Выводоб образе исследуемой группы, формируемом данной передачей.




Анализ матрицы новостных сообщений показывает, что в данной передаче больше всего уделяется внимания событиям-происшествиям, которые происходят с горожанами. Складывается представление о насыщенной событиями жизни горожан, при этом в основном эти события негативного характера, где горожане выступают жертвами различных происшествий. Из 27 сообщений в разделе «4.счастливая жизнь» - 4 положительных и 23 отрицательных.

В целом по новостной ленте положительными можно считать 21 сообщение, в 32 сообщениях говорится о негативных событиях, происшествиях.

Больше всего горожане страдают не от грабителей, воров и др. криминальных элементов, а от коммунальщиков.

Из новостей видно, что горожанам повезло с властью, которая о них заботится и следит за порядком (наказывает недисциплинированных) – 9 сообщений.

Участие горожан в жизни города не так заметно на фоне происшествий, в целом жители города занимают позицию наблюдателей, хотя и заинтересованных. Активное участие в жизни города проявляется достаточно редко - пункты - 1.1, 1.4, 1.5, 2.2, 2.3 – всего пять упоминаний.

 

Вывод. Итак, в целом можно сказать, что образ исследуемой группы, т.е. горожан, формируемый данной передачей 41 канала получается следующий: горожане это люди, страдающие от квартирных проблем, иногда попадающие в какие-то происшествия, зависят от власти, с интересом наблюдают за жизнью в городе и иногда что-то делают для этого города.

 

 

Задание № 3. Провести виртуальное социометрическое исследование. См.описание метода в методичке «Психодиагностика»: Программа изучения курса и метод.материалы для студентов всех форм обучения.

Виртуальное социометрическое исследование – от реального исследования его отличает только форма проведения опроса – он проводится мысленно, т.е. за опрашиваемых ответы исследователь дает сам, исходя из своего знания людей (конечно, здесь всегда будут искажения в большей или меньшей степени).

Выполненное задание должно содержать:

  1. Формулировку цели и задач исследования.
  2. Объект исследования – выбранная группа людей (персонажей) и список членов группы
  3. Бланк социометрического опроса с формулировкой задаваемых вопросов.
  4. Карточку-социоматрицы, выдаваемой каждому члену исследуемой группы.
  5. Как результат опроса - социоматрица и/или социограмма.
  6. Вывод.

 

Социометрия (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Техника исследования – это опрос по поводу наличия, интенсивности желательности различного рода контактов и совместной деятельности, что позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной группе. На основании полученных данных могут быть построены социограммы, в которых отражено «субъективное измерение» отношений в группе, коллективе, организации.

Социометрия фиксирует не объективные отношения, а отражение последних в сознании их носителей. Затруднено ее использование на больших объектах, т.к. социограмма в этом случае оказывается слишком объемной, плохо интерпретируемой. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов.

Социометрический тест (2-4 вопроса) предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых образований во главе с неформальными лидерами.

Примерный текст инструкции.

При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. __________________________________________________________________________

Группа (класс, отдел) _________________________________________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться

(работать) в новом коллективе?

А)___________________________________________________________________________

Б)___________________________________________________________________________

2. Кого бы из группы вы пригласили на свой день рождения?

А)___________________________________________________________________________

Б)___________________________________________________________________________

3. С кем из своей группы вы пошли бы в многодневный туристический поход?

А)___________________________________________________________________________ Б)___________________________________________________________________________

 

Карточка, выдаваемая каждому члену группы, представляет собой социоматрицу (табл. 1). Такая социоматрица позволяет выявить отношения членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, определить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность.

Пример социоматрицы для групп численностью N. членов Таблица 1.

№ п/п Кто выбирает Фамилия испытуемого – члены Кого члены выбирают Сделанные выборы Всего
          (+) (-)
1. А-ов   + + - -      
2. В-ин +   + - -      
3. Г-ев + +            
4. П-ов +       -      
5. С-ов + - - +        
         
  Положительныевыборы (+)                
  Отрицательные выборы (-)                
  Всего выборов                

Примечание: + положительный выбор;

– отрицательный выбор.

Исследователь может предложить испытуемым три основных способа выбора:

а) число выборов ограничивается 3-5-ью;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

Социограмма. Социограмма - это графический способ анализа взаимоотношений в группе с помощью специальных знаков. Для этого создается символика социограммы (рис. 2). Преимущество этого метода в его наглядности.

  Положительный выбор, совершенный А-членом
  Отрицательный выбор, совершенный В-членом
  Взаимная положительная связь А и В-членов
    Взаимная отрицательная связь А и В-членов  

Рис. 2. Символика социограммы

Пример: в отделе, состоящем из пяти человек, проводится исследования межличностных отношений. В этом случае каждому работнику отдела выдается карточка с обозначением всех работников – А, В, С, Д, Х – этого подразделения (рис. 3).

 

Работникам отдела задаются вопросы, например: «С кем бы вы предпочли делать квартальный отчет?» или «С кем бы вы хотели сегодня провести вечер в ресторане?». Ответы обследуемые даются в графической форме, используя известную уже символику. Затем полученные карточки с ответами накладываются друг на друга и получают общую картину (рис. 4).

В
А
Х
Д
С


Рис. 4

 

 

На вопрос: «С кем бы вы хотели в дальнейшемпродолжать совместнуюработу?» получили следующие ответы(см. рис. 5).

В
А
Х
Д
С


Рис. 5.

 

 

Таким образом, в результате простых вопросов уже можно сделать предварительные выводы о начальнике этого отдела. Если этой группе задать десяток вопросов подобного характера – можно уяснить психологическую картину в группе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: