Понятие законности, аспекты ее понимания.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

государственно-правовых

дисциплин

подполковник милиции

_________ В.В. Пономарева

“___” ____________ 2007 г.

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция

 

По теме: Формальное и сущностное понимание законности

 

Красноярск - 2007

Теория государства и права. Фондовая лекция по теме: Формальное и сущностное понимание законности. - Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, 2007. – С.28.

 

Лекция посвящена содержанию важнейшего понятия теории государства и права - законности. В ней поднимаются вопросы, связанные с неоднозначной трактовкой данной категории различными учёными, приведены некоторые точки зрения на эту проблему.

Обозначенные в плане лекции вопросы раскрыты на основе использования последних трудов ведущих отечественных учёных, новейшей учебной литературы.

Подготовил - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н. Красицкой В.А.

Предназначена для курсантов и студентов общеюридического факультета 1 курса высшей очной формы обучения по специальности 030505.65 Юриспруденция.

Рецензенты:

Доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Красноярского государственного аграрного университета к.ю.н., доцент И.В.Тепляшин.

Зам. начальника учебного отдела СибЮИ МВД России, к.ю.н. Н.Ю. Тетерятников.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин: протокол № ___ от «___» _________ 2007г.

 

© СибЮИ МВД России, 2007.

План:

 

 

Введение………………………………………………………………..4

1. Понятие законности, аспекты ее понимания. Конституционная законность……………………………………………………………………..6

2. Принципы и требования законности……………………………….10

3. Гарантии законности………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………...24

Литература………………………………………………………………27

 

 

Введение

Наша лекция посвящена одной из важных категорий теории государства и права - законность. Мы рассмотрим понятие законности, принципы деятельности законности, требования и гарантии законности.

Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность её очевидна как в теоретическом, так и практическом плане.

В юридической науке нет единого понимания законности. Но все мнения сходятся в одном, что законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывание своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

Требование соблюдать изданные государством законы появилось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон). Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии переросла в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений.

Законность, как необходимое условие функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

Законность – это фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

 

Понятие законности, аспекты ее понимания.

 

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: 1) в плане правового характера общественной жизни; 2) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; 3) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Таким образом, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

Недавно отечественная наука анализировала законность во втором аспекте, т.е. односторонне отражала содержание и сущность законности. Деятельность органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.*

Такое понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе *контрольно-надзорных и правоохранительных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию, в результате сложился обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений. Это не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Такое понимание законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже

антигуманный, реакционный), является “правом” и соответственно требует неукоснительной реализации. Эти акты порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. То есть акцент в этом случае делается лишь на исполнение норм права, а содержание этих норм, носящих волевой характер, обходится стороной.

Так что же такое законность?

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных, включая ведомственные, актов и др.), их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само наличие законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идеею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Дадим определение законности.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права (Хропанюк Валентин Николаевич).

Одной из разновидностей законности является конституционная законность. Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции.

Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным нормативно-правовым актом в стране и обладает высшей юридической силой

Конституционная законность означает следующее:

Правовой характер самой Конституции как основного закона государства. Иными словами, Конституция своим содержанием должна выражать принципы демократии, свободы общества, справедливости нормативно-правовых актов, идеи правового государства, права и свободы человека и гражданина закрепленные в международных стандартах и нормах.

Верховенство Конституции в правовой системе государства. Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Согласно ст. 184 Конституции Российской Федерации, все законы и иные акты органов государственной власти либо специально уполномоченных на то субъектов в России издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Все должностные лица независимо от их ранга и положения несут ответственность за нарушение принципов и норм Конституции Российской Федерации

Верховенство Конституции на всей территории Российской Федерации. В условиях федеративного устройства Конституция действует во всех субъектах Российской Федерации и на всей ее территории.

Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов и учреждений должна соответствовать Конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.*

Функцию конституционного контроля в государстве, то есть функцию обеспечения действия конституционной законности, осуществляют специальные государственные органы (органы конституционного надзора, конституционного контроля, конституционного правосудия). В ведение судебной власти — как наиболее беспристрастной и независимой — передан, в соответствии с волей законодателя, конституционный контроль в России. В Российской Федерации создан Конституционный Суд как высший судебный орган по защите конституционного строя в Российской Федерации — России. Впервые в ее истории, столь богатой «традициями» беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека и гражданина, пресекать

В итоге можно сформулировать общее определение законности. Законность — это определенный режим функционирования социальных связей, характеризующийся строгим, точным и неуклонным соблюдением всеми участниками общественных отношений требований юридических норм.


2. Принципы и требования законности.

 

Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Назовем эти принципы:

1) всеобщность законности. Этот принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Никто не может уклониться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство отвечает перед гражданином, а гражданин – перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть интересы каждого, да и не должно. Тем не менее, с помощью законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение выполнения данного принципа задача государства, в лице его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Так же оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший принцип законности означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Всем известно высказывание Ленина “...Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская...”. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, края, области, районе, предприятии своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. В результате нарушается единство законности, снижается эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. Необходимо неуклонно, точно реализовывать правовые предписания независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. В связи, с чем законы нарушаются по этим же соображениям, в силу их нецелесообразности, однако, с точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Хотя бывает, что соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний вызывает негативные последствия, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

С точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно.

По-другому целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Здесь целесообразность достигается в рамках законности.

Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).*

В содержание термина “требования законности” вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности – это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

Назовем основные требования законности:

1) верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. То есть отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона, так как закон – акт высших органов государственной власти. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закона.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция – основной закон государства, поэтому в содержании законности выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

2) единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

3) равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Мало предоставить гражданам право важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

4) осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

5) воплощение идеи господства права в жизни общества, государства.

Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, “правовой природе вещей”. В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно “правовое” решение (это требование законности определяют термином “правозаконность”). Только при наличии законодательства адекватного объективно природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.

6) надлежащее правильное и эффективное применение права должностными лицами.

Оно адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издания эффективных правоприменительных актов. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

7) последовательная борьба с правонарушениями.

Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

 

Гарантии законности.

 

Требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Выделяют общие условия и специальные средства.

Общие условия – это объективные (экономические, политические, идеологические, социальные, правовые) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Экономические условия – это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, устойчивая денежная система и др. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к дезорганизации, росту числа правонарушений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, до опасного предела. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка, является демократия. Демократическое государство – это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и другие).

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает, такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается правовой пропагандой, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. При условии разрушения данной системы идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушность граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и прочее. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы на которых строится законодательство. (Например, не соответствующее складывающимся общественным отношениям законодательство затрудняет борьбу с правонарушениями).

К гарантиям законности относятся и соответствующие субъективные факторы. Это и состояние правовой науки, полноту развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. Научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение ее положений в законодательство и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов.

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.*

Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства (гарантии), предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими, выступают в качестве их юридической формы и качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение).

Выделим юридические гарантии:

- средства выявления (обнаружения) правонарушений. Это деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Часть гарантий связана с деятельностью граждан это, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

- средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.п.).

- средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций (задержания, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов).

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений (принудительное взыскание алиментов, виндикация и др.).

Юридическая ответственность – наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Это средство важнейшее и необходимое для укрепления законности. Эффективность определяется неотвратимостью.

Особая роль среди юридических гарантий отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определены, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.

Важнейшей гарантией законности является правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией).

Выделяя роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями.

Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволяет обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу нормальной жизни общества.

 

Заключение

 

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако­нов (содержательная сторона);

— их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона). Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Консти­туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных право­вых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных усло­вий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­ность должна быть в рамках закона).

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федераль­ным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечиваю­щие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

1) социально-экономические (это степень экономического разви­тия общества, уровень его благосостояния, многообразие форм соб­ственности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов,— про­куратуры, суда, милиции и т.д.);

4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профилак­тических и иных мер, применяемых общественностью в целях борь­бы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (это степень развития правосознания, распро­странения среди граждан юридических знаний, уважения к требова­ниям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устране­ния и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процеду­ры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

 

 

Литература

 

1. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М., 1999.

2. Зайцев, И. А. Дисциплина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: