Индивидные свойства человека




Психология как наука. Отрасли психологической науки

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Но уже Аристотель предложил трактовку души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психического на Западе.

Отрасли психологии:

1. Психология конкретной деятельности (психология труда, юридическая психология, военная психология, педагогическая психология)

2.Психология развития (возрастная психология)

3. Психология аномального развития (сурдопсихология)

4.Сравнительная психология (зоопсихология, гендерная психология)

5. Социальная психология (психология отношения личности в обществе)

Методы психологии

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Индивидные свойства человека

-Нейропсихологические - связаны с особенностью функционирования головного мозга, с патологией или активизацией тех или иных отделов мозга.

-Нейродинамические - связаны с особенностью процесса возбуждения в нервных клетках со скоростью прохождения нервного импульса.

-Возрастные - связаны с особенность созревания (увядания) организма и прежде всего нервной системы, определяет сензетивные перемены в развитии человека.

Для развития интеллекта сензетивный период - юнешеский возраст.

-Половые - определяют гормональные особенности и конституцию человека, что откладывает отпечаток на формирование черт личности мужчин и женщин. Женщины отличаются от мужчин большей эмоциональной направленностью, направленной на другого человека, эмпатийностью (умение точно определять настроение другого человека). У них лучше развиты вербальные способности

- Конституционные - особенности телосложения, внешнего облика, формы лица, цвета волос и т.д.

-Сенсомоторные - особенности органов чувств и органов движения, которые порождают ощущения, из которых строятся образы внутреннего мира. Аномалии органов чувств отражаются на особенностях внутреннего мира и личности в целом. Уровень развития органов чувств - предпосылка для развития способности человека.

4. Типы темпераменты и типы нервной системы -Типы темперамента и нервной системымы по И. П. Павлову, Гиппократу и К. Галену

Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому

Описание темперамента по Н. И. Красногорскому

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии — сангвиник

1. Сангвиник. Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип — флегматик.

2. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко пораженных эмоций, жестикуляции и мимики

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип — холерик

3. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Слабый тип — меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов — меланхолик

4. Это анергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утоляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые.

Условные реакции образуются медленно, после многих сочетании безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.

5. Психологическая структура личности - Структура личности Зигмунда Фрейда

Сознание - то, что человек может осознавать в своем поведении. Сознание руководствуется принципом реальности.

Сверх-сознание - то, что сформировалось в личности под влиянием родительского авторитета, норм и запретов общества. Это моральная инстанция личности. Руководствуется принципом дома (?)

Безсознательное - огромный пласт личности, который подпитывается так называемой энергией жизни - либидо и руководствуется принципом удовольствия.

Ареной конфликта между внутренними импульсами, ограничениями общества и его нормами является сознание. Для уравновешивания этих конфликтов оно создает механизм психологической защиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: