Анализ матрицы новостных сообщений показывает, что в данной передаче больше всего уделяется внимания событиям-происшествиям, которые происходят с горожанами. Складывается представление о насыщенной событиями жизни горожан, при этом в основном эти события негативного характера, где горожане выступают жертвами различных происшествий. Из 27 сообщений в разделе «4.счастливая жизнь» - 4 положительных и 23 отрицательных.
В целом по новостной ленте положительными можно считать 21 сообщение, в 32 сообщениях говорится о негативных событиях, происшествиях.
Больше всего горожане страдают не от грабителей, воров и др. криминальных элементов, а от коммунальщиков.
Из новостей видно, что горожанам повезло с властью, которая о них заботится и следит за порядком (наказывает недисциплинированных) – 9 сообщений.
Участие горожан в жизни города не так заметно на фоне происшествий, в целом жители города занимают позицию наблюдателей, хотя и заинтересованных. Активное участие в жизни города проявляется достаточно редко - пункты - 1.1, 1.4, 1.5, 2.2, 2.3 – всего пять упоминаний.
Вывод. Итак, в целом можно сказать, что образ исследуемой группы, т.е. горожан, формируемый данной передачей 41 канала получается следующий: горожане это люди, страдающие от квартирных проблем, иногда попадающие в какие-то происшествия, зависят от власти, с интересом наблюдают за жизнью в городе и иногда что-то делают для этого города.
Задание № 3. Провести виртуальное социометрическое исследование. См.описание метода в методичке «Психодиагностика»: Программа изучения курса и метод.материалы для студентов всех форм обучения.
Виртуальное социометрическое исследование – от реального исследования его отличает только форма проведения опроса – он проводится мысленно, т.е. за опрашиваемых ответы исследователь дает сам, исходя из своего знания людей (конечно, здесь всегда будут искажения в большей или меньшей степени).
Выполненное задание должно содержать:
- Формулировку цели и задач исследования.
- Объект исследования – выбранная группа людей (персонажей) и список членов группы
- Бланк социометрического опроса с формулировкой задаваемых вопросов.
- Карточку-социоматрицы, выдаваемой каждому члену исследуемой группы.
- Как результат опроса - социоматрица и/или социограмма.
- Вывод.
Социометрия (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Техника исследования – это опрос по поводу наличия, интенсивности желательности различного рода контактов и совместной деятельности, что позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной группе. На основании полученных данных могут быть построены социограммы, в которых отражено «субъективное измерение» отношений в группе, коллективе, организации.
Социометрия фиксирует не объективные отношения, а отражение последних в сознании их носителей. Затруднено ее использование на больших объектах, т.к. социограмма в этом случае оказывается слишком объемной, плохо интерпретируемой. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов.
Социометрический тест (2-4 вопроса) предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых образований во главе с неформальными лидерами.
Примерный текст инструкции.
При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О. __________________________________________________________________________
Группа (класс, отдел) _________________________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться
(работать) в новом коллективе?
А)___________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________
2. Кого бы из группы вы пригласили на свой день рождения?
А)___________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________
3. С кем из своей группы вы пошли бы в многодневный туристический поход?
А)___________________________________________________________________________ Б)___________________________________________________________________________
Карточка, выдаваемая каждому члену группы, представляет собой социоматрицу (табл. 1). Такая социоматрица позволяет выявить отношения членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, определить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность.
Пример социоматрицы для групп численностью N. членов Таблица 1.
№ п/п | Кто выбирает Фамилия испытуемого – члены | Кого члены выбирают | Сделанные выборы | Всего | ||||||
… | (+) | (-) | ||||||||
1. | А-ов | + | + | - | - | … | ||||
2. | В-ин | + | + | - | - | … | ||||
3. | Г-ев | + | + | … | ||||||
4. | П-ов | + | - | … | ||||||
5. | С-ов | + | - | - | + | … | ||||
… | … | … | … | … | … | |||||
Положительныевыборы (+) | … | |||||||||
Отрицательные выборы (-) | … | |||||||||
Всего выборов | … |
Примечание: + положительный выбор;
– отрицательный выбор.
Исследователь может предложить испытуемым три основных способа выбора:
а) число выборов ограничивается 3-5-ью;
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
Социограмма. Социограмма - это графический способ анализа взаимоотношений в группе с помощью специальных знаков. Для этого создается символика социограммы (рис. 2). Преимущество этого метода в его наглядности.
Положительный выбор, совершенный А-членом | |
Отрицательный выбор, совершенный В-членом | |
Взаимная положительная связь А и В-членов | |
Взаимная отрицательная связь А и В-членов |
Рис. 2. Символика социограммы
Пример: в отделе, состоящем из пяти человек, проводится исследования межличностных отношений. В этом случае каждому работнику отдела выдается карточка с обозначением всех работников – А, В, С, Д, Х – этого подразделения (рис. 3).
Работникам отдела задаются вопросы, например: «С кем бы вы предпочли делать квартальный отчет?» или «С кем бы вы хотели сегодня провести вечер в ресторане?». Ответы обследуемые даются в графической форме, используя известную уже символику. Затем полученные карточки с ответами накладываются друг на друга и получают общую картину (рис. 4).
В |
А |
Х |
Д |
С |
Рис. 4
На вопрос: «С кем бы вы хотели в дальнейшемпродолжать совместнуюработу?» получили следующие ответы(см. рис. 5).
В |
А |
Х |
Д |
С |
Рис. 5.
Таким образом, в результате простых вопросов уже можно сделать предварительные выводы о начальнике этого отдела. Если этой группе задать десяток вопросов подобного характера – можно уяснить психологическую картину в группе.