Язык (формы существования, общественные функции) и этнические общности на различных этапах развития общества




Язык как конкретно-историческая категория

План

1. Языковое состояние эпохи первобытнообщинного строя.

2. Язык народности.

3. Национальный язык и формы его существования. Основная форма существования языка в национальную эпоху. Судьба территориальных диалектов в национальную эпоху. Характерные черты современного этноязыкового состояния мира.

 

1. Языковое состояние эпохи первобытнообщинного строя

Будучи орудием общения людей в обществе, язык неразрывно связан с общественной жизнью, представляет собой общественное явление.

В этом отношении чрезвычайно показательны два момента (явления, факта):

1) обусловленность исторических форм существования языка формами общественной жизни в рамках различных социально-экономических формаций;

2) обусловленность процессов языковой и диалектной дифференциации соответствующими социальными процессами.

Специфические условия жизни народа в рамках каждой общественно-экономической формации обусловливает существование языка в виде определенной системы форм его бытия. С изменением условий общественной жизни при переходе от одной формации к другой, меняется и система исторических форм существования языка.

В условиях первобытнообщинного строя (первый этап существования неоантропа – ранее социально-экономических формаций не могло существовать – первая экономическая формация) основной этнической единицей было племя.

Каждому племени вначале был присущ свой язык. Низкий уровень развития производительных сил в эту эпоху приводил к тому, что племена в поисках средств к существованию вели кочевой образ жизни. Вследствие этого племя по мере роста его населения и территориального расхождения дробилось на группу родственных племен.

Языковые единства родственных племен первоначально продолжали язык племени родоначальника. Однако в условиях территориального разобщения языковые единства родственных племен постепенно приобретали материальные и структурные различия, т. е. собственно языковые особенности, и превращались в диалекты языка племени родоначальника.

Таким образом, если основной этнической единицей было племя, то основной формой существования языка был племенной диалект (или диалект племени).

Племенные диалекты существовали в устной форме (исключение составлял аттический диалект древних греков, который имел письменную форму). В условиях неразвитости, недифференцированности общественной жизни племени диалекты обслуживали в качестве орудия общения сферы быта и примитивного производства.

Для эпохи первобытнообщинного строя, наряду с диалектной дифференциацией, была характерна и языковая дифференциация. Отдельные группы родственных племен в результате расселения по большой территории или каких-либо других событий оказывались изолированными друг от друга, и соответственно группировки племенных диалектов, обособляясь, давали начало отдельным самостоятельным родственным языкам и группам близкородственных языков.

Жившие по соседству близкородственные племена, говорившие на разных племенных диалектах одного языка, в процессе общения друг с другом в определенных условиях создавали, вырабатывали особые наддиалектные формы речи, так называемые койне. Койне – это диалектные формы речи стилистически высокого типа. Например, у восточных славян существовало койне публичных выступлений (на вече), религиозно-ритуальное койне (в богослужении и религиозных обрядах), устно-поэтическое койне (язык фольклора), юридическое койне (язык «Русской правды» – только получили письменность – и такой отточенный язык; причиной послужило существование юридического койне с набором специфических юридических клише в устной форме).

В эпоху разложения первобытнообщинного строя родственные племена объединялись в союзы, происходило образование союзов родственных племен (у восточных славян – кривичи, древляне, поляне, вятичи – это племенные союзы восточно-славянских племен). Каждый такой союз характеризовался языковой общностью, выраставшей на основе родственных племенных диалектов.

Каждому союзу был присущ свой собственный язык, на роль которого выдвигался один из племенных диалектов. Остальные племенные диалекты продолжали существовать в союзе родственных племен в качестве диалекта языка этого союза.

 

2. Язык народности

Дальнейшее разложение первобытнообщинного строя, возникновение имущественного неравенства привело к становлению классового общества и его неизбежного спутника – государства. Для одних народов первой формой классового общества являлось рабовладение. Другие, в том числе славяне, минуя рабовладение, перешли от первобытнообщинного строя к феодализму.

Основной этнической единицей эпохи рабовладения и эпохи феодализма явилась народность, которая образовалась путем закрепления союза родственных племен или нескольких таких союзов (например, древнерусская народность) за определенной территорией.

Народность имела свой язык. Языковая общность народности вырастала из языковой общности союза родственных племен или нескольких таких союзов (союз восточно-славянских племен).

Эпоха феодализма характеризовалась, отличалась существованием феодальных земель, мелких самостоятельных полугосударств (княжества, фе о ды).

В условиях натурального хозяйства и мелкотоварного производства (сама феодальная земля производила для себя все необходимое) связи между феодальными землями были случайны и слабы. Широкие объединительные тенденции отсутствовали. Это приводило к обособлению феодальных земель, к их относительной самостоятельности.

Территория и представители народности в этот период были разобщены, распределены между рядом феодальных земель (новгородское, тверское княжества и т. д.). Это обусловило такое положение, при котором язык народности переживал ряд характерных процессов.

На территории феодальной земли происходила унификация диалектных различий старшей поры, связанных с племенными диалектами. Феодальная земля обычно складывалась на территории нескольких племен или даже нескольких племенных союзов. Вследствие этого феодальная земля при своем возникновении включала в себя население, имевшее в своем языке известные различия. С течением времени, однако, полное экономическое, политическое и культурное единство на территории феодальной земли обусловливало, создавало, продуцировало и полное языковое единство. В то же время слабость и спорадичность связей между феодальными землями приводила к тому, что в рамках отдельных феодальных земель вырабатывались, складывались свои языковые черты и особенности, в результате чего языковые единства феодальных земель с течением времени превращались в территориальные диалекты языка народности.

Территориальные диалекты в условиях феодализма были основной формой существования языка народности. Они существовали в устной форме и обслуживали народность в сфере быта и в сфере производства.

В то же время наряду с территориальными диалектами в эту эпоху имели место и другие формы существования языка: продолжали жить некоторые койне (устно-поэтическое койне, язык фольклора даже переживал период расцвета), и в то же время для этой эпохи характерны интердиалекты и литературный язык.

Койне – греч. «общая» – в лингвистике – наддиалектные формы устной речи стилистически высокого типа. Расцвет койне приходится на эпоху позднего периода первобытнообщинного строя. Близкородственные племена, живущие по соседству, вырабатывали различного рода койне, которыми пользовались при межплеменном общении. Как полагают ученые, у восточных славян в 8-9 веке существовало устно-поэтическое койне, религиозно-ритуальное койне, койне публичных выступлений, юридическое койне.

Интердиалекты образовались в границах крупных населенных пунктов (городов). Город включал в свой состав население различных диалектных зон, которые пользовались различными территориальными диалектами. В рамках города в процессах постоянного взаимообщения его жителей диалектные различия образовывали единую языковую систему, складывалась наддиалектная языковая форма, которая получила название интердиалекта. Интердиалекты, как и диалекты, существовали в устной форме и обслуживали жителей городов только в сферах бытового общения и производства.

В то же время для эпох рабовладения и феодализма (периоды существования народности) уже был характерен литературный язык.

Литературный язык представлял собой обработанную форму языка народа. Она образовалась путем отбора из системы, арсенала народно-разговорной речи определенных средств, их преобразования, упорядочения, регламентации под углом зрения определенных критериев. Литературный язык создавался с целью общения во времени и на расстоянии.

Для литературного языка характерны две специфические черты:

1) как обработанной форме языка литературному языку в той или иной мере присуща такая черта, как наддиалектность, наддиалектный характер;

2) его полифункциональность (многофункциональность): литературный язык обслуживает целую систему общественных функций.

Глобальными функциями языка являются коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная функции.

Что же такое общественные функции языка? Это понятие имеет определенную специфику. Общественная функция языка – это коммуникативная функция языка в ее соотнесении, соотношении с различными сферами деятельности народа. Например, язык обслуживает сферу быта, производства, организованного обучения, СМИ, сферу науки, культуры, общественно-политической жизни и т. д.

Литературный язык характеризуется системой таких функций и сфер. Наддиалектность и полифункциональность как специфические черты литературного языка наиболее ярко и полно проявляются у литературного языка национальной эпохи. Но эти черты в той или иной мере были присущи также литературным языкам народностей в эпоху рабовладения и феодализма. В рамках рабовладельческой и феодальной формаций (в эпоху существования народности) литературный язык имел только письменную форму, был лишен устной формы, которая возникла позже, в эпоху капитализма.

В ряде случаев роль литературного языка выполнял иностранный язык (малопонятный широким народным массам).

Так для народов центральной и западной Европы литературным языком служил латинский язык. На переднем и среднем Востоке роль письменно-книжного литературного языка выполнял классический арабский язык.

У всех славян в качестве литературного языка использовался старославянский язык, представлявший собой письменную фиксацию одного из диалектов древнеболгарского языка (диалект города Солунь). В силу большой структурной близости всех славянских языков в эпоху раннего феодализма старославянский язык как книжно-письменный литературный был понятен всем славянам. Это обстоятельство способствовало созданию высокого уровня письменной языковой культуры. В этом случае, когда литературный язык формировался на базе родного для народности языка, он как обработанная сущность имел наддиалектный характер. Но эта наддиалектность не отличалась той полнотой, которая стала характерной для национальных литературных языков. В условиях феодализма это была наддиалектность регионального характера. Это значит, что литературный язык формировался на базе определенного диалектного региона путем отвлечения от его первичных, т. е. наиболее ярких диалектных признаков и черт, при сохранении вторичных (секундарных) диалектных признаков или их части. Это привело к тому, что литературные языки народностей отличались наличием в них региональных диалектных признаков, т. е. известной областной (местной) окрашенностью. Литературные языки народности были полифункциональны, т. е. обслуживали народность в области государственно-административной деятельности, науки, в сфере философско-религиозной, в сфере художественной литературы. Вследствие этого литературные языки уже обладали известной функционально-стилевой дифференциацией (признаками становления функциональных стилей). Характерной чертой литературных языков народностей была узость их социальной базы: ими владели только представители социальной верхушки (феодалы, чиновники, ученые, писатели, поэты). А таких людей в то эпоху, как писал Филин, было достаточно мало. Единственной доступной формой языка для народности были территориальные диалекты. Таким образом, территориальные диалекты были основной формой существования языка народности.

В соответствии с условиями жизни народа при феодализме специфичным было и состояние нормы литературного языка. Норма имела узуальный характер (лат. узус – применение, правило, обычай). Это значит, что норма литературного языка не была строго ориентирована на общепринятое употребление.

 

3. Национальный язык и формы его существования

Основная форма существования языка в национальную эпоху

Судьба территориальных диалектов в национальную эпоху

Характерные черты современного этноязыкового состояния мира

Капиталистическая формация характеризуется интенсивным развитием производительных сил. В результате этого развития устраняются все перегородки между различными территориями в рамках одного народа, происходит слияние местных рынков в единый централизованный рынок. Экономическая концентрация сопровождается политической концентрацией. На смену обособленным феодальным землям приходят большие государства с крепкой централизованной властью.

В еще большей мере эти процессы свойственны эпохе социализма, основной этнической единицей которой является нация. Национальную эпоху характеризуют единство территории, экономики, культуры и языка. Для этой эпохи характерны объединительные тенденции. Экономическая и политическая концентрация как явление общественной жизни, характерное для национальной эпохи, приводит к тому, что в процессах повседневного общения друг с другом сталкиваются представители различных частей территории, носители различных территориальных диалектов.

В эту эпоху прекращается образование новых диалектных различий, а уже имеющиеся диалектные различия начинают постепенно нивелироваться, сглаживаться. С другой стороны, сложившиеся в эпоху феодализма территориальные диалекты в этих условиях превращаются в тормоз на пути беспрепятственного общения представителей одной нации. Территориальные диалекты в национальную эпоху превращаются в пережиточное, реликтовое явление и отходят в языковой ситуации на задний план, становятся достоянием лишь небольшой части малообразованных крестьян. Возникает потребность в единой для всех членов нации форме национального языка. Такой формой становится литературный язык.

Основной формой существования языка в национальную эпоху становится литературный язык.

Литературный язык национальной эпохи отличается рядом черт.

1) Литературный язык представляет собой наддиалектное образование. Однако эта наддиалектность имеет качественно иной характер, чем наддиалектность регионального языка эпохи феодализма. Это наддиалектность не регионального характера (как в эпоху феодализма), а универсального характера.

Национальный литературный язык складывается и существует как единое в рамках языка народы наддиалектное образование, лишенное региональных проявлений. Это высшая форма наддиалектности, необходимая для того, чтобы национально-литературный язык мог обеспечить беспрепятственное общение всех наций.

2) Национальный литературный язык всегда формируется на основе родного для народа языка.

3) Национальный литературный язык проникает во все сферы, во все области общественной жизни нации, вытесняя из сферы быта и производства диалекты и интердиалекты. В связи с этим национальный литературный язык приобретает две формы существования: письменную (книжно-письменную) и устную (устно-разговорную).

4) Общественная жизнь нации богаче общественной жизни народности, поэтому полифункциональность литературного языка проявляется более последовательно и глубоко. Национальный литературный язык обслуживает сферу быта, производства, организованного обучения, массовой коммуникации, науки, литературы, искусства, государственно-административного управления.

5) Именно в национальную эпоху литературный язык приобретает четкую функционально-стилевую дифференциацию.

6) Национальный литературный язык отличается чрезвычайной широтой своей социальной базы. Он становится достоянием широчайших слоев населения, интенсивно вытесняя территориальный диалекты из городской, а затем и из других сфер.

7) Литературная языковая норма носит кодифицированный характер. Под кодификацией в науке понимается сознательное установление определенных нормативов и обязательность следования этим нормативам со стороны всех членов общества. Кодифицированный характер литературной языковой нормы – необходимое условие существования национального литературного языка, обеспечивающее его единство.

В современную эпоху литературный язык является основной формой существования языка нации.

В эпоху нации существует форма просторечия, обслуживающая низкокультурные слои городского населения (первая функция просторечия). Просторечие образовано на основе интердиалектов предшествовавших эпох. Характерная черта просторечия - противопоставленность литературной норме. Позднее просторечие приобретает вторую функцию: элементы просторечия используются носителями литературного языка в целях повышения экспрессии речи, поскольку просторечие отличается повышенной экспрессивностью.

 

 

Итоги

 

1. Эпоха первобытнообщинного строя:

• основная этническая единица – племя;

• основная форма существования языка племени – племенной диалект (или диалект племени).

 

2. Эпоха рабовладения и феодализма:

• основная этническая единица – народность;

• основная форма существования языка народности – территориальные диалекты.

 

3. Современная эпоха:

• основная этническая единица – нация;

• основная форма существования языка нации – литературный язык.

 

Процесс глобализации характеризуется следующими чертами.

А) выработка согласованной политики во всех областях мировой жизни

Б) создание общенародных организаций

В) создание единой валюты

Г) культурное сближение ведущих демократических стран мира

В условиях глобального общества проявляются следующие признаки языка? Запишите ответ.

A) языки ведущих наций приобретают статус общенародных языков

Б) формируется категория «мировой язык»

B) в мире сокращается количество языков

Г) активно расширяется интернациональный словарный фонд

Кодификация

A) сознательное установление строгих норм

Б) обязательность следования нормам

B) является нормой для всего языкового коллектива

Г) представляет собой мощный фактор обеспечения языкового единства нации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: