 

Кипы могут быть прессованными и непрессованными. В кипы прессуют волокнистые грузы, ткани, текстиль, лекарствен­но–техническое сырье, табачные листья и другие, как правило, легкие товары, обладающие высокой степенью сжимаемости без потери при этом своих свойств и товарного вида. В случае если изделия требуют защиты от влаги или пыли, их после прессова­ния обертывают водонепроницаемым материалом, затем обши­вают одним или двумя слоями паковочной ткани и стягивают упа­ковочными поясами из синтетической или чаще стальной ленты.

В непрессованные кипы упаковывают целлюлозу, одежду, бу­магу и другие товары, которые могут ухудшить свое качество и товарный вид в результате прессования. Их обычно обшивают мешковиной или парусиной и стягивают упаковочными контрольны­ми лентами. Изделия должны выдерживать тугую обвязку без ущерба для их качества.

Тюки предназначены в основном для упаковки штучных гру­зов, которые нельзя прессовать: ковровые изделия, меха, волос и пр. При необходимости защиты от влаги (пыли) тюки обертыва­ются водостойким материалом, затем обшиваются упаковочной тканью и стягиваются контрольными лентами. Упакованные изде­лия также должны выдерживать тугую обвязку без ухудшения ка­чества и товарного вида.

Несмотря на применение различных водонепроницаемых упа­ковочных материалов, груз в тюках и кипах слабо защищен от воз­можного увлажнения (подмочки). Более того, водонепроницаемая упаковка в ряде случаев может иг­рать отрицательную роль, особенно если отдельные грузовые ме­ста были увлажнены (например, при механических повреждениях) или недостаточно просушены до погрузки на судно. Такие кипы в большей степени подвержены порче (микробиологические поврежде­ния, самосогревание, самовозгорание) из–за еще более ухудшен­ного тепло– и влагообмена внутри этих грузовых мест.

При приемке нужно уделять внимание грузовым местам, имеющим разрывы упаковочной ткани, при­знаки увлажнения или какие–либо (особенно масляные) пятна на поверхности, дефекты (особенно металлических) упаковочных лент и пр. Такие грузовые места принимать не следует.

При перегрузке киповых грузов нельзя це­плять крючья за обвязку кип; такие грузы, как табак, целлюлоза, бумага, нельзя захватывать крючьями за кипу, бросать с высоты во избежание пор­чи груза, кипы каучука нельзя сбра­сывать с большой высоты, так как, подпрыгивая, они могут нанести трав­му. Киповые грузы имеют большой УПО, гигроскопичны, пылеемкие, легко горючи. В основном – волокнистые грузы искусственного и естественного (растительного, животного и минерального) происхождения. Не совместимы с маслом, при контакте с ним самовозгораются, самовоспламеняются.

Хлопок подразделяется на семь сортов. По суммарному количеству пороков и засо­ренности его делят на три класса: высший, средний и низкий. Хлопок – огнеопасный груз. При перевозке и хранении его необходимо соблюдать Правила МОПОГ. Особую опасность для воспламенения представляют кипы с неис­правной упаковкой. Хлопок способен незаметно тлеть несколько суток и потом вы­звать пожар. Тление и пожар могут быть вызваны от искры. В результате намокания хлопок плесневеет и подвергается самонагреванию. Само­возгорание увлажненного хлопка происходит в результате окисления кислородом воз­духа. Процессу самонагревания и возгорания способствует соприкосновение хлопка с различными маслами. Хлопок – чрезвычайно пылеемкий груз. При перевозке с пылеобразующими грузами он быстро теряет свои свойства. Под влиянием высоких тем­ператур или при вентиляции сухим воздухом хлопок теряет свою эластичность и ста­новится ломким и жестким.

Джут – влагоемкий груз, с ним нельзя грузить грузы, воспринимающие или отдающие (выделяющие) влагу и подверженные самонагреванию. При погрузке не следует принимать влажные и издающие запах ки­пы. Нельзя допускать соприкосновения джута с маслом и жиром. Кипы джута представляют собой аккумулятор влаги, поэтому при повышении температуры в середине кипы создаются благоприятные условия для гниения. Джут часто бывает заражен насекомыми, поэтому в порту выгрузки может потребоваться фумигация.

Ткани и швейные изделия, ковры – пылеемкие, боятся сырости, тепла, прямого света, запахов. Для шерстяных изделий опасна моль.

Шерсть мытую и немытую совмещать нельзя, она подлежит санитарному контролю, может быть заражена насекомыми.

Кожи и кожсырье портится от излишней влажности и сухости. Сухая кожа теряет эластичность, становится сухой, ломается на перегибах. Влажная – плесневеет, появляется затхлый запах. При резких колебаниях температуры появляются пятна. Боится прямых солнечных лучей. Невыделанные кожи подлежат санитарному контролю.

Каучук бывает натуральный и синтетический. Сорта натурального: смокед-шит – копченный, от янтарного до коричневого цвета, листами 50х100 см в кипах; креп – не копченый, белого цвета, листами 50х60 см в кипах; СМР – сплошной массой, упакованной в пластик и уложенной в пакеты массой до 1 т. Кипы от влаги плесневеют; от солнца окисляются, становятся липкими, теряют свои свойства; качество ухудшается от попадания масел и кислот, легко загораются, деформируются и липнут друг к другу. Загрязненные песком, щепой, пылью, цементом кипы считаются бракованными.

Целлюлоза перевозится двух видов – сульфатная и сульфитная. Очень гигроскопичная, при излишнем увлажнении – разбухает, возможно ее раскисание. Желательно хранить отдельно от других гигроскопических грузов.

Бумага и картон гигроскопические; при изменении температуры и влажности меняют гладкость и цвет, уменьшается механическая прочность, появляется скручиваемость, возникает волнистость. Они портятся от пыли, подвержены загрязнению, боятся света и механических воздействий. Избыток влажности увеличивает массу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: