Вопрос 41. Типы социальных отношений на предприятии. Типы и причины конфликтов.




В любом действии, связующем тем или иным образом людей, в том числе и в процессах управления, возникают вполне определенные отношения каждого человека со своими коллегами - отношения сотрудничества или соперничества, симпатии или антипатии, доминирования или подчинения. Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, и составляет то, что называют межличностными отношениями.

Социальные отношения на предприятии характеризуются очень большим разнообразием, поэтому большое значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям:

· по субъекту (или носителю): индивидуальные (личностные); межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные (межкорпоративные) отношения.

· по объекту: экономические; политические (в рамках систем и институтов); социально-культурные; религиозные; семейно-бытовые (в объекте - семья).

· по характеру взаимосвязей (модальности): отношения сотрудничества; взаимопомощь; соперничество; конфликты; субординация.

· по степени стандартизации и формализации: формальные и неформальные; официальные и неофициальные.

 

(конспект)

Конфликт (латин. «столкновение») – это ситуация в которой интересы одних людей противоречат целям и интересам других. Конфликт возникает при несовместимости действий. Несовместимые действия – это действия, которые предотвращает, мешает, вмешивается или каким-либо другим образом делает менее вероятный или менее эффективные другие действия.

Термин соперничество и конфликт не редко используется как синонимы, что не верно. Соперничество подразумевает противоположность целей, конфликт может возникать и при отсутствии явных противоположных целей. Цель может быть одна, а методы ее достижения разные.

Существует 4 основные типа конфликтов:

· внутриличностный

· межличностный

· между группой и личностью

· межгрупповой.

Причины конфликтов: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, неудовлетворительные коммуникации.

В зависимости от результата конфликта, их делят на:

· деструктивный – если его участники не удовлетворены его исходом

· конструктивный – участники довольны его исходом и полагают, что в результате получили выгоду

· рациональный – охватывает сферу разумного делового взаимодействия перераспределение ресурсов и совершенствование социальной культуры

· эмоциональный – агрессия переносится с причины конфликта на личность, причина часто забывается, а участники действуют на основе личной неприязни, не предсказуемы и в большей степени не управляемы.

Западная концепция считает, что конфликт является стабилизирующим фактором. Цивилизованное решение повышает управляемость общества и служит целями эволюции, позволяет высказать разные точки зрения, конфликт можно назвать конфликт функциональный.Если в результате не происходит достижение цели – это дисфункционалиный конфликт.

Конфликты и споры являются одной из основных составляющих в жизни общества. Если в организации или проектной команде возникают конфликты – правильное его разрешение становится жизненно важным, поскольку может влиять как для улучшения межличностных отношений, так и для эффективной работы.

Конфликт является не простое, для того чтобы его изучить проанализировать и решить была создана наука «конфликтология».

Руководитель тратит около 20% своего времени на разрешение конфликтов.

Следует уделять повышенное внимание проблеме управления конфликтами, требует значительных физических и нервных затрат. Одно правило: «Нельзя превращать деловые и служебные конфликты в личностные».

Причины конфликтов:

· зависящие от менеджера – некомпетентность в вопросах производства, не умение организовать производственный процесс; недостаточность коммуникации; слабая психолого-педагогическая подготовка; не соответствие типа руководителя к конкретной ситуации или личности; недостаток морального воспитания; власть и отсутствие гибкости; крайняя неуверенность, ведущая к резкости.

· Зависящие от подчиненных – отсутствие сознание дисциплины при выполнении должностных обязанностей; наличие в коллективе негативных лидеров; инертность в стиле работы, сопротивление новизне; эгоистические устремления.

· Психологическая несовместимость людей – контроль над ресурсами; предпочтения и антипатия; природа взаимоотношений; цели и ценности; представление ситуации; территория.

Чтобы спровоцировать конфликт Разрушить конфликт
Перебивать   Командовать   Преувеличивать Обвинять и требовать   Цеплять ярлыки и унижать Нужно узнать, что хочет другая сторона, прежде чем высказать свое мнение Обосновать мнения другой стороны его намеренья и чувства Говорить о будущем, а не о прошлом Просить, предлагать решения, прежде чем высказать свое Основывается, на том, чтобы предлагать решения, которое обеспечивает потребность двух сторон

 

Факторы, влияющие на ход конфликта:

· Характер конфликтующих сторон

· Природа того, что привело к конфликту

· Социальная среда в которой возник конфликт

· Заинтересованность стороны и их отношение к другой стороне

· Применяемая тактика и стратегия поведения

· Результаты для участников и заинтересованность сторон.

Острота конфликта – интенсивность столкновения в результате, которого в короткий промежуток времени расходятся большое количество психологических и материальных ресурсов.

Длительность конфликта – время от возникновения конфликта до его разрешения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: