ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К ОКР 2017
Основные понятия возрастной психологии.
Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе четырех критериев:
1. Социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которую вступает ребенок со взрослыми в данный период; это то, в какие области общественной жизни входит ребенок (семья ли то, или другие взрослые или сверстники).
2. Ведущий вид деятельности - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
3. Основные новообразования возраста (психические новообразования) – качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
4. (Возрастные) кризисы – переломные точки развития, отделяющие один возраст от другого.
Причины кризисов:
1. Кризис трех лет – стремление ребенка к самостоятельности, первое осознание себя как личности, стремление противопоставить свою волю воле окружающих, настоять на собственной значимости.
2. Кризис шести-семи лет – происходит смена игровой деятельности на учебную, смена режима дня, необходимость выполнять домашние задания, повышение меры ответственности (стремление стать школьником).
3. Кризис подростковый – есть притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации (промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый»), большие психические изменения, бурная физиологическая перестройка.
4. Кризис юношеского возраста: возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, человек должен ответить на вопросы: что я есть? Что я могу? Чего я хочу? Что я могу дать обществу?
Методы музыкального обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
1. Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Слушание музыки в записи или «живом» исполнении, просмотр видеозаписей опер, балетов, концертов; сравнение звучащих произведений между собой.
2. Наглядно-зрительный метод - подбор к произведениям изображений музыкальных инструментов, репродукций картин, иллюстраций соответствующей эпохи (исторических событий, костюмов и т.п.), рисование под музыку.
3. Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, рассказ, пояснения взрослого, подбор стихов, сказочных сюжетов. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
4. Практический метод - игра на простейших музыкальных инструментах - детских ксилофонах, металлофонах, звоночках, треугольниках, ударных инструментах (типа бубна и барабана), гармониках и др.; разучивание песен, музыкально-ритмических движений.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Особенности возрастов:
1. Дошкольники: Мышление приобретает форму наглядно-образного. Происходит активное развитие речи. Появляется эгоцентрическая речь – обращенная к самому себе. С ее помощью ребенок регулирует свои действия. К концу возрастного этапа она переходит во внутреннюю речь. Зарождается эмпатия (чувство сопереживания). Появляются этические переживания («Что такое хорошо и что такое плохо»).
2. Младшие школьники: Ребенок в известной степени может и сам планировать свою деятельность. Для восприятия характерна высокая эмоциональность; хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – яркий, образный материал. Мышление в данном возрасте в основном наглядно-образное, происходит развитие логического (теоретического) мышления: постепенно дети овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Подростки: Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что он начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Дети становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Притягивает все, что ранее находилось под запретом.