Место ОТП в сист.юр.наук.




ОТП относится к общественным наукам, поскольку изучает процессы возникновения, функционирования, развития гос-ва и права наряду с другими общественными науками. Юридическая наука – это система всесторонних объективных знаний о госу-тве и праве, выражающаяся в совокупности понятий, категорий и выявленных закономерностях становления, развития и функционирования данных социальных явлений. Современную правовую науку можно подразделить на три группы правовых наук:1. Общетеоретические и исторические науки: ОТП, история государства и права, проблемы теории государства и права, история политических и правовых учений.2. Отраслевые юридические науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное и т. д.3. Специальные (прикладные) дисциплины: криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия,. ОТП – вводная наука в юриспруденцию (разрабатывает исходные понятия, формулирует закономерности, используемые при изучении других юридических дисциплин).-Общая наука для всех иных юридических дисциплин. Она позволяет находить общий язык юристам-отраслевикам;- Методологическая наука в правоведении. Это проявляется в разработке отправных, теоретических положений (закономерности возникновения государства и права, их сущность и социальное назначение, истоки основных прав, свобод человека и гражданина и т. д.).

ОТП, как учебная дисциплина, представляет собой основные положения этой науки, структурированные в соответствии с учебными программами. Если задачей ОТП, как науки, является исследование наиболее общих закономерностей возникновения и функционирования государственно-правовых феноменов, то цель учебной дисциплины – трансляция указанных знаний для формирования у студентов основы, на которой они могут успешно овладеть отраслевыми и прикладными дисциплинами правоведения.

 

Формы (источники)права.

В юр. науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают систему элементов, из которых структурно состоит право, а под внешней формой – комплекс источников, закрепляющих правовые явления (нормы).Общая теория права выделяет следующие основные источники права: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, религиозные писания. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно являлся правовой обычай. По ме­ре укрепления государства основным источником права становится нормативный правовой акт. В некоторых государствах большое значение имеет юридический (судебный) прецедент. НПА это официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы.Правовой обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития государства. Примером правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим – V век до
н. э.), Законы Драконта (Афины – VII век до н. э.), Салическая правда (Франкская монархия – VI век), Русская правда (Киевская Русь – XI век). Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному делу, которое становится образцом для рассмотрения подобных дел в будущем.Нормативный договор – такой источник права, при котором субъекты права путем письменного соглашения устанавливают для себя взаимные права и обязанности.

религиозные писанияиграли существенную роль в средние века. Тогда к ведению церковных судов относились семейно-брачные дела, некоторые имущественные споры и даже уголовные дела (например, по обвинению в колдовстве и ереси).

 

 

Нормы права.

НП – это установленное гос-ом правило поведения, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечена гос. органами. ПН выступают в виде властных предписаний, велений, определяющих поведение людей.

ПН распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками, на участников отношений определенного вида (депутаты, военнослужащие, молодые специалисты). Общеобязательность означает и то, что норма распространяется на участников общественных отношений независимо от того, каково их отношение к данной норме, согласны они с ней или нет. ПН рассчитана на многократное применение, то есть не на один конкретный случай, а на все ситуации, предусмотренные нормой. ПН состоит из 3 элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.Гипотеза, обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой. Диспозиция –, в которой содержится указание на правило поведения. Санкция –в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания.: «если – то – иначе».Классификация от содержания общественных отношений,, это нормы конституционного права, трудового, уголовного и т. д.По характеру содержащихся в нормах права правил поведения:обязывающие, запрещающие,управомочивающие,предоставляют право совершать какие-либо действия.По целевому назначению или функциям нормы права подразделяются на. Регулятивные НП, которые направлены на установление взаимных прав и обязанностей участников правоотношений. Охранительные НП –это те, которые устанавливают меры юридической ответственности,. различают Императивные нормы содержат властные предписания, Диспозитивные нормы разрешают значительную свободу поведения субъектов права в рамках правоотношения. Они имеют возможность выбрать определенный вариант действий. По степени определенности элементов в статьях нормативно-правовых актов различают нормы прямого действия, отсылочные нормы и бланкетные нормы. Нормы прямого действия – это нормы, которые прямо и исчерпывающе определяют условия их действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности. Для отсылочных норм делается ссылка на другие статьи того же самого нормативно-правового акта. В бланкетных нормах недостающая для применения информация содержится в статьях других нормативно-правовых актов.

 

 

НПА

В РБ 10.01.00 г. принят Закон «О нормативных правовых актах РБ », который определяет понятие нормативного правового акта, виды актов и порядок их вступления в силу.НПА – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного гос. органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Основные признаки нормативного правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

НА подразделяются на 2 группы – законы
и подзаконные акты. Закон – это такой НПА, который принимается в особом порядке высшим законо-ым органом или референдумом, регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

В зависимости от юридической силы законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные. В РБ высшей юридической силой обладает Конституция РБ.она является юридической базой для всего законодательства. В соответствии
с конс.РБ Президенту предоставлено право издания декретов, имеющих силу закона. Акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией и другими НА К подзаконным НПА относятся:– указы Пре. РБ, которые могут носить как нормативный, так и ненормативный характер (указы о назначении на должность, о награждении и т. п.);распоряжения През. РБ;

– постановления Сов.Мина. издаются по важнейшим вопросам управления экономикой страны, – распоряжения Премьер-министра. Акты, в пределах его компетенции, в которых содержатся конкретные предписания (акты индивидуального регулирования);– ведомственные акты. центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами. – акты местных представительных и исполнительно-распорядитель-ных органов (область, город, район);– приказы и инструкции, которые принимают управления и отделы исполнительных комитетов, а также руководители предприятий, учреждений и организаций. Указанные акты распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций. Они издаются в целях обеспечения взаимодействия структурных звеньев данных организаций.

 

 

Правотворчество.

– это специальная дея-сть госу. орг., непосредственно народа и негосударс-ных орга-ий (по уполномочию гос-ва) по установлению норм права, их переработке и отмене.. Пра-тво гос-ва может проявляться в виде: непосредственной правоустановительной деят-и; санкционирования госу-ом норм негосуда-ых орга-ий и обычаев; непосредственного право-ва народа (референдумы).в зависимости от юр. силы право-тво подразделяют: законотворчество; разработка подзаконных актов внеш.-го регулирования; разработка подзаконных актов внутреннего регул-я. По содержанию право-ю деяте-ь подразделяют -: принятие НА в;изменение и дополнение НА; отмена НА. Право-я деят-ть имеет определенные принципы. 1. Демократизм, обеспечении свободного демо-кого порядка разработки, обсуждения и принятия НА.2. Законность. НА должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных прав-му органу.3. Научная обоснованность, соответствия принимаемого акта потребностям общества.4. Всесторонний учет, обеспечение прав и свобод личности. 5. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Процесс прав-ва состоит из следующих этапов:1. Принятие решения о подготовке проекта акта. Подготовка проекта. Обсуждение и принятие НА.Опубликование акта и введение в действие. Первой стадией принятия закона является закон-ая инициатива. право зако-й иниц-вы принадлежит През., депутатам ПП, СР, прав-ву, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. чел обсуждение проекта закона. Подготовленный проект вносится на обсуждение законодательного органа.. Проект может быть одобрен либо отклонен. В случае одобрения вносятся поправки и дополнения для рассмотрения его во втором чтении. официальное принятие закона. Закон принимается путем голосования. Текущие законы принимаются простым большинством, конституционные законы – квалифицированным большинством голосов.В РБ законопроект становится законом после принятия ПП и одобрения Сов Ре большинством от полного состава каждой палаты. През. подписывает его, а при несогласии – возвращает с возражениями. Заключительной стадией является опубликование закона и введение в действие. Официальными источниками в РБ являются «Ведомости Национального Собрания РБ», газеты «Звязда» и «Народная газета». Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в юридическую силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.Кроме того, для всех нормативно-правовых актов, независимо от их юридической силы, источником официального опубликования является издание Национального реестра правовых актов РБ.

 

Система права.

СП включает в себя три уровня: 1) нормы права; 2) институты права и 3) отрасли права.

правовой институт это обособленная в рамках отрасли права группа норм права, регулирующих соответствующую разновидность обще­ственных отношений. Первичным уровнем СП выступают НП как исходные общеобязательные правила поведения людей, установленные компетентными органами гос-ва.НП, регу-ие одну и ту же сферу общ.отно-ий, объединяются в институты, Институты права выделяются в рамках отраслей. правовой институт это обособленная в рамках отрасли права группа НП, регу-их соотве-ю разновидность общ. отн-ий. Под отраслью права понимают совокупность взаимосвязанных между собой правовых институтов, регулирующих качественно определенную сферу общественных отношений. Отрасль права является наиболее крупным структурным подразделением СП. Она регулирует целую область обще-ых отн-й – имущественных, финансовых, трудовых, и др. С учетом изложенного систему праваможно определить как сово-ть дейс-их НП, объеди-х по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регул-ых ими обще-х от-ий. ОО, которые регу-ся НП, являются предметом правового регу-ия. Если предмет правового регу-ия отвечает на вопрос, «что подвергается регу-ию?», то метод правового регу-я отвечает на вопрос «как, при помощи каких юридических средств оно осущ-я?». Однако выбор метода не случаен, он зависит от характера регу-ых отношений, то есть от предмета правового регу-я.

В целях правового регул-я используются такие способы, как дозволение, запрет, обязывание. В РБ система права включает следующие отрасли: конституционное право,ГП;АП; УП; ТП СП; ЗП;ФП; УИП;ГПП;УПП.В юридической науке существует классификация отраслей права на материальные и процессуальные. К первой группе относятся отрасли, нормы которых непосредственно регулируют общественные отношения. Ко второй – те отрасли, в которых устанавливается порядок разрешения различных юридических дел, то есть регламентируется процедура реализации норм материального права. Традиция деления права на частное и публичное. В соответствии с данной классификацией к отраслям частного права относились те, которые, в первую очередь, выражали те интересы личности, которые частные лица могли реализовывать самостоятельно. В сфере частного права все отношения между субъектами строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников.Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства и его органов с гражданами и иными организациями. Нормы публичного права связаны с общими (публичными) интересами всех членов общества..Особое место в системе белорусского права занимает международное право. Межд-ое право подразделяется на МП и МЧ Первое регулирует отношения между государствами по вопросам правосубъектности государств и международных организаций, правового положения и деятельности дипломатических органов, второе – имущественные отношения с участием иностранных физических лиц и организаций.

 

 

Систематизация

Нормативные правовые акты издаются органами государства постоянно и по разным вопросам. Кроме того, они часто изменяются, дополняются и отменяются. Поэтому в их обилии и разнообразии непросто ориентироваться. Но юридическая наука выработала средство, которое облегчает доступ к правовой информации и позволяет быстро находить соответствующие нормы. Таким средством выступает систематизация законодательства. систематизация нормативных правовых актов – это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно-правового материала, приведению его в определенную согласованную систему. Современные юридические наука и практика различают три основные формы систематизации нормативных правовых актов: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Кодификация – это деятельность компетентных субъектов правотворчества по созданию сводного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.Формами кодификации выступают, как правило, кодексы, а также уставы, положения, правила, инструкции.

Инкорпорация представляет собой объединение нормативно-правовых актов в сборники или собрания действующего законодательства в определенном порядке без изменения их содержания.В отличие от кодификации при инкорпорации производится лишь внешняя обработка нормативных правовых актов. Их располагают для удобства пользования в алфавитном, хронологическом или предметном порядке.Инкорпорация законодательства бывает официальной и неофициальной. При официальной инкорпорации упорядочиванием действующих нормативно-правовых актов занимаются компетентные государственные органы, которым это поручено (например, парламент, президент, правительство, министерство юстиции). Сборники законодательства имеют официальный характер, и на них можно ссылаться в процессе правоприменения и правотворчества.Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).Хронологическая инкорпорация это такая форма систематизации, при которой упорядочивание нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. При этом каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указываются его точное наименование, дата принятия. Пример – Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.

Систематическая инкорпорацияпредставляет собой упорядочение нормативно-правовых актов по предметному признаку, т. е. по отраслям права, правовым институтам, сферам государственной деятельности. Примерами такой инкорпорации служат сборники законодательных актов, подготовленные к печати государственными органами по конкретным вопросам (по налоговому, жилищному, пенсионному законодательству и т. д.).

Неофициальная инкорпорацияосуществляется любыми учреждениями, организациями или отдельными гражданами (научными и учебными юридическими заведениями, учеными и практическими работниками). Для этого не требуется специальных разрешений со стороны государственных органов. Консолидация это такая форма систематизации законодательства, при которой происходит объединение нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Пример – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

 

Действие НПА.

Действие НПА во времени.. Время действия нормативного акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия НА связано с их опубликованием..На практике нормативные акты могут вводиться в действие либо специальным постановлением, либо срок вступления в юридическую силу указывается в самом акте, либо НА вводится в действие по истечении определенного срока со дня опубликования или сразу с момента опубликования.Согласно ст. 104 Конституции РБ, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу Декреты Президента. Указы Президента и постановления Совета министров вступают в силу с момента включения их в Нац. реестр правовых актов РБ, если в самом акте не указан иной срок вступления в силу.Правовые акты, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется, как правило, после включения их в Нац. реестр правовых актов РБ. Нормативный акт утрачивает силу в следующих случаях:– истечение срока действия;– прямая отмена;– фактическая замена другим актом;– признание нормативного акта неконституционным.По общему правилу закон обратной силы не имеет. Исключения. Если закон устраняет наказуемость деяния, смягчает наказание или взыскание или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется его действие, то он признается обладающим обратной силой. Действие НПА в пространстве. Определение действия НПА в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному исполнению.НПА центральных органов государства распространяют свое действие на всю гос. тер-ю. Правовые акты местных органов власти действуют на той тер-ии, на которую распространяются функции данных органов. Действие НПА по кругу лиц. По общему правилу действие НПА расп-тся на всех лиц, проживающих на данной тер-ии. Это касается не только граждан и их орг-й данного гос-ва, но и граждан иностранных гос-в и лиц без гражданства. Этим лицам гара-ся предусмотренные национальным законно-вом права и свободы. Они могут обращаться в суд и другие органы государства для защиты своих личных, имущее-ых, трудовых, прав. В свою очередь, иностранцы и лица без гражданства должны уважать конституцию и соблюдать законы страны пребывания. Из этого общего правила имеются исключения:во-первых, иностранные граждане, пользующиеся правом дипло-кого иммунитета в делах, советники и др.,– подчиняясь праву страны пребывания, не подлежат юрисдикции последней;во-вторых, иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений. Такие лица не могут нести военную службу, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси, не могут занимать государственные должности, состоять на службе в правоохранительных органах, участвовать в выборах депутатов в представительные органы и быть избранными в них, участвовать в референдумах.Следует отметить, что существуют некоторые особенности действия нормативных правовых актов в отношении граждан данного государства. Во-первых, не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Например, нормы избирательного закона не распространяются на лиц, признанных судом недееспособными, а также на лиц, содержащихся в местах лишения свободы или в отношении которых применена мера пресечения в виде содержания под стражей.Некоторые нормативные правовые акты могут распространять свое действие только на определенные категории граждан и организаций – военнослужащих, учителей, врачей, лиц сельской местности, пенсионеров и т. п.

 

\

Правоотношения.(ПР)

Общественные отношения, урегулированные НП, являются правовыми отношениями.

Общественные отношения могут быть правовыми в том случае, если они обладают следующими характерными признаками: Пр характеризуются наличием у взаим-их субъектов юридических прав и обязанностей, указанных в соответствующих НП.Пр – это такое общ. отношение, которое не только регулируется НП, но и обеспечивается возможностью гос. принуждения. ПР можно определить как регулируемую НП общественную связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные принудительной силой гос-ва.ПР имеют свою структуру,. К таким элементам относятся: субъекты ПР, объекты и содержание ПР. Субъекты ПР –это участники (физ. лица) и организации (юр. лица), которые обладают необходимыми юр. каче-ми, позволяющими им быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Эти качества носят название правосубъектности. Правосубъектность это способность быть участником ПР. Состоит из.Правоспособности–это субъективные права и юридические обязанности.Дееспособность –это способность лично своими действиями приобретать права и обязанности, а также практически осуществлять их.Субъектами ПР могут быть физ. лица (граждане РБ, ин. Гр. и лица без гра-ва), юр. лица (гос., обще-ые, частные орга-ии),.Объект ПР – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность. Содержание ПРпредставляет собой сочетание взаимосвязанных прав и обязанностей их участников.Под субъективным правом понимается предусмотренная НП точная мера возможного поведения с целью удовлетворения персональных интересов.

Под субъективной (юр.) обязанностью следует понимать предусмотренную правовой нормой меру необходимого поведения в интересах управомоченного лица. видно, что юридическая обязанность есть точная мера должного поведения. Исполнение такого поведения обязательно, ибо обеспечено возможностью государственного принуждения. Классификация: по предмету правового регу-ия ПР могут быть государственно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и т. д.По функциональному назначению делятся на регулятивные и охранительные. Первые связаны с приобретением и реализацией прав и обязанностей путем правомерных действий их участников. Вторые связаны с применением гос. принуждения по охране правопорядка.

По методу правового регулирования они делятся на императивные и диспозитивные. В императивных ПР, построенных на соподчинении, одна из сторон имеет властные полномочия – это административно-правовые, уголовно-правовые, В диспозитивных правоотношениях соблюдается равенство сторон. К ним относятся гражданско-правовые, семейные, трудовые правоотношения.

 

Правонарушения.(Прав-я)

правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица. Исходя из данного определения, можно выделить существенные признаки прав-я:1. Пра-е – всегда факт поведения субъекта права, выражающийся в деянии (действии или бездействии). 2. Прав-м может быть только противоправное поведение, то есть деяние, нарушающее правовое предписание. 3. Прав-м признается только виновное деяние,

4. Прав-м является только деяние деликтоспособного лица, то есть лица, которое способно понимать противоправность своего действия или бездействия и осознанно нести юридическую ответственность.5. Прав-м считается такое деяние, которое приносит вред интересам общества, гос-а, конкретным лицам. Отсутствие реального вреда не позволяет считать деяние прав-м. 6. Прав-ем признается прот-ное деяние, за которое предусмотрена мера гос. принуждения. Состав право-я включает в себя четыре элемента. Отсутствие хотя бы одного из них лишает про-ное деяние значения право-ия. К ним относятся:1. Объект пр-я – общественные отношения, которым право-м причиняется вред.2. Субъект прав-я – лицо, совершившее противоправное деяние. Оно должно быть деликтоспособным, то есть вменяемым, достигшим указанного в законе возраста ответственности. 3. Объективная сторона право-ия – внешняя сторона, харак-ая право-е с точки зрения его объективного проявления, которая включает в себя: само деяние, причиненный им вред и причинно-следственную связь между противоправным деянием и причиненным вредом, время, место, орудие и способ совершения право-я.4. Субъективная сторона прав-я – состоит из элементов психического характера, которые представляют собой внутреннее, психическое отношение субъекта правонарушения к своему противоправному деянию. Элементами являются: вина, мотивы, цели. вина – психическое отношение субъекта право-я к своему противо-му деянию и к его последствиям.Все прав-я в зависимости от степени общественной опасности принято разграничивать на преступления и проступки.Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные или предусмотренные уг. зако-ом. Признать виновным и вынести наказание может только суд. Отбывание наказания регламентируется нормами УИП. Правовые проступки – все остальные правонарушения, которые признаются общественно вредными, но не общественно опасными и влекут за собой правовые взыскания. Проступки различаются между собой Адм--ые пра-я (проступки) – виновные деяния, посягающие на гос. или общ. порядок, гос. или общ. соб-сть, права и свободы граждан, за которые государством предусмотрена административная ответственность.Дисци-ные проступки – нарушения трудовой, воинской или учебной дисц-ы, за которые налагаются дисц-ые взыскания. Граж.прав-ия (деликты) – причинение неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу. Сюда также относятся заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: