Спрошу то, что не выделено желтым. Спрошу ровно 44, но посмотрите к тесту все.




1. Идеализм – философское направление, признающее первичность духа, идеи, сознания и вторичность природы, материи (Объективный идеализм – течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм – течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «Я»).. Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание, дух вторичным.

2. Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. 3 исторических типа: мифологическое, религиозное, философское.

3. Объект философии – мир как универсум. Предмет – всеобщее в системе «мир-человек».

4. Философия – система общих теоретических взглядов на мир в целом и место человека в нем, выяснение разнообразных форм отношениях человека к миру, наука об универсальных законах и принципах бытия, наука о всеобщем.

5. Дао – важнейшее понятие древнекитайской философии, которое чаще всего переводится как Путь.

6. Карма – понятие древнеиндийской философии, означающее воздаяние за человеческие поступки, предопределенность жизни и судьбы человека, движущая сила сансары. Сансара – это древнеиндийское философское учение о перерождении, переселении душ в разные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перевоплощений, круг рождений и смертей, определяется кармой.

7. Нирвана – в древнеиндийской философии это состояние, приобретаемое в результате освобождения, конечной благой цели всякого бытия.

8. Космоцентризм – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философии является познание космоса (природы), его структуры, законов и принципов функционирования (в т.ч. и человека как неотъемлемой его части) (Главный принцип в Древнегреческой философии).

9. Апологетика – это период средневековой философии, где главенствующую роль занимает защита христианства от нападок различного рода.

10. Антропоцентризм – философский принцип, согласно которому в центре философии находится человек.

11. Возрождение – период в развитии Европейской культуры (14-16 в.), характеризующийся восстановлением идей, культуры античности. Возрождение начинается в Италии (14 в.).

12. Гуманизм – это: 1) период Возрождения, характеризующийся распространением античных языков, литературы, искусства в узком смысле слова и в целом рассуждением человека о своей роли в мире, стремлении к достойной жизни; 2) уважение достоинств другого человека.

13. Патристика – совокупность учений отцов церкви, первый период средневековой христианской философии (3-8 в). Схоластика – рационалистическое обоснование христианской догматики; второй период средневековой христианской философии.

14. Пантеизм – философская позиция отождествления Бога и природы: вся природа и есть Бог.

15. Теодицея – оправдание Бога; доказательство божественной непричастности к мировому злу.

16. Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего актом своей воли.

17. Дуализм – философское учение, противоположное монизму, постулирующее, что в основе бытия существуют одновременно два равноправных начала, две несводимые друг к другу субстанции: материальная и идеальная, протяженная и мыслящая (Декарт).

18. Рационализм ( лат. ratio – разум, рассудок ) – направление в теории познания, которое основой познания и поведения людей полагает разум. Эмпиризм (греч. empeiria – разум, рассудок) направление в философии, представители которого основой познания полагают опыт. Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания.

19. Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая духовное, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

20. Антропологический материализм – форма материализма, человек есть главный, основной предмет истинной философии антропологического материализма.

21. «Вещь-в-себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой (ноумен)

22. Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения; у Канта высший, безусловный моральный закон: «Поступай так, чтобы твой поступок был примером для всеобщего законодательства».

23. Трансцендентальный – такие аспекты бытия, которые выходят за пределы эмпирического мира. В философии И. Канта данный термин означает доопытные условия. Трансцендентный – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле обозначает, что мы познаем не то, что содержится в опыте, а то, что находится вне нас.

24. Панлогизм – метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума. Классическим выражением этого принципа является философия Г. Гегеля.

25. Базис и надстройка (основа) общества (у Маркса) – базис - производство и производственные отношения (мат.бытие), надстройка – политические и духовные явления (сознание).

26. Диалектический материализм – системное утверждение первичности материи, находящейся в изменении и развитии. Диалектическое понимание природы (К. Маркс, Ф. Энгельс). Исторический материализм – понимание и утверждение причин общественного развития как материальных. Бытие определяет сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс).

27. Иррационализм – направление в философии, которое в противоположность рационализму, ограничивает возможность разумного постижения действительности. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

28. Позитивизм – (О. Конт) направление в западной философии, считающее, что «положительное знание» (позитивное) есть результат частных наук и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Наука сама себе философия.

29. Прагматизм – субъективно-идеалистическое направление в современной западной философии (США), считающее философию общим методом решения проблем. Он не ставит своей целью познавать мир, главное для него – успех, польза, материальная выгода.

30. Сциентизм – ориентация на науку, научную рациональность. Антисциентизм – отрицание роли науки, научной рациональности.

31. Феноменология (Э. Гуссерль) – философское учение о феноменах сознания. Феноменология стремится освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое сознание», выявив его предельные характеристики.

32. Фрейдизм – общее обозначение разнообразных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. В основе учения З. Фрейда лежит исследование бессознательных психических процессов. Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящие в центр внимания психические процессы и мотивации. Он исследует причины закомплексованности посредством способа ассоциаций.

33. Экзистенциализм – иррационалистическое направление в философии, возникшее в ХХ в., предметом рассмотрения является внутренний мир человека. Основная задача – определить содержание человеческого существования. Отсюда и название данной философской парадигмы, которое оно получило от термина «экзистенция». Он заимствован у Кьеркегора. «Экзистенция» в переводе с французского означает существование. Для экзистенциализма характерно убеждение в том, что единственной подлинной реальностью является бытие человеческой личности.

34. Всеединство – категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного (В. С. Соловьев).

35. Русский космизм – философия русских мыслителей, где утверждается органическое единство общества, человека и Вселенной (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).

36. Соборность – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жестким иерархическим порядкам официальной церкви.

37. Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут характеризующееся любыми взаимодействиями, а также изменениями состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

38. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, отображаемой нашими ощущениями. Материя может рассматриваться как субстанция. Субстанция – философская категория для обозначения конечной основы всего разнообразия явлений природы и истории. Свойства: несотворимость, неисчерпаемость, вечность, самоорганизация изучается синергетикой), движение, системность, структурируемость.

39. Отология (онтос – сущее, логос – понятие, учение) – учение о бытии как таковом, вне зависимости от его частных форм. Бытие – философская категория, обозначающая все существующее.

40. Диалектика – общая теория развития, учение метод мышления, при котором мир рассматривается, сообразно представлениюо всеобщих связях, принципах и закономерностях изменения и развития всей природы, общества и человека и основанный на этом учении философский метод..

41. Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.

42. Законы диалектики: Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – этот закон выражает такую взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которых непрерывные количественные изменения, достигнув меры, вызывают скачкообразные качественные изменения, которые, в свою очередь, определяют характер дальнейших качественных изменений. Закон диалектической противоречивости – этот закон диалектики показывает, что всем вещам, явлениям, процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; диалектическая противоречивость дает внутренний импульс развитию, приводит к обострению противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Закон отрицания отрицания – этот закон показывает, что развитие имеет поступательный характер, происходит прогрессивно и спиралевидно, путем отрицания старого качества новым с удержанием всего характерного и существенного из старого и с относительным повторением его на более высокой ступени.

43. Категория – понятие предельной общности, фундаментальное понятие, отражающее универсальные связи предметов и процессов реального мира.

44. Бессознательное – совокупность психических явлений, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся (по крайней мере, в данный момент) контролю с его стороны.

45. Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Это единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия; функциональное свойство мозга, регулятор целенаправленной деятельности человека. Психика – это особый механизм управления поведением, формирующийся у наиболее высоорганизованных существ, обладающих ЦНС и ведущих подвижный образ жизни.

46. Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания сущности вещей и закономерностей развития действительности.

47. Знание – адекватное и обоснованное убеждение, результат процесса познания.

48. Истина – верное, адекватное отражение действительности, соответствие знания действительности. Ложь - преднамеренное искажение истины. Заблуждение – непреднамеренное искажение знания.

49. Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

50. Философская антропология – учение о природе и сущности человека.

51. Человек – этопонятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду (общесоциальные и общебиологические черты). Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Данное понятие абстрагируется от конкретных качеств отдельного человека, рассматривает его как абстрактную единицу, элемент в составе целого – массы, коллектива, социальной группы, общества в целом. Личность – стойкая система социально значимых качеств, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества. Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, социальных ролей, в результате которого он способен осуществлять свою деятельность. В процессе социализации происходит становление личности.

52. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой продукт целенаправленной совместной деятельности людей, создающих собственными усилиями условия для жизни.

53. Цивилизация – 1. синоним культуры; 2. ступень общественного развития, следующая за варварством; 3. замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

54. Географический детерминизм – учение, утверждающее, что тип общества и характер развития предопределены географической средой.

55. Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие «ноосфера» было введено в начале ХХ века французскими мыслителями Э. Лекруа и П. Тейяр де Шарденом. Русский ученый В. И. Вернадский создал учение о ноосфере как о высшем этапе развития биосферы.

56. Аксиология – учение о ценностях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: