Грузовые контейнеры классифицируются по следующим основным признакам: видам сообщения, сфере обращения, назначению, общему устройству (конструкции), материалу изготовления, массе брутто.
По видам сообщения контейнеры делятся на три группы:
Ø межконтинентальные;
Ø континентальные;
Ø внутризаводские (технологические);
Контейнеры, используемые на магистральном транспорте, могут быть широкого и ограниченного обращения. Применение контейнеров широкого обращения допущено на двух и более видах транспорта без ограничения районов их эксплуатации. Контейнеры ограниченного обращения допущены к применению только на одном виде транспорта или в смешанном сообщении, но на определённых направлениях.
По назначению контейнеры делятся на две основные группы:
Ø общего назначения (универсальные);
Ø специального назначения (специализированные);
ИСО/ТК – 104 приняты следующие определения основных типов контейнеров. Грузовые контейнеры общего назначения (универсальные) служат для транспортировки и хранения отправок штучных грузов или сыпучих материалов в мелкой таре, защищают груз от потерь и повреждений, пригодны для перевозки грузов в любых погодных условиях. Контейнеры имеют прямоугольную конфигурацию, могут быть отделены от подвижного состава и транспортироваться как отдельная отправка, которую можно перегружать без выгрузки из контейнера груза.
Контейнеры специального назначения (специализированные):
1. крытый (загружается через одно или несколько отверстий в боковых или торцевых стенках).
2. специализированный (предназначен для перевозки специальных грузов):
Ø с раскрывающейся крышей (загружается через одно или несколько отверстий в крыше);
Ø открытого типа (открытый сверху, состоящий из основания, боковой и торцевой стенок, без крыши);
Ø с раскрывающимися стенками (одна стенка и более могут быть открыты полностью);
Ø с открытой стенкой (без одной или двух боковых или торцевой стенок, но имеющий основание, угловые фитинги и верхнюю раму с угловыми фитингами);
Ø с естественной вентиляцией (имеющий отверстия, кроме погрузочных и разгрузочных отверстий в боковых и торцевых стенках);
Ø с принудительной вентиляцией (закрытый, оборудованный приспособлением для принудительной вентиляции);
Ø изотермический (закрытый, кузов состоит из стенок, включая двери, пола и крыши, с низким коэффициентом теплопроводности, без использования источника тепла или холода);
Ø контейнер-ледник [закрытый, с изотермическими стенками (включая двери), полом и крышей: снабжён источником холода, иным, чем механическая установка или абсорбционная холодильная машина, способная понижать температуру внутри контейнера и поддерживать её];
Ø контейнер-рефрижератор с механическим охлаждением [закрытый, с изотермическими стенками (включая двери), полом и крышей, имеющий холодильную установку (механическую или абсорбционную), которая способна понижать температуру, а затем поддерживатьеё];
Ø отапливаемый [закрытый, с изотермическими стенками (включая двери), полом и крышей, имеющий отопительную установку, способную поднимать температуру и поддерживать её];
Ø контейнер-цистерна (закрытый, для перевозки жидкостей и газов);
Ø контейнер для насыпных грузов (сыпучих, пылевидных или зернистых).
3. платформа-контейнер («флет») – грузовая платформа, общая длина и ширина которой равна внешней длине и ширине контейнера общего назначения серии I ИСО. Оборудована, по крайней мере, нижними угловыми фитингами ИСО.
Специализированные контейнеры можно разделить на:
Ø групповые – для группы грузов, однородных по физико-химическим свойствам и одинаковым условиям погрузки, выгрузки и транспортирования;
Ø индивидуальные – для отдельных видов грузов, имеющих специфические свойства и требующих особых условий перевозки.
Назначение специализированных контейнеров определяет их конструктивные особенности.
По конструкции контейнеры могут быть жесткими (неразборными с постоянными размерами, складными, сборно-разборными), мягкими (эластичными) и комбинированными (мягкими, с отдельными жесткими элементами конструкции).
По общему устройству универсальные и специализированные контейнеры подразделяются на водонепроницаемые и герметизированные.
Неразборные грузовые контейнеры не имеют разъёмных и съёмных элементов и деталей конструкции. Разборный контейнер состоит из крупных элементов, которые легко снимаются и складываются при его возврате порожняком.
По материалу изготовления грузовые контейнеры делятся на:
Ø цельнометаллические, из углеродистой или легированной стали, алюминиевых сплавов;
Ø комбинированные, с каркасом из прокатных профилей углеродистых сталей и панелями из легированных сталей, алюминиевых сплавов и многослойной клееной фанеры, покрытой пластиком (плайвуда), деревянно-металлические и пластмассовые.
По массе брутто контейнеры делятся на три категории:
Ø малотоннажные (до 2,5 т);
Ø среднетоннажные (от 2,5 до 10 т включительно);
Ø крупнотоннажные (свыше 10 т).
К основным техническим характеристикам контейнеров относятся:
· масса брутто;
· грузоподъёмность;
· полезный внутренний объём;
· погрузочная площадь, габаритные и внутренние размеры, размеры загрузочно-погрузочных устройств (двери, люки);
· собственная масса (тара);
· коэффициент тары (Кт).
Грузоподъёмность является одним из основных параметров контейнеров и определяется исходя из величины партионности грузов, предназначенных для контейнерной доставки. Минимальная грузоподъёмность контейнера определяется структурой отправок, а максимальная – техническими возможностями подвижного состава и средств механизации.
Выбор параметров контейнеров начинают обычно с установления их удельного объема, который может быть легко увязан с объемными характеристиками грузов.
Удельным объёмом контейнеров Vук называется число кубических метров полного внутреннего объёма контейнера, приходящегося на 1 т его номинальной грузоподъёмности нетто.
Анализ различных типов отечественных и зарубежных контейнеров и расчеты показывают, что рациональным значением Кт можно считать для стальных среднетонножных контейнеров 0,20 – 0,22; для крупнотоннажных 0,115 – 0,135, для плайвуд-контейнеров из алюминиевых сплавов 0,10 – 0,11. [4].