Предварительное следствие




Предварительное следствие называют основной формой предварительного расследования. Это связано с тем, что в данной форме расследуются все преступления, предусмотренные уголовным законом, за исключением около 100 составов преступлений, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, подследственных дознавателям. Также положение ч. 4 ст. 150 УПК предусматривает возможность передачи уголовных дел о любых преступлениях по письменному указанию прокурора для производства предварительного следствия.

Предварительное следствие в зависимости от подследственности, закрепленной ч. 2 ст. 151 УПК, производится следователями различных правоохранительных органов:

1) следственного комитета РФ;

2) органов внутренних дел РФ;

3) органов федеральной службы безопасности;

4) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Полномочия следователя образуют его правовой статус и определяют процессуальную самостоятельность. Следователь полномочен: возбуждать уголовное дело; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Также следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Начальник органа дознания в свою очередь уполномочивает соответствующих сотрудников на выполнение поручений следователя и обязан контролировать ход и результаты их работы.

Следователь вправе, получив согласие руководителя следственного органа, обжаловать решения прокурора о возвращении ему уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК).

Следователь, как уже отмечалось, обладает большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель. Это заключается в наделении его правом обжаловать указания руководства и при этом оставлять их без исполнения. Законом предусмотрено, что такое обжалование возможно в случаях, если указания руководителя следственного органа касаются:

— изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

— привлечения лица в качестве обвиняемого;

— квалификации преступления;

— объема обвинения;

— избрания меры пресечения;

— производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

— направления дела в суд;

— прекращения дела.

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК).

Основная функция следователя — производство по уголовному делу предварительного расследования (следствия, дознания).

Начинается оно с возбуждения следователем уголовного дела и принятия его к своему производству и заканчивается принятием итогового решения. При этом расследование проходит ряд этапов, которые составляют систему предварительного следствия. Исследователи выделяют различное количество и виды этих этапов. Наиболее традиционным считается деление расследования на три этапа: первоначальный, последующий и заключительный. Каждый этап характеризуется собственными задачами, четкими моментами начала и окончания.

Первоначальный этап начинается с момента возбуждения уголовного дела и решает задачи быстрого раскрытия и расследования преступления, которые осуществляют посредством производства следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий
с целью собирания доказательств, устанавливающих и изобличающих лиц, виновных в совершении преступления. Заканчивается он принятием решения о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Последующий этап расследования имеет место после предъявления обвинения и заключается в дальнейшем сборе доказательств виновности лиц, привлеченных к уголовной ответственности, или другой информации, имеющей значение для уголовного дела.

Заключительный этап начинается с момента принятия решения об окончании предварительного следствия и решает задачи по проведению необходимых на этом этапе процессуальных действий, обеспечивающих права участников уголовного судопроизводства, а также по составлению итогового документа, отражающего ход и результаты всего проведенного расследования, — обвинительного заключения.

Предварительное следствие имеет регламентированные законом сроки. Срок предварительного следствия определен законом
в 2 месяца (ч. 1 ст. 162 УПК). В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В этот срок не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

Первоначальный срок расследования продлевается в случае необходимости руководителем следственного органа до 3 месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК). По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем вышестоящего следственного органа до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях (ч. 5 ст. 162 УПК).

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю для устранения недостатков срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Такое поло­жение установлено законом и для срока по возобновленному после приостановления уголовному делу (ч. 6 ст. 162 УПК) и по уголовному делу, возвращенному судом прокурору в порядке ч. 1 и 1.2 ст. 237 УПК.

Предварительное следствие по уголовному делу по общему правилу осуществляется следователем. Однако расследование по делу может быть поручено следственной группе. Об этом выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 163 УПК).

К основаниям, необходимым для принятия подобного решения, законодатель отнес сложность уголовного дела или его большой объем (ч. 1 ст. 163 УПК), что может предполагать:

— необходимость одновременной проверки большого количества версий, исследование многих взаимосвязанных деяний, совершенных, как правило, на ряде объектов;

— участие в совершенных преступлениях большой группы лиц;

— ведение расследования преступлений в нескольких населенных пунктах или регионах страны;

— чрезвычайную актуальность дела, расследование по которому необходимо завершить в возможно кратчайший срок[9].

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. Он выносит постановление, где должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в т. ч. указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему (ч. 2 ст. 163 УПК). Также, хотя это прямо не указано, состав группы должен быть объявлен защитнику и законному представителю подозреваемого, обвиняемого.

К работе следственной группы могут быть привлечены долж­ностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК). На практике подобные формирования принято именовать следственно-оперативными группами. Руководи­тель следственной группы, принимая уголовное дело к производству, организует работу следственной группы и координирует деятельность входящих в нее следователей.

Осуществляя руководство действиями других следователей, только он вправе принимать решения:

— о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном законом;

— прекращении уголовного дела полностью или частично;

— приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

— привлечении лица в качестве обвиняемого и объеме предъявляемого ему обвинения;

— направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

— возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК (ч. 4
ст. 163 УПК).

Однако при этом следователи, входящие в следственную группу, не утрачивают своей процессуальной самостоятельности и несут персональную ответственность за принимаемые решения и качество выполняемых следственных и иных процессуальных действий. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать соответс­т­вующие решения.

 

 


[1] См.: Строгович М. С. О единой форме уголовного судопроизводства и пределах ее дифференциации // Социалистическая законность. 1974. № 9. С. 52.

[2] См.: Деришев Ю. В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 18.

[3] См.: Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003. С. 154.

[4] См.: Концепция судебной реформы / сост. С. А. Пашин. М., 1992.

[5] См.: Муравьев К. В., Писарев А. В., Смирнова И. С. Организация и деятельность органов внутренних дел как органа дознания: учеб.-практ. пособие. Омск, 2007. С. 48.

[6] См.: О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2833.

[7] См.: О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 23 июля 2010 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 4003.

[8] См.: О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 марта 2013 г. № 23 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 9. Ст. 875.

[9] См.: Кулагин Н. И., Савельев А. К. Расследование сложных многоэпизодных дел: учеб. пособие. Волгоград, 2005. С. 35.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: