Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка
I Общие сведения (Ф.И.О., возраст, класс, общее физическое развитие, состояние здоровья),
Семейные условия. Культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, отношения к ребенку: его учебным и трудовым обязанностям в школе и семье, режим и что делается для создания нормальных условий жизни ребенка в семье.
II Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам).
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).
4. Способность к учению:
- особенности внимания (степень развития произвольного внимания, устойчивость, способность к распределению);
- осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;
- уровень и характер развития памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами произвольного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);
- развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения).
- соотношение творческого и воссоздающего воображения.
5. Старательность в учебной работе
6. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).
7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.).
8. Средства повышения сознательности и самостоятельности данного ученика в обучении.
III Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)
1. Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное, заинтересованность в смысле своего труда, любовь к труду, что именно наиболее привлекательно в труде - процесс работы, сделанная вещь или овладение трудовыми навыками).
2. Наличие трудовых навыков и умений, легко ли они приобретаются?
3. Организованность и дисциплинированность в труде.
4. Привычка к длительным трудовым усилиям.
5. Каким видам труда отдается предпочтение.
IV Направленность личности учащегося и специальные способности
1. Интересы (перечислить все, чем интересуется ученик: техникой,
Рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием, политикой и т.д.); характер интересов с точки зрения их глубины и активности; особо осветить интерес к чтению (любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).
2. Наличие особых способностей к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и т.д.) и их проявление.
3. Мечты и планы на будущее (отмечаются в характеристиках учащихся, начиная с 6-го класса).
V Дисциплинированность
1. Общая характеристика поведения (спокойное, сдержанное, ученик проявляет излишнюю подвижность, непоседлив).
2. Соблюдение школьного режима (соблюдается, причины нарушений; нарушает намеренно, по небрежности, ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.).
3. Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению; часто ли ученик отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины и их причины.
4. Степень дисциплинированности в различных условиях. Мотивы дисциплинированности
5. Меры воспитательного воздействия на данного ученика, результаты принятых мер.
VI Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
1. Положение в коллективе (пользуется любовью, авторитетом; чем определяется то или иное отношение).
2. Отношение к товарищам по классу (любит их, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина)
3. Удовлетворенность своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?
4. Отношение к школе (дорожит ли пребыванием в ней, что особенно ценит).
5. Отношение к учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает их, кого и за что).
6. Отношение к общественным поручениям и качество их выполнения.
7. Мотивы общественно правильного поведения.
8. Методы повышения активности и самостоятельности ученика в обще коллективной деятельности.