НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Нормативно-правовое регулирование в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность государства в лице соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует всем охрану здоровья, разрабатывает программы, способствующие экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41) [1].

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями.

Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

законодательством в области обеспечения санэпидблагополучия населения и о техрегулировании. Отношения в сфере горячего водоснабжения (кроме обеспечения качества и безопасности) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) регулируются Законом о теплоснабжении.

Предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплата регламентируются законом в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на них устанавливаются Правительством РФ.

Согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок их применения закрепят в основах ценообразования, которые утвердит Правительство РФ. Решения о выборе метода будут приниматься органом тарифного регулирования с учетом предложений соответствующих организаций.

Регионы и муниципалитеты заключают с организациями указанной сферы соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами [2].

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» внесены изменения в порядок формирования системы санитарно-эпидемиологической службы. Она выведена из подведомственности Минздраву РФ и отнесена к федеральной централизованной системе органов и учреждений, объединивших на функциональной основе государственные санитарно-эпидемиологические службы нескольких министерств и ведомств. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы включены только органы и учреждения, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при этом исключены все иные организационно-правовые формы юридических лиц, которые ранее входили в состав службы. В статье 19 вышеназванного закона сказано, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей[3].

В статье «К вопросу о массовости уничтожения растительного и животного мира при совершении актов экоцида» учтён тот факт, «что проблема качества питьевой воды в Ростовской области крайне актуальна и связана дефицитом хозяйственно-питьевых и технических вод, поскольку этому способствовала массовая ликвидация угольных шахт Ростовской области и Восточного Донбасса. И чем меньше воды в реке, тем больше концентрация токсинов. За этим следует гибель животного и растительного мира дельты Дона и выше по течению. Также загрязнение воды приводит к повышенному цветению сине-зелёных водорослей, что сказывается не только на вкусе и запахе воды, но и может привести к гибели мальков. Сегодня в воде Дона наблюдаются фосфаты, нефтепродукты, всевозможные формы азота и железа, которые делают воду крайне неприятной и опасной для питья. В связи с этим ресурсоснабжающие организации производят гиперхлорирование воды для населения, очищая её от микробиологического загрязнения»[4].

Таким образом, возрастающий интерес вызывает анализ социальной составляющей экологии, в объеме социально-правовых вопросов использования и предотвращения истощения природных ресурсов, а также загрязнения и предупреждения нежелательных изменений природной среды [5].

Специфика Ростовской области - это большая протяжённость коммунальных сетей, по которым вода поступает в основном из реки Дон. Износ сетей значительный и составляет по разным подсчётам от 75 до 85%, что ведёт потерям питьевой воды до 50%. Удалённость потребителей услуг водоснабжения для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

некоторых территорий области составляет более 35 км.

Действующая Областная долгосрочная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012 - 2017 годы предусматривает в качестве основной цели обеспечение населения Ростовской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; рациональное использование водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Задачи программы таковы, что предусматривают создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений; предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, преимущественно в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения; повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности [6]. В 2017 году действие программы заканчивается. Поскольку далеко не все задачи были выполнены, стоит ожидать принятие новой программы развития водоснабжения и водоотведения. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 21 июля 2014г.) https://constitution.garant.ru/

2. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016г.) Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/70103066/#ixzz4WxDiuEqI

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016г.)// https://base.garant.ru/12115118/

4. Греченкова О.Ю. К вопросу о массовости уничтожения растительного и животного мира при совершении актов экоцида//Евразийский юридический журнал № 9 (100), 2016 С.78-80.

5. Греченкова О.Ю. Проблема противодействия экоциду как преступлению против мира и безопасности человечества: монография / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ). Шахты, 2014.

6. Постановление Правительства Ростовской области от 15.02.2012 № 106 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012 - 2017 годы»// https://www.donland.ru/

 

 

Новые источники чистой воды

Реализация первоочередных мер позволила резко снизить дефицит питьевой воды в восточных районах Ростовской области и ряде городов: Ростове-на-Дону, Таганроге, Донецке, Гуково, Шахтах, Морозовске, Зернограде, поселках Куйбышев, Матвеев Курган, селе Покровском. До 2005 года в восьми населенных пунктах Ростовской области велись работы по реконструкции и строительству новых очистных сооружений канализации. Введены 12 объектов водоснабжения общей производительностью 42,3 тысячи кубометров в сутки, имеющие протяженность 186,3 километра. За прошедшие три года пробурены 73 скважины, что улучшило водоснабжение 35 районов Ростовской области. Завершается строительство крупнейшего коллектора №68 в Ростове, а также ряда других крупных объектов.

Перечень первоочередных мероприятий был согласован решением правительства РФ на основании разработанной целевой программы по обеспечению населения Ростовской области питьевой водой. Сначала предполагалось претворить в жизнь более масштабный документ, однако в те времена это оказалось нереально вследствие ограниченности бюджетных ресурсов. Срок реализации «первоочередных мер», по сути «программы-предисловия», был разбит на два этапа: 2002-2005 годы и 2006-2010годы. Таким образом, на ближайшие несколько лет Ростовская область по-прежнему располагает конкретным планом мероприятий и представлением, в каком направлении идти дальше.

Однако сегодня наш регион испытывает потребность в больших объемах работ, которые необходимо выполнить. Как сообщил заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области Н.Д. Тындык, каждому из жителей Дона необходимо предоставить возможность ежесуточно получать около 200 литров воды, причем имеющей СанПиНовское качество. Получается, в рамках реализации программы предстоит не только увеличить предоставляемые донскими водоканалами объемы продукции, но и повысить их качество. Причем выполнить это необходимо в весьма сжатые сроки: к 2008 году должны быть обеспечены чистой водой 100 процентов жителей городов, к 2011-му — 100 процентов сельчан.

Иными словами, к этому сроку чистая вода должна быть в каждом доме. Разумеется, даже нынешними, многократно ускорившимися темпами реконструкции объектов ВКХ и дальнейшей реализацией «первоочередных мер» проблему не решишь. Но в силу изменения экономической ситуации и законодательства у нас появилась возможность реализовать не перечень мероприятий, а настоящую программу, которая не могла быть утверждена три года назад.

Главное принципиальное изменение заключается в том, что теперь, помимо средств областного бюджета, являющегося основным источником финансирования «первоочередных мер», к реализации программы можно привлечь дополнительные деньги. По итогам 2005 года к реконструкции донского ВКХ уже удалось привлечь двух крупных инвесторов: Евразийское водное партнерство и холдинг «Дон ВК-Юг», которому, в свою очередь, на эти цели был предоставлен кредит швейцарским банком. Следовательно, есть все основания предполагать, что в дальнейшем численность инвесторов донской водопроводно-канализационной отрасли возрастет, и их средства также будут направлены на «чистую воду».

Другим потенциальным источником финансирования могут выступить сами потребители продукции донских водоканалов. Нынешнее законодательство позволяет при формировании тарифов закладывать капитальные вложения в объекты ВКХ при условии, что ежегодный рост стоимости воды не превышает 20 процентов. Одновременно возможна реализация различных «частно-бюджетных» схем. Например, не имеющие воды во дворах жильцы улицы при бюджетной поддержке финансируют строительство нового водовода.

Третий источник финансирования — местные бюджеты созданных в ходе реформы местного самоуправления 463 муниципальных образований Ростовской области. Кстати, теперь именно на них, согласно нынешнему законодательству, ложится основное финансовое бремя содержания местных сетей ВКХ, равно как и ответственность за их качественную работу, несмотря на то, что деньги за пользование водными объектами стали поступать в федеральный бюджет.

По словам вице-губернатора Ростовской области И.А. Станиславова, в основу составляемой на областном уровне программы по обеспечению населения питьевой водой должны лечь местные инвестиционные программы развития сетей ВКХ, разработанные муниципальными властями. В них прежде всего необходимо предусмотреть механизм привлечения частных инвесторов, а также частичного включения в тариф инвестиционной составляющей. После этого областной бюджет станет выделять средства на реализацию проектов, которые нет возможности претворить в жизнь иными путями.

Коммунальная статистика

По данным минстроя Ростовской области, после трех лет реализации первоочередных мер по обеспечению населения питьевой водой произошли следующие перемены:

1. Аварии. Количество аварий на объектах водопроводного хозяйства Ростовской области снизилось на 18 процентов (на 4,5 тысячи в год) до 19 760 ЧП в год.

2. Изношенность сетей. Впервые за долгие годы удалось остановить рост ветхих и аварийных объектов в донском водопроводном хозяйстве. Если в 2001 году в перекладке нуждалось 53 процента водопроводных сетей, то в 2004 году донскими водоканалами эксплуатировался уже 51 процент водоводов, отработавших свой срок, общей протяженностью 7826,6 километра из имеющихся 15265,3.

3. Производственные потери. На 18,2 процента снижены объемы воды, теряемой в ходе транспортировки. В настоящее время из 584 миллионов кубометров воды, ежегодно поставляемой потребителям Ростовской области, теряется 76,3 миллиона кубометров (30,1 процента).

4. Технологии. В пять раз выросли объемы перекладок водопроводных сетей с применением труб из полимерных материалов.

5. Вода в селе. На 17 процентов выросла обеспеченность централизованным водоснабжением жителей сельских населенных пунктов (с 923 в 2001 году до 1309 в 2004-м).

Ахиллесова пята Водоканалов

О предварительных итогах реализации «первоочередных мер» и существующей ситуации обозреватель «Вестника» беседует с главным специалистом отдела надзора за средой обитания и условиями проживания ГУ «Роспотребнадзор по Ростовской области» И.В. Михеевой.

— Ирина Владимировна, какие, на Ваш взгляд, перемены произошли после трех лет реализации первоочередных мер по обеспечению населения Ростовской области питьевой водой?

— Прежде всего стали более чистыми донские водоемы. Только за прошедший год уровень химических загрязнений на водозаборах Ростовской области снизился с 28 до 20 процентов, микробиологических — с 37,2 до 32,7 процента, а в зонах рекреации — с 34 до 31 процента. Уже сегодня улучшилось качество питьевой воды, поставляемой населению: количество не отвечающих нормативам проб по микробиологическим показателям снизилось с 11-12 до 5 процентов. Областные власти выполнили большой объем работ.

— А завершение работ уже видно или по-прежнему остается где-то «за горизонтом?» Можете назвать конкретные цифры: сколько сделано, сколько остается?

— Пока рано. На Дону более 2 тысяч поселений, и я не могу досконально ответить, какие проблемы необходимо решить в каждом из них. Именно поэтому область требует составления местных и инвестиционных программ.

— По словам некоторых работников коммунального комплекса, учеными установлено отрицательное влияние некачественной воды на здоровье человека. Проводились ли подобные исследования в Ростовской области?

— Да, но подобная прямая зависимость установлена только в трех городах: Таганроге, Морозовске и Каменске. Исследования проводили и в других территориях, однако не подтвердили влияние недоброкачественной воды на здоровье населения. Хотя я не могу назвать саму методику выполнения данных работ совершенной, возможно, такая зависимость существует и в других городах Ростовской области.

— Где расположена, так сказать, наиболее уязвимая точка ВКХ Ростовской области?

— Наибольшие опасения вызывает состояние водопроводных сетей, в которых транспортируемая вода загрязняется вторично. По-прежнему осуществляется почасовой график водоснабжения в таких городах, как Таганрог, Гуково, Шахты, Зверево. В удручающем состоянии находятся водопроводы Куйбышевского, Целинского, Неклиновского, Ремонтненского, Багаевского районов, теряющие 30-50 процентов транспортируемой воды, где 30-70 процентов проб не отвечает нормативным требованиям. В прежние годы большее внимание уделялось реконструкции ОСВ и ОСК. И мы считаем, что теперь основные силы необходимо направить на перекладку коммуникаций. Эти работы ведутся еще недостаточно интенсивно даже в таком городе, как Ростов.

— Перечисленные населенные пункты и территории являются самыми проблемными?

— Нет. В наиболее тяжелом положении оказались 84 тысячи жителей хуторов и поселков, живущие без систем водоснабжения и не имеющие питьевой воды. Ее им подвозят на машинах. Кроме того, у нас есть пусть и отдельные, единичные хутора и станицы, до сих пор не имеющие даже привозной воды питьевого качества. К ним относится, например, станица Романовская, Волгодонского района, хутор Задонский, устьевой части Дона, Азовского района, а также станица Манычская и хутор Арпачин, Багаевского района.

— И что здесь пьет местное население?

— Они берут неочищенную и необеззараженную воду для питьевых целей.

Грязная вода чистоозерного поселка

По мнению некоторых историков и краеведов, причиной эпидемии холеры, унесшей в позапрошлом веке сотни жизней ростовчан, явился дефицит питьевой воды. Взамен нее население потребляло техническую. Недавно на Дону имело место в чем-то похожее ЧП, к счастью, обошлось без жертв. Минувшей осенью острой кишечной инфекцией заразились двое жителей расположенного неподалеку от Каменска поселка Чистоозерного.

Как выяснилось, они были инфицированы холероподобным вибрионом. Еще 29 жителям пришлось проходить профилактическое лечение. Вибрион был обнаружен в затопленном грунтовыми водами, заброшенном Ветровском карьере. В течение нескольких лет местное население поселка Чистоозерного, а также расположенного по соседству хутора Богданов снабжалось водой из этого объекта. Вода не очищалась.

Что мы пьем?

Источники водоснабжения городов и районов Ростовской области:

· 90 процентов — источники централизованного водоснабжения;

· 6,6 процента — артезианские скважины;

· 3,2 процента — привозная вода;

· 0,3 процента — вода из открытых природных источников, лишенная необходимых процедур предварительной фильтрации.

По данным ГУ «Роспотребнадзор по Ростовской области».

Сколько у нас воды?

· 25 миллиардов кубометров/сутки (25 кубических километров) — поверхностные воды, поступающие к нам из других регионов.

· 2,7 миллиарда кубометра/сутки (около 10 процентов от имеющегося объема водных ресурсов) — поверхностные воды, формирующиеся на территории ростовской области.

· Около 1 миллиона 625 тысяч кубометров/сутки — объемы воды, расходуемой потребителями.

· 847 тысяч кубометров/сутки — разведанные эксплуатационные запасы месторождений подземных источников.

По данным комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области.

«Природной воды на Дону недостаточно»

Этот, на первый взгляд, весьма удивительный факт сообщила обозревателю «Вестника» председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области В. М. Остроухова.

— Валентина Михайловна, получается парадокс: в нашем регионе, имеющем «водное» название — Дон, Донская земля, мало воды.

— Действительно, Ростовская область вследствие своего географического положения в южной зоне европейской части страны отличается низкой водообеспеченностью. Только 10 процентов поверхностных водных ресурсов формируются в пределах области, а остальные — поступают извне, в основном, с территории Верхнего Дона (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области) и с территорий Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины (река Северский Донец и реки Приазовья). При этом ресурсы речного стока очень неравномерно распределяются по территории и во времени.

— А подземных источников у нас хватает?

— Эксплуатационные запасы месторождений подземных источников водоснабжения составляют 847 тысяч кубометров в сутки, но только 94 тысячи кубометров в сутки (9 процентов от общих запасов) извлекается из участков с утвержденными запасами. Значительная часть разведанных эксплуатационных запасов подземных вод остается неосвоенной. Дефицит как поверхностных, так и подземных водных ресурсов наблюдается в восточных районах области: Орловском, Ремонтненском, Зимовниковском. Для вовлечения подземных вод в хозяйственное использование администрацией Ростовской области ежегодно выделяются средства на ведение работ, обеспечивающих прирост запасов подземных вод.

— Качество подземных источников лучше поверхностных?

— 64 процента подземных вод можно было бы использовать для хозяйственных и даже питьевых целей без предварительной водоподготовки. Однако они неравномерно распределены по Ростовской области. Основной объем сконцентрирован преимущественно в северных районах, в то время как крупнейшие города-потребители,испытывающие водный дефицит, расположены в южной и юго-западной части региона. Чтобы провести подземные воды в эту часть области, необходимо построить водоводы протяженностью около 300 километров, что слишком дорого.

— Следовательно, проблема бережного отношения к имеющейся воде для нас особенно актуальна. Повышая объемы предоставляемой населению воды, область пропорционально увеличивает и объемы стоков, которые необходимо перерабатывать. Располагает ли канализационное хозяйство нашего региона необходимыми мощностями?

— На сегодняшний день — не полностью. В 12 поселках городского типа и 2200 сельских населенных пунктах (99 процентов всех сел. — Прим. авт.) отсутствуют системы канализации с централизованным сбором, отведением и очисткой стоков. Кроме того, в девяти городах и целом ряде поселков необходимо осуществить реконструкцию очистных сооружений канализации, так как они находятся в неудовлетворительном состоянии. Многие ОСК осуществляют сброс неочищенных сточных вод в малые реки, которые могут погубить даже небольшие объемы нечистот.

— Помнится, в 90-х годах, будучи председателем Комитета по охране окружающей среды Ростова-на-Дону, вы регулярно приостанавливали в областном центре жилищное строительство, так как городские канализационные сети и очистные сооружения и без того не могли переработать существующие объемы. Сегодня приближающееся к завершению строительство 68-го коллектора и реконструкция очистных сооружений донской столицы решат большую часть острых экологических проблем. А что было сделано по улучшению экологической обстановки в других населенных пунктах Ростовской области?

— Финансирование реконструкции и строительства очистных сооружений канализации увеличилось более чем в 30 раз. Сейчас идет реконструкция ОСК в целом ряде населенных пунктов. В рамках первоочередных мер по обеспечению населения питьевой водой работы начались на объектах, сбрасывающих стоки в основные водные артерии Ростовской области — Дон и Северский Донец. Реализация этих мер позволит втрое уменьшить попадающую в водоемы массу загрязняющих веществ.

— И насколько успешно идут работы?

— В некоторых городах, например Донецке, Усть-Донецке, Цимлянске, капитальный ремонт уже завершен и ведутся пусконаладочные работы. В следующем году планируется начать реконструкцию очистных сооружений в Константиновске, Аксае, Вешенской, Багаевской, приступить к разработке проектно-сметной документации строительства аналогичных объектов в Азове, Красном Сулине, станице Романовской, поселке Веселом. Словом, за прошедшие годы был выполнен колоссальный объем работ, но до окончательного завершения всех строек нам еще очень далеко.

«Мы вычеркиваем из тарифа зубы, печень, почки»

По мнению председателя правления компании «Евразийское водное партнерство» С.В. Яшечкина, чтобы вода была чистой, необходимо от разговоров про тарифы перейти к обсуждению проблем качества коммунальных услуг

— Сергей Викторович, многие коммунальщики, рассуждая о качестве предоставляемых услуг, говорят о необходимости приведения тарифа к его экономически обоснованной величине и ликвидации перекрестки в оплате за услуги. Но какая разница руководителю предприятия ЖКХ, кто заплатит основную часть средств: промышленные предприятия или население?

— Более того, некоторые из руководителей заинтересованы в существовании перекрестного субсидирования, так как считают, что им выгоднее собрать основную часть средств с десятка крупных потребителей в лице промышленных предприятий, нежели с тысяч физических лиц. На самом же деле эта выгода сиюминутна. В результате такой системы у населения пропадает стимул устанавливать узлы учета, так как из-за дешевизны воды оборудование с трудом окупает себя и практически не приносит прибыли. Все это приводит к перерасходу природного ресурса, форсирует износ коммуникаций и дорогостоящего оборудования.

— Однако дополнительное повышение тарифа за услугу влечет рост социальной напряженности.

— Сколько воды нужно ежедневно расходовать одному человеку на выполнение жизненно важных нужд: питье, приготовление пищи, гигиену, стирку, мытье полов и посуды? Пятьдесят, сто литров? Мы же ежесуточно тратим около трехсот литров. Поставляемая предприятиями вода в пределах этих 50-100 литров является жизненно важным ресурсом, а за данной отметкой — роскошью, которую многие расходуют на полив огородов, мытье автомобилей, строительство бассейнов или иные цели.

И мы не против такой роскоши, однако она должна иметь совершенно другую цену. Необходимо определить жизненно необходимые объемы воды, которые должны поставляться населению по социальной цене, дотироваться, облагаться субсидиями. Так должно поступать любое цивилизованное государство, и сегодня у нашей страны есть на это возможности.

— Словом, поставлять столь большие объемы воды по столь низкой цене да еще и высокого качества невозможно?

— Безусловно. Получается, что наше население пытается компенсировать недостаточное качество подаваемой в кран воды объемами. При этом отечественный потребитель не отличается особой требовательностью. Буквально летом в Омске мы проводили социологическое исследование и выясняли, что в понимании омичей означает термин «качественное водоснабжение».

Абсолютное большинство (90 процентов) горожан ответили, что, по их мнению, это означает лишь наличие воды в кране. На самом же деле качество водоснабжения оценивают по 95 показателям. Сдерживая естественный рост цен на воду для потребителей, мы по сути «вычеркиваем» для них здоровые зубы, печень, почки. При этом население отнюдь не экономит эти деньги, только они поступают уже не в коммунальную, а в медицинскую отрасль.

— Что же необходимо делать?

— Постепенно в течение нескольких лет отменять схему перекрестного субсидирования. Это относится к компетенции государственных органов. Причем можно заранее предсказать, что в ближайшем будущем к населению не придет понимание таких мер. Сегодня в нашей стране для мэров, губернаторов не существует иных вариантов, кроме как взять на себя политическую ответственность и, подобно высококвалифицированному врачу, осуществить этот гражданский поступок.

Качество водопроводной воды Ростова-на-Дону

Еще в конце прошлого века Ростов-на-Дону столкнулся с проблемой высокого уровня грунтовых вод. Одной из причин происходящего гидрологи называют изношенность трубопроводов городской системы водоснабжения. Несколько десятилетий водопроводная вода попадает в грунт, искусственно увеличивая объем грунтовых вод. В настоящий момент до фундаментов домов остается несколько десятков сантиметров. Немало под Ростовом и подземных озер, глубина залегания которых составляет от двух до двадцати метров. Из-за размыва почвы в некоторых районах города активизировались оползневые процессы.

Качество водопроводной воды Ростова-на-Дону

Главный водозабор системы водоснабжения города находится в поселке Александровка на реке Дон, являющейся главным и единственным источником водопроводной воды. Эксперты отмечают низкое качество поступаемой из реки воды. По мнению специалистов, вода для нужд населения должна быть раз в десять чище. Проблему усугубляет уже упомянутый высокий износ водопроводных сетей. Из двух с половиной тысяч километров трубопровода более восьмидесяти тысяч уже превысили эксплуатационный срок. Вода, транспортировка которой осуществляется по старым трубам, получает вторичное загрязнение химикатами, ржавчиной и болезнетворными микроорганизмами. Больше всего страдают жители западных районов города, отдаленных от водозаборной станции на десятки километров.

Использование подземных водных ресурсов

Наличие подземных водных ресурсов толкало горожан к поиску альтернативного Дону источника воды. Первыми за освоение недр взялись собственники коттеджей. Ими несколько раз предпринималось бурение скважин, но все источники давали соленую воду, которую даже в технических целях не всегда можно было использовать.

Большего успеха добились предприниматели, начавшие еще в 90-е годы прошлого века освоение подземных вод Ростова-на-Дону. Они выполнили бурение скважин и начали поставку в город бутилированной питьевой воды. Добыча воды осуществляется из четырех скважин глубиной до 100 м. Однако и эта вода требует дополнительной очистки и по качеству лишь немного превосходит воду из Дона. Лишь одна из четырех скважин — аксайская — дает чистую минерализованную природную воду. Остальные попытки обнаружить минеральную воду на глубине 200-300 метров провалились.

 

В 2009 году в Волгодонске была объявлена чрезвычайная ситуация. Причиной обезвоживания города послужили природные явления, в результате которых в районе водозабора № 2 на Цимлянском водохранилище резко выросла концентрациясине-зеленых водорослей в воде. Чтобы не допустить засорения и выхода из строя фильтров и другого оборудования очистных сооружений водопровода, был прекращен забор воды из Цимлянского водохранилища, очистные сооружения были остановлены. Сегодня специалисты МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» в тандеме с городской администрацией успешно решают множество задач для стабильного обеспечения чистой водой жителей Волгодонска.

Реконструкция станции микрофильтрации в действии

В 2010 году из городского бюджета было выделено более 7 млн рублей на разработку проектной документации для реконструкции станции микрофильтрации участка водозаборных сооружений и порядка 1 млн рублей на разработку рабочих проектов по реконструкции ВОС-1 и ВОС-2 под размещение систем обеззараживания хозпитьевой воды методом УФ-облучения. В настоящее время на предприятии ведутся работы по реконструкции станции микрофильтрации со строительством сооружения отделения ракушки, поступающей на очистные сооружения с речной водой. По словам Василия Провоторова, директора МУП «ВКХ», микрофильтрация крайне необходима в современных условиях, поскольку действующие очистные сооружения водоканала вступили в строй в 60-70-е годы, и та проектная технология не могла учесть многих новых, ужесточенных показателей качества воды в отдельные периоды. Микрофильтры повысят эффективность очистки по взвешенным частицам, фито- и зоопланктону. В конце 2011 года закончится строительство сооружений по отделению ракушки, а в 2012 году будут завершены работы по реконструкции станции микрофильтрации с установкой микрофильтров барабанного типа. Однако специалисты отмечают, что даже самые современные фильтры не смогут навсегда защитить жителей Волгодонска от проблем, связанных с ухудшающимся экологическим состоянием Цимлянского водохранилища, основными среди которых являются обмеление, цветение, изменение химического состава воды и т.д.

Администрация области и городские власти видят решение проблемы водоснабжения Волгодонска в завершении строительства водозаборных сооружений на реке Дон с водоводами речной воды от водозабора до очистных сооружений водопровода. Но без помощи федерального бюджета решение проблемы затянется на длительный срок.

Проблем хватает, но они решаемы!

Сегодня в Волгодонске принимаются все меры, направленные на повышение качества питьевой воды и ее бесперебойную подачу потребителям. Только за 9 месяцев 2011 года на восстановление основных фондов предприятие освоило более 52 млн рублей собственных средств: были заменены внутри-квартальные и магистральные участки водопроводных сетей общей протяженностью 6,6 км, произведен капитальный ремонт напорной хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 0,6 км, отремонтированы основные фонды: здание насосной станции водозабора, канализационные насосные станции КНС № 2 и др. объекты.

«Конечно, сегодня еще существует множество проблем в сфере водоотведения и очистки сточных вод, — комментирует Александр Нетута, главный инженер МУП «ВКХ». — Физический износ сетей составляет порядка 87%, а очистные сооружения канализации не обеспечивают очистку сточных вод по ряду установленных ПДК (предельно допустимых концентраций вредных веществ. — Прим. ред.). Но проблемы решаемы, и мы работаем над реконструкцией ОСК Волгодонска».

Руководство водоканала в течение долгих лет сотрудничает с научно-производственной фирмой «Экотон», которая специализируется на производстве и внедрении высококачественного оборудования для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. В результате сотрудничества на очистных сооружениях канализации внедрены новые прогрессивные технологии и инновационное оборудование для очистки сточных вод микроорганизмами в аэротенках при помощи мелкопузырчатой аэрации. «Воздух, находящийся в пузырьках, поддерживает жизнь аэробных микроорганизмов, которые, в свою очередь, разлагают органику, — рассказывает Александр Нетута. — Это и есть основная часть локального очистного сооружения, в котором осуществляется глубокая биологическая очистка сточных вод».

Равнение на энергосбережение

На предприятии уделяется большое внимание вопросам энергосбережения. По словам руководства МУП «ВКХ», сегодня на насосных станциях установлены частотные регуляторы вращения валов электродвигателей насосных агрегатов и энергосберегающее оборудование воздуходувной станции на ОСК. Сокращение утечек на сети водопровода достигается за счет замены трубопроводов из металлических труб на полимерные. На аэротенках очистных сооружений канализации внедрена прогрессивная система мелкопузырчатой аэрации очищаемых стоков, что позволило значительно снизить количество потребляемого воздуха и провести реконструкцию воздуходувной станции с установкой «воздуходувок» меньшей мощности. Планы МУП «ВКХ» амбициозны: в 2012 году на ремонт и восстановление основных фондов будет выделено более 64 млн рублей собственных средств. Среди множества работ планируется выполнить ремонт сетей водоснабжения протяженностью 6 км, ремонт сетей канализации — 4,7 км, ремонт сооружений и оборудования.

«Сегодня мы должны сделать все, чтобы сохранить родную природу для следующих поколений. И самое главное, о чем н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: