Типовые и примерные договоры




Публичные договоры

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.) (п.1 ст.396 ГК).

В действующем белорусском законодательстве и судебной практике публичный договор упоминается в целом ряде случаев (таблица 1).

Таблица 1  
Нормативный документ Содержание нормы
Гражданский кодекс Договор розничной купли-продажи является публичным договором (п.2 ст.462)
Договор проката является публичным договором (п.3 ст.597)
Договор бытового подряда является публичным договором (п.2 ст.683)
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (п.3 ст.743)
Договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования, признается публичным договором (п.2 ст.798)
Договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину, признается публичным договором (п.1 ст.809)
Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (п.1 ст.813)
Кодекс внутреннего водного транспорта РБ Внутренний водный транспорт общего пользования - внутренний водный транспорт, выполняющий перевозки пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, т.е. по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам (абзац 6 ст.1). Порт общего пользования - порт, осуществляющий прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов и багажа на основании публичного договора, т.е. по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам (абзац 21 ст.1)
Закон РБ от 09.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» Депозитарный договор - публичный договор, по которому одна сторона (депозитарий) обязуется обеспечить другой стороне (депоненту) открытие счета «депо» для учета прав на ценные бумаги и хранения ценных бумаг депонента, а также осуществление расчетов по операциям с ценными бумагами депонента за вознаграждение (часть вторая ст.11). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. вместо Закона № 280-З следует руководствоваться Законом РБ от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». В соответствии с частью второй ст.48 Закона № 231-З договор, по которому одна сторона (депозитарий) обязуется открыть другой стороне (депоненту) счет «депо», обеспечить учет ценных бумаг депонента, прав на них и обременений (ограничений) этих прав, хранение документарных ценных бумаг, а также осуществление переводов (списание, зачисление) ценных бумаг депонента по счетам «депо» за вознаграждение, является депозитарным договором
Закон РБ от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» Договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, заключаемый с исполнителем, являющимся коммерческой организацией, является публичным. Советом Министров РБ утверждаются типовые формы публичных договоров на оказание соответствующего вида жилищно-коммунальных услуг (часть вторая ст.14)
Закон РБ от 15.12.2003 № 258-З «О почтовой связи» Почтовая связь общего пользования - вид почтовой связи, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных средств массовой информации и оказание иных услуг почтовой связи на основании публичного договора (абзац 21 ст.1). От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 июня 2014 г. ст.1 Закона № 258-З изложена в новой редакции Законом РБ от 12.12.2013 № 92-З. Определение почтовой связи общего пользования дано в абзаце 29 новой редакции ст.1 данного Закона
Закон РБ от 06.01.1999 № 237-З «О железнодорожном транспорте» Железнодорожный транспорт общего пользования - железнодорожный транспорт, используемый для осуществления перевозок пассажиров, грузов и багажа и связанных с этим работ (услуг) на основании публичного договора, т.е. по обращению любого гражданина или юридического лица (абзац 10 ст.1). От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 июля 2015 г. определение «железнодорожный транспорт общего пользования» дано в абзаце 16 части первой ст.1 Закона № 237-З, в редакции Закона РБ от 31.12.2014 № 227-З
Закон РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» Автомобильные перевозки транспортом общего пользования выполняются на условиях публичного договора (часть вторая ст.17). Договор автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении является публичным (часть четвертая ст.24). Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и выполняются на условиях публичного договора (часть вторая ст.27)
Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 Договор об автомобильной перевозке пассажиров в регулярном сообщении и договор о перевозке автомобилями-такси являются публичными (часть седьмая п.29). Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении автомобилями-такси выполняются на основании публичного договора об автомобильной перевозке пассажиров, а легковыми автомобилями и автобусами - на основании договора о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров (п.149)
Правила гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2006 № 471 Предоставление услуг потребителю осуществляется на основании публичного договора либо договора, заключаемого в письменной форме (п.6)
Правила оказания услуг электросвязи, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 17.08.2006 № 1055 Договор, заключаемый с абонентом, является публичным. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию заявителя может быть заключен срочный договор (часть вторая п.4)
Обзор надзорной практики Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь за четвертый квартал 2002 года по спорам, связанным с применением отдельных положений Гражданского кодекса Республики Беларусь Заключение таможенным агентом договора на оказание услуг является правом, а не обязанностью таможенного агента. Следовательно, договор на оказание услуг таможенного агента не является публичным договором
Письмо ВХС РБ от 27.10.2003 № 03-25/2412 Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. Таким образом, обязанность заключить договор возлагается на коммерческие организации, которые предлагают условия публичного договора. С иском о понуждении к заключению договора вправе обратиться лица, указанные в п.9 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»
Разъяснение ВХС РБ от 02.05.2005 № 03-24/834 «О взыскании сбора за предоставление аэронавигационных средств» Имеются основания усматривать в оказании услуг по аэронавигационному обслуживанию элементы публичного договора

 

Отметим, что приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка, содержащаяся в п.1 ст.396 ГК, открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.

Кроме того, при определении перечня публичных договоров следует учитывать специфику договоров, заключаемых банками: такие договоры являются публичными постольку, поскольку иное не определено положениями, инструкциями, правилами и прочими локальными актами самого банка. В таких локальных актах могут, например, содержаться критерии, которым должен отвечать кредитополучатель (организационно-правовая форма, срок и виды деятельности, финансовые показатели, отрасль экономики и т.п.). Однако для иных (небанковских) договоров ГК не предусматривает возможность самой коммерческой организации отменять его публичный характер.

Признание того или иного договора публичным влечет следующие последствия:

1) цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской обл. от 06.06.2005 № 133-8/2005, дело по иску строительной организации к контролирующему органу);

2) в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство РБ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), если иное не установлено Президентом РБ.

При этом согласно п.5 ст.396 ГК условия публичного договора, не соответствующие указанным выше требованиям, ничтожны (примечание 1);

3) коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

4) отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона на основании п.4 ст.415 ГК вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой причиненные этим убытки. Однако в белорусской судебной практике известны и обратные ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской обл. от 03.08.2006 № 264-8/2006, дело по иску энергоснабжающей организации к жилищно-коммунальному хозяйству).

Таким образом, в публичных договорах (примечание 2) свобода договора существенно ограничивается (примечание 3), причем только со стороны коммерческой организации. Что касается другой стороны, которой чаще всего выступает потребитель (значительно реже - юридическое лицо), то здесь никаких ограничений нет. Более того, волеизъявления другой стороны бывает достаточно для заключения публичного договора.

Цель подобных ограничений очевидна - защита интересов экономически более слабой стороны. Кроме того, практически все виды деятельности, в рамках которых заключаются публичные договоры, лицензируемые, а коммерческие организации, их осуществляющие, находятся в состоянии несовершенной конкуренции, олигополии и даже монополии (например, железнодорожный транспорт или некоторые виды связи). Поэтому, устанавливая обязательность заключения публичного договора именно коммерческой организацией, а не потребителем, государство борется со злоупотреблением своим рыночным статусом со стороны отдельных коммерческих организаций.

Договоры присоединения

Введение другой особой категории договоров - договоров присоединения - преследует 3 главных цели. Первая развивает антимонопольную направленность норм ст.396 ГК, устанавливая требования единообразного содержания заключаемых договоров. Вторая цель прямо противоположна: она определенным образом компенсирует коммерческой организации отсутствие права выбора при заключении договора, предоставляя взамен право самостоятельно определять его условия (примечание 4). Наконец, третья цель - это снижение транзакционных издержек, т.е. расходов сторон, связанных с заключением договора.

Как отмечают российские специалисты, критерием выделения из гражданско-правовых договоров договора присоединения стало не существо возникающих из него обязательств, как это имеет место при дифференциации договорных обязательств на отдельные виды договоров, и не характер деятельности одной из сторон (публичный договор), а способ заключения договора. Следовательно, характерные черты такого договора определяются в большей степени юридико-техническими факторами и могут быть обнаружены в области техники договорной работы (примечание 5).

Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст.398 ГК). По сути, такой договор приобретает черты источника права.

 

Пример Договором присоединения в сфере страхования признается договор, условия которого определены в правилах соответствующих видов страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с органом, осуществляющим государственный надзор за страховой деятельностью, и могут быть приняты другой стороной (страхователем) не иначе как путем присоединения к договору страхования (часть вторая п.1 ст.398 ГК).

 

В ГК определены следующие особенности для договоров присоединения:

1) присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

При наличии указанных выше обстоятельств требование о расторжении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор (пп.2, 3 ст.398 ГК);

2) соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом (п.2 ст.371 ГК).

Таким образом, если в публичных договорах государство возлагает на соответствующие коммерческие организации дополнительную обязанность (заключать договоры со всеми, кто обратится), то цель выделения договоров присоединения в особую категорию состоит в признании за коммерческими организациями права на ответные действия (разработку стандартных бланков договоров, не подлежащих обсуждению) с одновременным ограничением их рамок. Другими словами, публичные договоры посягают на свободу заключения договоров, тогда как договоры присоединения - на свободу определять их условия. В целом признание ГК договоров присоединения приемлемым исключением из принципа свободы договора - это, скорее, вынужденная уступка со стороны законодателя (примечание 6).

 

Пример В решении Конституционного Суда РБ от 06.11.2002 № Р-150/2002 «О конституционности уменьшения банками в одностороннем порядке процентных ставок по договорам банковского вклада (депозита)» отмечено, что способом ограничения свободы договора является, в частности, институт публичного договора, а также договоры присоединения. К таким договорам относится договор банковского вклада, условия которого определяются банками в стандартных формах. В результате граждане-вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость соответствующего правового ограничения свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков. По мнению Конституционного Суда РБ, такой подход способствовал бы реализации в полной мере принципа равенства участников гражданских правоотношений, закрепленного в абзаце 5 части второй ст.2 ГК.

 

По этой причине в отличие от публичных договоров договоры присоединения упоминаются в законодательстве крайне редко, хотя их перечень и открытый.

Таблица 2  
Нормативный документ Содержание нормы
Гражданский кодекс Если иное не предусмотрено законодательством или договором розничной купли-продажи, в т.ч. условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст.398), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товаров (ст.463)
Закон РБ от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях» Договор оказания информационных услуг заключается между Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) и пользователем кредитной истории или субъектом кредитной истории и является договором присоединения, условия которого определяются Нацбанком РБ (часть пятая ст.13)
Указ Президента РБ от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между субъектами агроэкотуризма и агроэкотуристами заключаются путем принятия агроэкотуристом условий, предусмотренных субъектом агроэкотуризма в договоре (договоры присоединения) (часть вторая п.6)

 

Дополнительно Закон РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 2034-XII) упоминает стандартные условия сделок: любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих условий его. Использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством (ст.7 Закона № 2034-XII).

 

От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

Возвращаясь к вопросу о соотношении между публичными договорами и договорами присоединения, отметим следующее. Если одна из сторон публичного договора всегда - коммерческая организация, то для договоров присоединения ограничение субъектного состава не предусмотрено. Вместе с тем это легко объяснимо, поскольку цель законодательного регулирования договоров присоединения - в определенной борьбе с ними. Поэтому в большинстве случаев договор присоединения будет одновременно и публичным договором, хотя этот вывод носит, скорее, фактический, чем логический, а тем более юридический характер (примечание 7). Следовательно, одна сторона лишена возможности выбора - заключать договор либо нет, зато другая не имеет возможности обсуждать условия заключаемого таким образом договора.

Предпосылкой для разработки одной из сторон своих стандартных бланков договоров (проформ, формуляров и т.п.) является ее рыночная сила (доминирующее положение на рынке), что характерно и для публичных договоров. Отметим, что понятие рыночной силы хоть и не является правовым, свойственно не только договору присоединения, но и всем другим договорам, так как проект договора всегда готовится одной из сторон, причем чаще всего это продавец по договору купли-продажи, кредитодатель по кредитному договору, арендодатель по договору аренды, залогодержатель по договору залога и т.д. Кроме того, такая сторона обычно обладает профессиональным статусом в той или иной сфере (например, трудно представить, что условия договора текущего счета будет разрабатывать клиент, а не банк. Не меньшим нонсенсом будет осуществление банком расчетно-кассового обслуживания клиентов на различных условиях).

При использовании договоров присоединения техника договорной работы исключает составление протоколов разногласий и прочих способов обсуждения условий договора. В то же время данный термин имеет в виду не договор-документ, а договор-сделку. В связи с этим договор присоединения может заключаться и без составления отдельного документа. Он может быть заключен путем акцепта публичной оферты (ст.464 ГК), продажи товаров по образцам (ст.467 ГК), по каталогам или через интернет-магазины или путем продажи товаров с использованием автоматов (ст.468 ГК).

Практически важен вопрос: какие договоры считать договорами присоединения и, как следствие, какие из договоров, разработанных одной из сторон, не подлежат обсуждению другой? Однозначно к ним могут быть отнесены банковские, а также иные договоры, названные договорами присоединения в законодательстве. Относятся к договорам присоединения и те договоры-документы, которые содержат ссылки на специально разработанные примерные условия, правила и тому подобные локальные либо нормативные акты. Гораздо сложнее вопрос со всеми иными договорами, заключаемыми на стандартных условиях одной из сторон. Иногда, чтобы исключить возможность обсуждения отдельных положений, в таких договорах делается ссылка на то, что такой договор является договором присоединения. Однако, по нашему мнению, универсальный подход к таким договорам невозможен.

Еще один практический вопрос, не имеющий единообразного решения: можно ли по соглашению сторон вносить изменения в стандартный текст договора присоединения? С одной стороны, учитывая «вынужденный» характер признания законодателем договоров присоединения, ответ должен быть положительным. С другой стороны, существуют ограничения. Так, банки не вправе предоставлять льготные условия инсайдерам и работникам банка, Нацбанка РБ при осуществлении банковских операций. При этом под предоставлением льготных условий понимаются:

• заключение с указанными лицами или в их интересах сделки, какую по ее существу и (или) условию (условиям) банк не заключал и (или) не заключает с другими клиентами;

• взимание с указанных лиц вознаграждения и (или) платы за осуществление банковской операции в меньшем размере, чем вознаграждение и (или) плата за осуществление этой банковской операции, взимаемые с других клиентов банка (ст.122 БК).

Сделки с предоставлением льготных условий, заключенные с инсайдерами и работниками банка, Нацбанка РБ, являются ничтожными.

Кроме того, для публичных договоров действуют ограничения, установленные пп.1, 2 ст.396 ГК. Таким образом, к внесению изменений в стандартные условия договоров присоединения в каждом конкретном случае необходимо подходить с учетом всех конкретных обстоятельств.

Для некоторых видов публичных договоров и договоров присоединения действуют специальные правила их заключения. Речь прежде всего о Декрете Президента РБ от 06.06.2001 № 15 «О некоторых мерах по повышению ответственности должностных лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с использованием, привлечением денежных средств граждан», согласно которому юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений для граждан, банковскую, страховую деятельность, профессиональную деятельность по ценным бумагам, обязаны заключать с гражданами договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, определенных законодательством Республики Беларусь, следующие существенные условия:

• размер и порядок внесения денежных средств гражданами;

• срок исполнения обязательства;

• основания расторжения договора ранее установленного срока;

• порядок возврата гражданам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока;

• ответственность за неисполнение обязательства.

Следует помнить об административной ответственности, установленной за нарушения при заключении и исполнении некоторых публичных договоров и договоров присоединения. Речь, в частности, идет о ст.11.23 «Нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров банковского вклада (депозита), страхования, договоров, заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Типовые и примерные договоры

Нормы п.4 ст.396 ГК о типовых договорах помещены в статью о публичных договорах. Отсюда можно сделать вывод, что типовой договор - это такая разновидность публичного договора, условия которого являются заранее определенными для обеих сторон. В этом состоит его отличие от договора присоединения, где право на обсуждение отсутствует лишь у одного из контрагентов. Типовые договоры ближе к законодательству как источнику права, чем к собственно договору.

В законодательстве содержатся, например, следующие типовые договоры:

• типовая форма договора аренды земельного участка согласно приложению к постановлению Совета Министров РБ от 20.03.2008 № 427;

• типовой договор найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда и типовой договор найма жилого помещения частного жилищного фонда организаций, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 24.09.2008 № 1408;

• Типовой договор о совместном домовладении, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 07.03.2013 № 155;

• типовые договоры об оказании охранных (платных) услуг Департаментом охраны Министерства внутренних дел, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 11.02.2005 № 154, и др.

 

Справочно Для более детального изучения см. пособие «Типовые и примерные договоры в законодательстве Республики Беларусь».

 

Не все из типовых договоров укладываются в диспозицию п.4 ст.396 ГК, поскольку не все вытекают из законодательных актов и не все изданы Правительством РБ. На этом основании можно сделать важный вывод: не все типовые договоры, разработанные и утвержденные соответствующими государственными органами, строго обязательны для сторон (отступление от них влечет ничтожность договора согласно п.5 ст.396 ГК). Таким образом, типовые договоры могут быть разделены на 2 группы:

1) соответствующие требованиям п.4 ст.396 ГК, следовательно, стороны должны их строго придерживаться;

2) не соответствующие требованиям п.4 ст.396 ГК, поэтому стороны могут от них отступать со ссылкой на п.3 ст.391 ГК, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.

Несколько иную юридическую природу имеют примерные договоры. Согласно ст.397 ГК в договоре может быть закреплено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. Такие условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.

Из этой формулировки можно сделать следующие выводы об отличии примерных договоров от типовых:

1) в противовес типовым примерные договоры не обязательны для сторон;

2) цель примерных договоров - упростить договорно-правовую работу, а не связать стороны обязательными квазинормативными условиями;

3) примерные условия могут разрабатываться не только Правительством РБ или иными государственными органами, но и юридическими лицами, однако в последнем случае они обязательно должны быть опубликованы в печати.

Таким образом, у примерных договоров отсутствуют признаки нормативного акта как источника права, причем относится это к обеим разновидностям примерных договоров (как тех, что разрабатываются юридическими лицами, так и тех, что утверждаются различными государственными органами). Несмотря на это, в Республике Беларусь действует большое число примерных договоров, утвержденных различными государственными органами, например:

• примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779;

• Примерная форма контракта нанимателя с работником, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180 (примечание 6);

• примерная форма трудового договора, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 27.12.1999 № 155;

• примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 764, и др.

 

Справочно Для более детального изучения см. пособие «Типовые и примерные договоры в законодательстве Республики Беларусь».

 

Кроме того, к числу примерных могут быть отнесены те типовые договоры, которые не отвечают требованиям п.4 ст.396 ГК.

Таким образом, соотношение различных видов договоров, тем или иным образом ограничивающих свободу воли сторон, можно представить следующим образом. Публичные договоры соотносятся с договорами присоединения как круги Эйлера, объемы которых пересекаются условно на 90 % (логической ошибки в этом нет, поскольку классификация производится по различным основаниям). Типовые договоры в смысле п.4 ст.396 ГК - разновидность публичных договоров (т.е. включаются в объем этого понятия), а в более широком смысле - выходят за рамки данного понятия. Те примерные договоры, которые разрабатываются юридическими лицами и публикуются в печати, являются разновидностью договоров присоединения, а те, что утверждаются различными государственными органами, составляют совершенно особую категорию, которая не соотносится ни с одной из указанных выше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: