Профессионально важные качества




Контрольная работа

по дисциплине «Профессионализм в сфере ФКиС»

 

 

Тема: «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФКиС»

 

 

Выполнил: студент 1курса,

заочного отделения магистратуры

Томилов Виктор Владимирович

Работу проверил: д.п.н., профессор Костюченко В.Ф

 

Санкт-Петербург - 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ С

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФК и С

1.1 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………..…………..4

1.2КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………6

1.3 МАССОВЫЙ СПОРТ……………………………………………….…...……9

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОГРАММА

2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИГРАММЫ………………………...………..12

2.2 ПРОФЕССИОГРАММА ТРЕНЕРА ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ..……...14

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17

ЭССЕ «Как я вижу себя в профессии»…….……………………………..…….19

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта является одной из важных составляющих института образования в каждой стране. В то же время эта система входит в качестве существенной части в ту сферу социальной деятельности, которая связана с физической рекреацией населения, спортом, активным досугом, физическим воспитанием детей и молодежи. Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных вузах складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять "лицо" всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе.

Вряд ли у кого-либо может вызывать сомнение тот факт, что именно характер кадровой инфраструктуры отрасли в значительной степени влияет на самые разные стороны процессов, происходящих в той или иной области социальной практики, на успешность ее функционирования в конкретных социальных, экономических, политических условиях. Ведь именно кадровая инфраструктура, наряду с материально-технической, организационно-управленческой и научно-информационной, образует те "опорные точки", на которые опирается и на которых основывается любая отрасль деятельности. Посредством этих важнейших для каждого вида социальной практики инфраструктурных подсистем, обеспечивается сама возможность реализации целей и задач той или иной отрасли, ее полномасштабное функционирование и развитие.


ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФК и С

1.1 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Председатель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Н. Вепа подчеркивает возрастающую роль физической культуры в современном мире. Физическая активность является мощным фактором укрепления здоровья, эффективным средством снятия стрессов, профилактики асоциального поведения и наркомании. В связи с этим очевидна ярко выраженная экономическая значимость физической культуры. Дефицит двигательной активности негативно сказывается на развертывании всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека [3]. Большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. "Физическая культура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности". Оптимальная двигательная активность человека - необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.Занятия физической культурой для всех детей должны рассматриваться как необходимые инвестиции в будущее общества. Занятия физической культурой оказывают положительное влияние на психическое развитие детей, способствуют социализации личности, снижают показатели вредных привычек у молодежи, а также вероятность ухода подростков из школы[11].

Участники Всемирного саммита (Берлин, 3-5 ноября 1999 г.) по физической культуре под патронажем МОК, ЮНЕСКО и ВОЗ были единодушны во мнении об огромной социальной роли физической культуры. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания. Физическая культура является интегративным предметом в школьной программе и вносит существенный вклад в общий процесс образования детей, воспитание гармонически развитой личности.В процессе физкультурной деятельности через эмоционально окрашенное общение происходит активное усвоение индивидуумом социально значимых ценностей, норм и знаний, реализуется процесс самопознания, идет формирование собственного "я" по укреплению здоровья, повышению самооценки и чувства самодостаточности.

Отношение к физической культуре в странах бывшего социалистического пространства такое, какое было в странах Запада примерно 50 лет назад. В странах Запада около 2/3 населения занимается массовым спортом, а в странах Восточной Европы - от 8 до 12%. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что население постсоциалистического пространства все еще не осознает важности и без альтернативности оптимального двигательного режима в деле укрепления функциональных систем организма; снижения негативного влияния гипокинезии и гиподинамии на организм[8].


1.2 КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная наука и производство развиваются по линии одновременной интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических наук. Прогрессирующий рост творческого компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает на первый план уровень общеобразовательных знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию специалиста[7].

Овладевая основами педагогических и естественно-научных знаний, обучаемый закладывает фундамент своего профессионального мастерства. Возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественно-научных дисциплин и базовых видах двигательной активности. Современный специалист должен быть социально активным, способным воздействовать на рынок труда, формировать его.В педагогическом образовании должен превалировать синтез над анализом, индукция - над дедукцией. Любые знания приобретают ценность лишь в том случае, когда ими руководствуются в процессе деятельности. Эффективность педагогической деятельности детерминирована профессионально-педагогическими умениями.Рост профессионализма специалистов связан с повышением как фундаментальной, так и узкоспециальной подготовленности. Основы профессиональной подготовки находятся в наименьшей зависимости от конъюнктуры рынка труда, а, значит, учебные планы базового уровня образования могут быть унифицированы в рамках Европейского Союза с целью придания системам подготовки кадров различных стран приемлемой.Эффективность любой деятельности определяется двумя интегративными факторами - мотивацией субъекта и его способностью к данной деятельности. Полученные в вузе знания стремительно устаревают и требуют постоянного их обновления. В процессе обучения в вузе у студентов, наряду с формированием необходимых знаний, умений и навыков, необходимо продолжать процесс профессиональной ориентации или мотивации к производственной деятельности в области физической культуры. Педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога[7].

В основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и социальному росту.В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выдвигается наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности[7].

Для спортсменов высокого класса характерна направленность спортивной деятельности "на себя", которая потом приводит к снижению их социальной активности в профессиональной деятельности, не адекватной оценке реальной ситуации. Отмечается, что высокая эмоциональная насыщенность спорта чревата эмоциональным истощением спортсменов. Кроме этого, лица, достигшие больших высот в спорте и в своей профессиональной деятельности, руководствуются, в первую очередь, собственным опытом, а не логикой реалий педагогического процесса.Всего 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень научно-педагогических требований. Отсюда следует, что более чем 80 % таких специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, то есть репродуцируют опыт предыдущих поколений. Следует понимать, что для специалиста важны умения не только в избранном виде, но и по основным видам двигательной активности. Знания о физической культуре, здоровом образе жизни положительно влияют на познавательный компонент отношения и мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Наиболее выраженным эффектом по формированию положительного отношения к физической культуре имеют занятия, проводимые педагогами, имеющими высокую компетенцию в данной области и коммуникативные способности. Положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о благотворном влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека.

Выпускники физкультурных вузов являются главными действующими лицами по внедрению физической культуры «в массы», и «для воспитания потребностей в занятиях физическими упражнениями огромную роль играют пропаганда и агитация». В современных условиях коммуникативный компонент профессиограммы специалиста в сфере физической культуры приобретает особое значение. В физкультурном образовании населения является проблема популяризации физической активности среди учащейся молодежи. В настоящее время очевидно противоречие между возрастающими потребностями общества и неготовностью специалистов сферы физической культуры активно воздействовать на ментальность населения и формировать рынок труда. Противоречие усугубляется в связи с большой развитостью невербального общения и низким уровнем самопрезентации специалистов в сфере физической культуры. Только социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать достойное положительное отношение людей к физической культуре. Одним из путей активизации учебного процесса является обучение студентов навыкам эффективного общения - чисто человеческого резерва повышения качества многих видов деятельности. Д. Карнеги выделяет коммуникабельность как ведущее качество в работе с людьми. Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового образа жизни с использованием СМИ[10].

Реализовать свой профессионально-педагогический потенциал специалист может только в конкретных социальных условиях. В сложившемся социуме специалисту предоставляется возможность активно воздействовать на рынок труда, формировать и трансформировать его. Насколько эти возможности окажутся действительными, зависит, в первую очередь, от личностных качеств и организаторских способностей специалистов. Под воздействием объективных обстоятельств меняются субъективные факторы организационно-педагогической деятельности в сфере физической культуры, меняется идеология, менталитет, характер мышления как у специалистов, так и у населения. От специалистов физической культуры в настоящее время требуется расширение их сферы деятельности от работы с детьми дошкольного возраста до работы с людьми пожилого и старческого возраста, включая и физкультурное образование людей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, хронические заболевания и инвалидность [5].

 

1.3 МАССОВЫЙ СПОРТ

Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении в соответствии с теми основными формами спорта, которые установились в обществе на современном этапе. Можно сказать, что существуют две основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений. Первая является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества: массовый спорт относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии. В этой форме реализуются, прежде всего, общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта. Массовый спорт – основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений [2].

Переходя к роли массового спорта в современном обществе, можно утверждать, что массовый спорт - это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта - преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий. Развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и низкая зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к серьезному отставанию от требуемого уровня. Решение этих проблем требует постановки масштабных задач по преобразованию содержания и инфраструктуры физического воспитания [8].

Система массового спорта обладает определенной самостоятельностью в целостной социальной системе общества, выступая в этом случае, как социальная подсистема. Сфера массового оздоровления граждан, социальная система спорта, в силу своей специфичности имеет относительную автономию в отношении других социальных подсистем. Вместе с тем, социальная подсистема спорта, самым активным образом взаимодействует с непосредственно связанными с ним подсистемами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Спорт оказывает значительное воздействие на социально-экономические и политические процессы любого современного общества. В связи с этим, государственной пропаганде «здорового образа жизни» и развития человеческого потенциала, принадлежит особое место в процессе становления спорта, как специфической инфраструктуры современного массового движения. Специфическая регулирующая роль государства в сфере развития физической культуры и спорта, укрепления общественного здоровья и развития человеческого потенциала заключается в коррекции социальной стратификации, в утверждении и гарантировании равных прав граждан России на всестороннее развитие личности и общества. Целью государственной политики в этой сфере является формирование гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности и самореализации граждан; формирование здорового образа жизни населения, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде; создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.

 


ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОГРАММА

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИГРАММЫ

Профессиограмма(от лат.Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

- Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себяпсихограмму- портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

- Психологическаяпрофессиограммаполучается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

- требования к должностным обязанностям работника.

- требования к рабочему месту.

- возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника.

- варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы[10].

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия - профессионально значимые требования к работнику - профессионально важные качества - уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам - методы исследования - ранжирование уровня развитости ПФС - нормы оценки ПВК - психограмма - профессиональный отбор и адаптация работника - прогнозирование его профессионального маршрута - виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Методологические принципы разработки профессиограмм:

1. Системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника.

2. Целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности.

3. Практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования.

4. Научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний.

5. Эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

 

 

2.2 ПРОФЕССИОГРАММА ТРЕНЕРА ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ

Содержание труда

Работа тренера по тяжелой атлетики состоит из подготовки и проведения занятий со спортсменами-тяжелоатлетами. Тренер приходит в спортзал по своему расписанию, переодевается в специализированную форму, подготавливает необходимый для занятий инвентарь, проверяет состояние зала, снарядов, тренажеров. Встречает пришедших на занятия спортсменов, приветствует их, спрашивает о самочувствии, настроении. Распределяет занимающихся для занятий по залу, согласовывает с ними программу тренировки. Содержанием конкретных занятий в тяжелой атлетике могут быть упражнения как специальной физической подготовки, так и общей физической подготовки. Тренер в области тяжелой атлетики должен ориентироваться в различных видах спорта, что бы вводить элементы других видов в тренировочный процесс. Во время проведения занятий тренер, не только сам показывает, выполняет упражнения со снарядом, но и обучает занимающихся, следит за их состоянием, и технический выполнением. Даст рекомендации, отвечает на вопросы. Количество занятий в день или в неделю, может варьироваться в зависимости от цикла подготовки спортсменов. Занятия по тяжелой атлетике относятся к индивидуальным. Это связано со спецификой данного вида спорта. Тяжелой атлетикой занимаются не только взрослые, но и дети, предпочтительно старших классов. Есть ряд случаев, когда начинают тренироваться с начальных классов, но это скорее исключение из правил.

Должен знать

Тренер по тяжелой атлетики должен знать основы анатомии, физиологии, биохимии, психологии, педагогики, владеть теоретическими и методическими основами физической культуры и спорта. Должен сам уметь отлично выполнять те упражнения, которые показывает, быть в состоянии четко объяснить любое движение, уметь обучать людей разного возраста и разного уровня подготовленности, подбирать упражнения, грамотно распределять нагрузку, оценивать состояние занимающихся.

Профессионально важные качества

  • необходимая спортивная подготовка;
  • уверенность в себе;
  • коммуникативные качества.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: