Дайте определение педагогико-профилактической техники сотрудника.




 

Значение и сущность педагогической техники. Мало пони­мать, что делать, мало хотеть — надо еще знать как. Это относит­ся и к педагогическим аспектам в правоохранительной деятельно­сти. Как действуют те сотрудники правоохранительных органов, которым удается понять, учесть педагогическую составляющую своей деятельности и, повлияв на педагогические явления, связан­ные с ней, обеспечить профессиональный успех? Изучение опыта показывает, что они выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые педагогикой к такому компонен­ту педагогического мастерства и деятельности, который именуется педагогической техникой. Причем чем чаще они это делают, чем более осознанно и компетентно используют их, чем выше профес­сионально-педагогическая подготовленность, тем выше и успех.

Педагогическая техника сотрудника [73] - совокупность педа­гогических действий, средств и приемов, адаптированных к спе­цифике правоохранительной деятельности и используемых в ин­тересах получения максимального педагогического результата. В сегодняшнем виде она уже не продукт эмпирического обобщения, но и научного осмысления юридической педагогикой, сделанного с опорой на данные общей педагогики.

Педагогическая техника сотрудника, правоохранительных ор­ганов в своей основе включает технику владения словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при практическом учете педагогических аспектов и ре­шении педагогических задач, включенных в правоохранительную деятельность.

Видное и своеобразное место в педагогической технике со­трудника занимают педагогические действия — отдельные состав­ляющие профессиональной правоохранительной деятельности, возникающие и используемые при наличии педагогического наме­рения и желания достигнуть определенного педагогического ре­зультата. К важнейшим из них относятся:

- педагогическое наблюдение - действие, подчиненное же­ланию собрать педагогическую информацию при непосредствен­ном восприятии людей, групп, событий и пр.;

- педагогический анализ — действие по осмыслению и оцен­ке педагогической информации, а также ситуаций, процесса, ре­зультатов;

- принятие педагогического решения — действие, связанное с поиском путей достижения нужного педагогического результата и разработкой мер по его достижению;

- педагогическое общение, - действие по установлению не­посредственного контакта с лицами и группами, представляющими
профессиональный интерес и подчиненное обмену информацией,
педагогическому изучению, педагогическим воздействиям, просле­живанию происходящих психолого-педагогических изменений и достигаемых результатов;

- педагогическое воздействие — действие, ориентированное на достижение педагогического результата с использованием всех возможных средств, условий, приемов, способных оказать педаго­гическое и социально-педагогическое воздействие;

- педагогическая оценка — действие, проводимое для отчет­ливого понимания того, какой промежуточный или итоговый ре­зультат достигнут.

Педагогические действия реализуются с помощью особых пе­дагогических приемов, а также средств (слова, голоса и др.). Пе­дагогическая техника связана с психологической, но ее специфика — в подчинении ее достижению максимально возможного педаго­гического — образовательного, обучающего, воспитательного, раз­вивающего результата. Ведь в любой деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, мето­дов, способов и приемов ее достижения.

Психотехника — вроде бы мелочи, детали, но это такие ме­лочи, тонкости в работе, которые отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастерство -всегда тонкости. Мастер подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее.

Владение педагогической техникой нужно всем сотрудникам, но с различиями в объеме и совершенстве, определяемыми тремя различными видами их профессионально-педагогической подго­товленности.

Педагогическая техника использования речевых и нерече­вых средств [74]. К речевым средствам относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит слово, как основной феномен речи; к неречевым — мимика, жестикуляция; к обстановочно-поведенческим - поза и передвижения говорящего, социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка. Педагогическая техника каждой группы средств имеет свои тонко­сти но успех приходит при комплексном использовании их. Мно­гие практические работники являются мастерами в пользовании ею, но значительная часть не владеет ею.

Речь использование языка для передачи информации, воздействия на чувства, отношения и поведение собеседника. Слово - основной инструмент юриста, сотрудника правоохранитель­ных органов. «Слово — великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем»[75], — писал выдающий­ся русский юрист и пропагандист высокой профессиональной культуры П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). Надо владеть техни­кой использования слова. Совет А.Ф. Кони: «Пусть не мысль ва­ша ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушате­лей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном распоряжении»[76].

Надо уметь говорить ясно, понятно, образно, точно, логично, подбирать яркие, впечатляющие слова и выражения. Многословие всегда малопонятно и свидетельствует об отсутствии ясной мысли у говорящего. Истинную ценность представляют лишь те выска­зывания, в которых, по замечанию А.Ф. Кони, «самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами»[77]. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. При разговоре с гражданами злоупотребле­ние юридической терминологией и формулировками в большинст­ве случаев непродуктивно.

Плохое впечатление производит речь сотрудника, если она за­сорена и словами-паразитами типа: «так сказать», «как говорит­ся», «значит», «понимаешь», «ну», «так», «в некотором роде», «и так далее», «и вот», «в общем и целом», «надо сказать», «говоря откровенно» и пр. или «мычащими» и «блеющими» звуками – «м-м-м-м...», «э-э-э-э...». Обязательно соблюдение норм слово-Употребления, произношения, ударения и грамматики. Нарушения этих норм вряд ли напрямую отразятся на профессиональных дей­ствиях, но неприятное впечатление на граждан производят, под­мечаются, расцениваются как проявление низкой культуры, порой и умственных способностей, а становясь предметом насмешек, ма­ло способствуют повышению авторитета юриста.

Педагогическая речь опытных сотрудников отличается выра­зительностью слов и интонаций (экспрессии), ясностью произно­шения, нужной громкостью, использованием разнообразных сло­весных оборотов, ярко сформулированных выражений, примене­нием уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

Слово действует не только своим содержанием и интонацией, но и всем комплексом «обрамляющих» его неречевых средств — мимики, жеста, позы, походки. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: