История философии от Античности до Постмодернизма




Направления, парадигмы Философ, годы жизни Труды Основные проблемы, понятии и принципы Сущность главных идей
Античная философия
Кинизм Антисфен (444/435-370/360 гг. до н. э.) -О природе -Истина -О благе -О законе -О слоге -О наречи -О воспитании -О свободе и рабстве -О музыке -О жизни и смерти Утверждалл, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Считал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.
Гедонизм Аристипп (435—355 гг. до н. э.) Произведения Арисриппа не сохранились до наших дней. Различается два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. Путь к счастью лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Смысл жизни находится именно в получении физического удовольствия.
Скептицизм Секст Эмпирик (начало II века) -Пирроновы положения -Против учёных Направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Существует 3 вида скептицизма: обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания.
Философия Средних веков
Патристика Августин Блаженный(354-430) - О граде Божьем - Исповедь - О Троице -О свободной воле -Пересмотры Проблемы бытия; Бог, мир и человек; О свободе и божественном предопределении; О вечности, времени и памяти; Добро и зло; Истина и достоверное знание; Познание; Об обществе и истории Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит. Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека.
Схоластика Пьер Абеляр(1079-1142) -Да и нет -Познай самого себя -Диалог между философом, иудеем и христианином -Христианская теология Выражал сомнение в доказательности христианских догматов, утверждал самое высшее, Божественное происхождение логики, а высшей формой логического мышления Абеляр называет диалектику. Пьер Абеляр может считаться родоначальником максимально рационализированной философии всего западноевропейского средневековья, ибо для него не было иной силы, способной создать истинное христианское учение, кроме науки, и, прежде всего, философии, основанной на логических способностях человека. Познание возможно только тогда, когда предмет познания подвергается критическому анализу, когда выявляется его внутренняя противоречивость и затем с помощью логического мышления находятся объяснения существующим противоречиям. Поэтому можно считать, что Пьер Абеляр является одним из первых в Западной Европе создателем методологии научного познания.
Ближневосточная философия Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037) - Трактат о любви - Хай ибн Якзан - Саламан и Абсаль   Высмеивал косность и догматизм исламских теологов и пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными), основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях). Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
Философия эпохи Возрождения
Гуманизм Франческо Петрарка (1304—1374) -Книга песен -Триумфы -О презрении к миру -Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру Его философское причастие состоит в особом состоянии жизни и духа. Всякий человек (философ - не исключение) чему-нибудь служит: истине, идее, отечеству, человечеству… В Средние века всякий человек служил не только чему-то, но и кому-то: Богу, сеньору, королю, и в этом служении был смысл его существования. А Петрарка, пожалуй, стал первым философом эпохи возрождения, кто письменно зафиксировал свое право на особый личный статус – быть частным лицом.
Натурфилософия Джордано Бруно (1548 -1600) -Ноев ковчег -Подсвечник -О тенях идей -О причине, начале и едином -Свод метафизических терминов Составил представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём».
Неоплатонизм Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) -900 тезисов -Речи о достоинстве человека -Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения -О сущем и едином Обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я», ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Главные идеи в том, чтобы: возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человеком полную свободу выбора; объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
Философия Нового времени
Эмпиризм Джон Локк (1632—1704) -Письма о веротерпимости -Некоторые мысли о воспитании -Второй трактат о гражданском правлении -Опыт о человеческом разумени Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека — познание и прославление Бога и благодаря этому — блаженство в этом и в ином мире.
Рационализм Рене Декарт (1596—1650) - Первоначала философии -Размышления о первой философии - Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках Признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.
Агностицизм Дэвид Юм (1711—1776) -Трактат о человеческой природе -О норме вкуса -Моральные и политические очерки -О бессмертии души -Исследование о человеческом познании -История Великобритании Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все наши идеи восходят к опыту, впечатлениям. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы: 1 - Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм). 2 - Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм). 3 -Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).
Субъективный идеализм Джордж Беркли (1685—1753) -Трактат о принципах человеческого знания -Три разговора между Гиласом и Филонусом -Будущее состояние души     По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека. В противоположность чувственно воспринимаемым объектам, существование духа характеризуется формулой «существовать — значит воспринимать». Таким образом, по Беркли, существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет.
Немецкая классическая и неклассическая философия
Абсолютный идеализм Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)      
Материализм Карл Маркс (1818—1883),      
Иррационализм Артур Шопенгауэр (1788—1860)      
Субъективный идеализм Иоганн Готлиб Фихте(1762 - 1814)      
Объективизм Иммануил Кант (1724—1804)      
Современная философия. Постнеклассическая философия (постмодернизм)
Герменевтика В. Дильтей (1833—1911)      
Аналитическая философия Б. Рассел (1872—1970)      
Психоанализ 3. Фрейд (1856—1939)      
Феноменология Э. Гуссерль (1859—1938)      
Персонализм Н. Бердяев (1874—1948),      
Специфика Русской философии
Философия русского Просвещения Григорий Саввич Сковорода(1722-1794) -Асхань -Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко -Диалог, или разглагол о древнем мире. Богоискание, поиск смысла человеческой жизни, поиски пути к счастью. В онтологии: двунатурность мира — мир видимый и невидимый; в теории познания: тройственное измерение познаваемых вещей и самой сферы возможного познания — мир великий или обительный, микрокосм-человек, мир символов — библия; в этике: идея сродности и сродного труда.
Философия западников и славянофилов А. И. Герцен      
Революционно-демократическая философия Н. Г. Чернышевский      
Русская религиозная философия — В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский;      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: