Понятие профессиональной деформации и ее проявления.




 

В настоящее время изучение феномена психического выгорания личности приобретает все большее распространение, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За последнее десятилетие было выполнено огромное количество исследований на эту тему, опубликовано большое количество работ, посвященных данной проблематике.

К настоящему времени сформировалась единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру [3, 6, 7, 8]. Согласно современным данным под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Наиболее известной является трехфакторная модель структуры выгорания, предложенная в работах С. Maslach [6,7]. С позиции данной модели выгорание включает в себя три основных составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное профессиональной деятельностью. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, обращающимся за лечением, консультацией, получением образования и других социальных услуг.

Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у
работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Разработка различных аспектов проблемы выгорания требует использования надежного
психодиагностического инструментария. Среди зарубежных методик наиболее популярной является методика MBI (Maslach Burnout Inventory), разработанная С. Maslach и S. Jackson
(1982), и впоследствии, модифицированная [7].

В отечественной психологии предпринимались попытки создания оригинальных методик
диагностики выгорания, которые опирались, либо на традиционную мультифакторную структуру выгорания [2], либо на процессуальную модель [1]. К сожалению, данные о психометрической
проверке указанных методик либо весьма ограничены, либо отсутствуют совсем, что снижает
возможности их использования в практике.

В этом контексте наиболее качественной измерительной процедурой является Опросник
психического выгорания (ОПВ) для учителей, разработанный А.А. Рукавишниковым [5]. Однако, несмотря на хорошие диагностические возможности этой методики, ограничение области валидности рамками педагогической профессии несколько сужает возможности ее применения, что и послужило причиной разработки опросника психического выгорания, рассчитанного на
широкий круг профессий социального типа.

В межличностных контактах профессионал, характеризующийся наличием выгорания,
становится раздражительным, чрезмерно чувствительным к воздействиям социальной среды.
Эмоциональная черствость по отношению к окружающим людям и, прежде всего, к клиентам (пациентам, ученикам), может сопровождаться вспышками раздражительности и гнева. Это находит свои проявления и в отношении к работе в целом, порождая неудовлетворенность ей.

Высокий уровень выгорания отражается и на когнитивной сфере. Нарушается протекание мышления, появляются расстройства памяти и внимания, что проявляется в снижении концентрации внимания, забывании информации, появлении ошибок в устной и письменной речи. Профессионалу становится трудно выполнять сложные задачи в силу ригидности и схематичности мышления. Принятие решений, особенно в сложных ситуациях, затрудняется, что порождает тенденцию ухода от активного разрешения проблем.

Когнитивные проявления выгорания на уровне межличностных контактов характеризуются циничным и негуманным восприятием своих клиентов. При этом формируется представление о себе как о непогрешимой и значимой личности и убежденность в своей абсолютной правоте.

В профессиональной деятельности в целом, могут возникать аналогичные отрицательно окрашенные представления о своих коллегах и руководстве, формируется излишне критичное отношение к окружающим людям, что может привести к агрессивному поведению, направленному против коллег.

Высокий уровень выгорания приводит к снижению мотивации к работе и жизни в целом.
Это находит свое отражение в противоречии между неким романтическим образом профессии и реальностью, часто связанной с выполнением рутинной работы. Это противоречие, связанное с неоправдавшимися ожиданиями может приводить к ощущению бессмысленности выполняемой работы и ее низкой значимости для общества.

В сфере межличностных отношений, как правило, происходит потеря интереса к реципиентам (клиентам, пациентам, ученикам), возникает безразличие к их нуждам и нежелание решать их проблемы. Вследствие этого могут появляться меркантильных интересов, связанных с использованием реципиентов в своих целях.

Снижение интереса к реципиентам переносится и на отношение к работе в целом, что
связано с отсутствием желания работать, снижением роли духовных ценностей в профессии, низким уровнем морали, нежеланием брать на себя ответственность и инициативу в работе.

Указанные субъективные состояния находят свое воплощение и в поведении работника.
Субъект с высоким уровнем выгорания характеризуется неусидчивостью, гиперактивностью, неспособностью концентрироваться на чем-либо. Его поведение отличается импульсивностью, прямолинейностью, с одной стороны, и нерешительностью, склонностью откладывать дела со дня на день — с другой. Межличностный уровень характеризуется двумя формами поведения. С одной стороны, наблюдается агрессивное поведение по отношению к окружающим, что порождает конфликты, как на работе, так и в семейной жизни. С другой стороны, может иметь места тенденция к социальной изоляции, избеганию контактов с людьми.

Рабочее поведение субъекта характеризуется уменьшением продуктивности профессиональной деятельности и нарушениями трудовой дисциплины. Это может проявляться в опозданиях и преждевременном уходе с работы, увеличении количества пропущенных дней по болезни. Профессиональная активность характеризуется отсутствием творческой инициативы и нежеланием менять что-либо в своей работе, безразличием к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Другими объективными проявления высокого уровня выгорания является появление различного рода соматических нарушений (головные боли, головокружения, нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания и т.п). При этом основным физическим признаком выгорания является общая хроническая усталость.

Низкий балл Индекса Психического выгорания свидетельствует о высокой степени вовлеченности работника в свою профессию. Испытуемые с низким баллом считают, что их профессия важна для общества и стремятся помогать другим людям. Они полны сил и энергии, характеризуются оптимизмом и положительным отношением к окружающим людям. Могут работать довольно продолжительное время в условиях рабочих перегрузок. Они нацелены на контакт с людьми, стремятся понять их проблемы и трудности и оказать посильную помощь в их разрешении. Такие профессионалы характеризуются высокой степенью включенности в трудовой процесс, творческой активностью, стремлением повышать свою профессиональную компетентность. Себя рассматривают как успешных и знающих свое дело профессионалов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: