по дисциплине «Педагогика»




 

1. Предмет педагогики как науки, функции и задачи.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни. Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как "ведение ребёнка", "детовождение"), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека. Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие: - объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития); - преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания); - прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики: - выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием; - изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности; - разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами; - прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее; - внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

 

2. Педагог в современном дошкольном учреждении, требования к нему.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач».

Данные составляющие компетентности должны быть указаны в должностной инструкции каждого педагогического работника.

В том случае, когда педагог не обладает той или иной составляющей компетентности, он считается профессионально непригодным работником.

 

2. Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста.

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определённый результат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития.

Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. В случае если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.

Воспитание индивида становится возможным, в случае если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикойзакономерность.На базе данной закономерности педагогика формулируетпринцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями.

Для реализации этого принципатехнологиявыстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности.

В случае если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка ʼʼобратнойсвязиʼʼ, педагогическая работа не может считаться со­ответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви -закономерность.Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания,который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технологиявключает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, ʼʼмажорнымиʼʼ ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемыдля конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, ᴛ.ᴇ. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое зна­чение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха -закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерностьпринцип- уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от ʼʼобученнойбеспомощностиʼʼ.

Этот принцип ложится в основутехнологии, методов, приемов воспитания.Мы часто ʼʼобучаем детей беспомощностиʼʼ: ʼʼТы этого еще не умеешьʼʼ, ʼʼНе берись не за свое делоʼʼ,ʼʼЯтак и знала, что ты разольешь водуʼʼ и т. п.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д.

При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

 

4. Я. А. Коменский – основоположник педагогической науки как самостоятельной отрасли знания.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века. Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог Я.А.Коменский создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-разработал возрастную периодизацию, которая включала четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет предназначается "материнская школа".

Система воспитания Я.А.Коменского характеризуется тем, что автор:

-выдвинул идею природособразности воспитания;

-положил начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни;

-обосновал необходимость наглядных методов в образовательной работе с детьми;

-предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начальные знания из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода: от простого к сложному, от легкого к трудному.

 

5. «Великая дидактика» – целостная теория образования человека.

«Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории.

Центральным трудом педагогической теории Яна АмосаКоменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги звучит следующими образом:Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.

В данном вступлении автор определяет дидактику как универсальное искусство всех учить всему.

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»

Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни».

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать, обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ.

Несколько глав посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.

Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем вчесть имени твоего, все этоот твоихрук".

 

6. Теория «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) – глубокий мыслитель, гуманист, демократ, придерживался теории естественного и свободного воспитания, главный выразитель идеи Просвещения.

Он познал жизнь не из книг, а почувствовал и познал реальную жизнь. Важную роль в жизни Руссо сыграла встреча с образованной настоятельницей монастыря Аннеси, мадам де Варанс, которая долгие годы помогала Руссо. В течение десяти лет он изучал естественные и общественные науки и переехал в Париж. Благодаря рекомендательным письмам его приняли в самых лучших домах Парижа, после отца ему досталось небольшое наследство, но оно позволяло ему жить, не думая о заработке.

В 1753 г. стал работать над романом «Эмиль, или О воспитании». В романе он выразил прямые нападки на церковь и аристократию. «Эмиль» - его теория воспитания,которая в основном применялась на мужчин. В 1761 г. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза».

Педагогические взгляды Ж-.Ж.Руссо. Руссо понимает воспитание как способ общественного переустройства. Воспитанная личность для Руссо, которая добилась развития своих способностей и дарований. Человек должен сохранить естественное состояние. Условием этого является свобода. Ребенок может делать все, что хочет.

Воспитание детей начинается с рождения и все время воспитания Руссо делит на четыре периода:1 период – от рождения до 2 лет;2 период – от 2 лет до 12 лет;3 период – от 12 лет до 15 лет;4 период – с 15 лет до совершеннолетия (период бурь и страстей).

На ребёнка воздействуют 3 фактора воспитания:

- природа(осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств;

- люди(воспитание людьми — этo приучение чел. использовать развитие этих способностей и органов;

- предметы и явления(восп-е от вещей — это собственный опыт чел., приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Задача воспитания – сгармонизировать действия этих факторов.

В непосредственной связи с естественным воспитаниемРуссо поставил и свободное воспитание. Он требовал уважать личность ребёнка, считаться с его интересами и запросами.Р. придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребёнок этого не замечает. Он организует всю среду, все окружающие ребёнка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

В раннем детстве (от рождения до 2 лет) основой всего является физическое воспитание

С 2 лет до 12 лет, по мнениюРуссо, необходимо развивать внешние чувства ребенка. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям.

От 12 до 15л ребёнок, поРуссо, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребёнкаРуссо развивал оригинальную методику получения знаний ребёнком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений.

Наступает 4 период(от 15 л) нравственного воспитания, а оно может быть только в обществе.

Руссо выдвигает 3 задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства.

Воспитание добрых суждений осуществляется, поРуссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел. В этом возрастеРуссо считал необходимым половое просвещение.

Прежде всего, он предлагал устранить все вредное, возбуждающее.Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. воспитатель не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию ребёнка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что юноша сам придет постепенно к познанию божественного начала.

 

7. Концепция развивающего обучения И.Г.Песталоцци.

Швейцарский педагог Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) придавал особое значение дошкольному воспитанию, считая основной задачей формирование нравственного облика ребенка. Г.Песталоцци отвергал нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь к матери, к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков.

Система воспитания Генриха Песталоцци характеризуется тем, что автор:

-выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

-разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

-уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

-в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

-создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

 

8. Теория воспитывающего обучения в педагогической системе И. Ф. Гербарта.

Иоганн Фридрих Гербарт (1746 - 1841) - философ, психолог, математик - один из выдающихся педагогов XIX века.

Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Педагогические сочинения Гербарта («Первые лекции по педагогике» (1835), капитальная «Общая педагогика» (1806), другие работы) отличаются рациональностью, сложностью восприятия.

Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов и основоположений» и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как эмпирической, так и философской педагогики, представители которых исходили из фактов либо из философии. Соответственно он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт».

Главный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии — управление, обучение и нравственное воспитание.

Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и пр.

Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование… без обучения есть цель, лишенная средств». Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у детей «собственных свободных душевных состояний».

Гербарт попытался разделить обучение на преподавание и учение. Он искал некую «естестественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре такие ступени: две - по углублению обучения, две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением - соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя.

 

9. Педагогическая теория великого русского педагога К. Д. Ушинского.

1. Воспитание должно быть народным. Это прежде, всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.

2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.

3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.

5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные», - писал Ушинский.

6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо.

Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора воспитания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.

Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами народа.

 

10. Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского.

Основные концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского определяют гуманизм его педагогики. На первое место в системе работы школы В.А. Сухомлинский ставил воспитание у школьников гражданственности и научного мировоззрения. Он считал, что нравственные убеждения и чувства формируются, прежде всего, в деятельности на благо общества.

1) Любовь к детям: учитель должен, быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств – человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. «Педагогическая любовь» В.А. Сухомлинского – это, прежде всего, уважение к личному достоинству ребенка, постоянная забота о нем, это сложный процесс понимания, изучения ребенка, открытия в нем человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Основной принцип – воспитание добротой, основанной на любви к детям, то есть гуманность.

 

2) Воспитание без наказания было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Грубое отчитывание, разнос, удаления из класса, стояние у парты, оставление после уроков, запись жалобы в дневнике – это признаки бессилия педагога. Страх наказания отдаляет ученика от учителя. Прощение действует сильнее наказания. Наказание В.А. Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже: «самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка». Говоря об оценке как инструменте наказания, В.А. Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов: в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

3) «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Каждый ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, совершенно особый уникальный мир. Необходимо создавать условия для развития каждого, поощрять творческое начинание и поддерживать успех ребенка в учении, верить в ребенка.

4) Выступал против приказных методов воспитания, взаимоотношения в коллективе должны строиться на человечности, дружбе, товариществе и взаимной требовательности.

5) В центре гармонического всестороннего развития стоит высокая нравственность.

Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому – раскрыть в каждом ребенке индивидуальные задатки, наклонности, способности.

«Внимание к каждой индивидуальности – основа основ процесса воспитания».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: