Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»




Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п Разделы, темы Количество часов
Авторская программа Рабочая про­грамма Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
I. Россия-Родина моя            
II. День, полный событий            
III. О России петь – что стре­миться в храм            
IV. В музыкальном театре            
V. В концертном зале            
VII. Чтоб музыкантом быть, так на­добно уменье            
VIII. Гори, гори ясно, чтобы не погасло            
IX. Музыка вокруг нас            
X. Музыка и ты            
  Итого 135 часов 135 часов 33 часа 34 часа 34 часа 34 часа

5. Личностные метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учеб­ного предмета, курса

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные резуль­таты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этниче­ской и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкаль­ного наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направле­ний современного музыкального искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур. народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей;

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельно­сти, их пони­мание и оценка — умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружаю­щей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребно­стей, ценностей и чувств;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудниче­ства с учите­лем и сверстниками;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

— формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отноше­нии к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных дейст­вий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

— освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со­держания музыкальных обра­зов; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творче­ской деятельности;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различ­ных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музы­кально-эстетиче­ской деятельности;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных сти­лей и жанров в соответ­ствии с щелями и задачами деятельности;

— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о му­зыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления анало­гий в процессе инто­национно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и дру­гих видов музыкально-творческой деятельности;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использова­нием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедий­ные презен­тации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельно­сти:

— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном разви­тии;

— формирование общего представления о музыкальной картине мира;

— знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

— формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры род­ного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельно­сти;

— формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музы­кально-творческой деятельности;

— умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;

— умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, му­зыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонаци­онно-образ­ный смысл произведений разных жанров и стилей;

— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музы­кально-пластиче­ских композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной шко­лы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выраже­ния чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, вы­ражая свое отноше­ние к нему в различных видах деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопостав­лять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить оте­чественные народ­ные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интона­ции, узнавать характерные черты музыкаль­ной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполни­тельской деятельности;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструменталь­ного) воплощения различных художественных образов;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музы­кально-пластическое движе­ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять вилы музыки, сопоставлять музыкальные об­разы в звучании различных музыкальных инстру­ментов;

• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкаль­ного творчества разных стран мира

Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», Основные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявле­ние челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, на­строений, чувств и харак­тера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ-нос творчество России. Музыкальный и поэтиче­ский фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историче­ское прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечест­венных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономер­ности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмо­ций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основ­ные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, се выразитель­ный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение ху­дожественно-образного содержания произведе­ний. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

 

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукоза­писи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие го­лоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инстру­менты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультур­ных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические тради­ции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Ниже представлено тематическое планирование в соответ­ствии с учебниками для общеобразователь­ных учреждений ав­торов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: • Музыка. 1 класс*, «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс (33 часа)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Музыка вокруг нас (16 ч)  
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду му­зыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Аз­бука, азбука каждому нужна. Музыкаль­ная азбука. Музыкаль­ные инстру­менты. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыка и ее роль в повседневной жизни чело­века. Композитор исполни­тель — слушатель. Пес­ни, ганцы и марши — ос­нова многообраз­ных жиз­нен­но-музыкальных впечатлении де­тей. Образы осен­ней при­роды в музыке. Нотная запись как способ фикса­ции музы­каль­ной речи. Элементы нотной грамоты. Обобщающий урок 1 четверти. •Садко» (из русского былинного сказа). Музыкаль­ные инстру­менты. Звучащие картины. Разыграй пес­ню. Пришло Рождество, начинается торжество. Род­ной обычай старины. Добрый празд­ник среди зимы. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Интонация как озвученное состояние, выраже­ние эмоций и мыслей. Му­зыка в празднова­нии Рож­дества Христова. Музыкальный театр: балет. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь {Осенняя песня). Из цикла «Времена го­да». П. Чайков­ский. Колыбельная Волховы* песня Садко «Заиграй­те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из онеры «Снегурочка». Н. Рим­ский-Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркест­ром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести A. Пушкина «Ме­тель». Г. Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасо­вой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Бог­дановой; Скворушка проща­ется. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народ­ная песня, и др. Азбука. Л. Островский, слова 3. Петровой; Алфа­вит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключни­кова; Семь подру­жек. B. Дроцсвич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалев­ский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорус­ская народ­ная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, рус­ский текст С. Лешке­вича; Веселый пастушок, финс­кая народ­ная песня, русский текст В. Гурьяна. Поче­му медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова C. Крылова. Рождественские колядки и рождест­венские песни наро­дов мира. Наблюдать за музыкой в жизни чело­века. Различать настроения, чувства и харак­тер чело­века, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, лич­ностное отношение при вос­приятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хо­ром), играть на детских элементар­ных музы­кальных инструментах (в ан­самбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интона­ции, определять их сходство и разли­чия. Осуществлять первые опыты импровиза­ции и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздни­ков му­зыкальные образы пе­сен, пьес программ­ного содер­жания, народных ска­зок. Участвовать в совместной деятельно­сти (в груп­пе, в паре) при воплощении различ­ных музыкаль­ных образов. Знакомиться с элементами нотной за­писи. ' Выявлять сходство и различия музыкаль­ных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответст­вующие настроению музыкаль­ных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.  
Музыка и ты (17 ч)  
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Му­зыка утра. Музыка вечера. Музыкаль­ные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Ма­мин праздник. Музы­каль­ные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Раскрываются следующие содержательные ли­нии: Музыка и жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитни­ков Отечества в музыке. Музыкальные позд­равления. Музыкаль­ные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Бы­лины и сказки о воздей­ствующей силе музыки. Обобщающий урок III четверти. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Про­грамма. Твой музыкальный слова­рик. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа кон­церта для родителей. Обобщающий урок IV четверти.заюночи-тельный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты -Пер Понт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Ут­ро. Л. Париха­лалзс, слова Ю. Лопухина; Солнцеу гру­зинская народная песня, обраб. Д. Араки­швили. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к по­вести А. Пушкина «Ме­тель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салма­нов; Доброе ут­ро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Ка­балевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шук­шина). В. Гаврилин; Вечер. Из •Детской музыки». С. Про­кофьев; Вечер. В. Салма­нов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Menyim. Л.-А. Моцарт. Волтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба Яга. Дсгская народная игра. У каждого свои музыкальный инструмент, эс­тонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония Л5 2 ("Богатырская^). 1-я часть (фрагмент). А. Боро­дин. Солдатушки, бравы ребятушки, русская народ­ная песня; Песня о ма.1сньком трубаче. С. Ники­тин, слова С. Крылова; Учил Суво­ров. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков. Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Кукушка. К. Дакеи. Спасибо. И. Арссев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и. мал». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебеде­ва-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Ду­наевский; Клоуны. Д. Кабалев­ский. Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро коз­лят». М. Ковать, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокоту­ха». М. Красен, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садов­ского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, рус­ский текст К). Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубра­вин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фан­тазии на тему ска­зок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкаль­ные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интона­ции, выявлять их принадлеж­ность к различным жанрам музыки народного и профессионального творче­ства. Импровизировать (вокальная, инстру­мен­таль­ная, танцевальная импровиза­ции) в характере ос­новных жанров му­зыки. Разучивать и исполнять образцы музы­кально-поэтического творчества (скорого­ворки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участво­вать в коллективных иг­рах-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкаль­ных инструментов к соответст­вующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбив­шихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детс­ких опер и из музыки к кино­фильмам и демонстрировать их на кон­цертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу кон­церта, му­зыкального спектакля, школь­ного празд­ника. Учавствовать в подготовке и проведе­нии заключительного урока-концерта.  

 

II класс (34 часа)

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Россия — Родина моя (3 ч)  
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыкальный пей­заж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песен­ность как от­личительная черта русской музыки. Средства музы­кальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня на­шей Родины. Художественные символы России (Мос­ковский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусорг­ский. Гимн России. А. Александров, слова С. Михалко­ва. Патриотическая песня. М. Глинка., слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, сло­ва К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Со­ловьевой Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картин­ки с выставки». М. Мусоргский. Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласма­ниса; Спят усталые игрушки. Л. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная пес­ня; Колыбельная Медведицы. Из мульт­фильма «Ум­ка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева   Размышлять об отечественной музыке, ее ха­рактере и средствах выразительно­сти. Подбирать слова, отражающие содержа­ние му­зыкальных произведений (сло­варь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Ро­дине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное со­держание музыки в пении, слове, пла­стике, рисунке и др. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гим­нов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и поня­тия му­зыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатле­ний в самостоятельной творческой дея­тельности. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради Применять знания основных средств музы­каль­ной выразительности при ана­лизе прослушанного музыкального произ­ведения и в исполнительской дея­тельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музы­кально-пластическом движении) различ­ные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможно­сти фор­тепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выра­зитель­ности музыкальных и живопис­ных образов. Выполнять творческие задания: рисо­вать, пере­давать в движении содержа­ние музыкального про­изведения. Различать особенности построения му­зыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фра­зировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программ­ного характера и исполнять их на школь­ных праздниках
День, полный событий (6 ч)  
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музы­кальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофь­ева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразитель­ные возможности. Песенность, танцеваль-ность, маршево­еть в передаче содержания и эмоцио­нального строя музыкальных сочине­ний. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбель­ные песни. Своеобразие музыкального языка компо­зиторов, сходство и различие. Обобщающий урок / четверти. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детс­кая музыка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картин­ки с выставки». М. Мусоргский. Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласма­ниса; Спят усталые игрушки. Л. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная пес­ня; Колыбельная Медведицы. Из мульт­фильма «Ум­ка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева   Распознавать и эмоционально откли­каться на выразительные и изобразитель­ные особенности му­зыки. Выявлять различные по смыслу музыкаль­ные интонации. Определять жизненную основу музыкаль­ных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в раз­личных видах музы­кально-творче­ской деятельнос­ти: пении, игра на дет­ских элементарных музыкаль­ных инстру­ментах, импровиза­ция соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью компо­зитора. Анализировать выразительные и изобрази­тель­ные интонации, свойства музыки в их взаимосвя­зи и взаимодейст­вии. Понимать основные термины и понятия музы­кального искусства. Применять знания основных средств музы­каль­ной выразительности при ана­лизе прослушанного музыкального произ­ведения и в исполнительской дея­тельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музы­кально-пластическом движении) различ­ные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможно­сти фор­тепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выра­зитель­ности музыкальных и живопис­ных образов. Выполнять творческие задания: рисо­вать, пере­давать в движении содержа­ние музыкального про­изведения. Различать особенности построения му­зыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фра­зировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программ­ного характера и исполнять их на школь­ных праздниках
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)  
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Хри­стово. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, бла­говест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Ра­донеж­ский. Воплощение их образов в музыке различ­ных жанров: народ­ные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Рус­ской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песно­пе­ния и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Го­дунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, лю­ди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Про­кофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народ­ные славянские песнопения; Рождественская песенка. Сюита и музыка П. Синявского Передавать в исполнении характер народ­ных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живопис­ные, музыкальные и литературные об­разы. Сопоставлять средства выразительности музы­ки и живописи. Передавать с помощью пластики движе­ний, детских музыкальных инструментов разный харак­тер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабо­чей тет­ради  
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)  
Примерный музыкальный материал Светит месяц; Камаринская, плясовые наиг­рыши. Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. П. Чайковский. Прибаутки, В. Комраков, слова народные; Ре­ченька. Л. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.   Разыгрывать народные шровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в про­цессе ансамблевого, коллективного (хоро­вого и инстру­ментального) воплоще­ния различных образов рус­ского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мело­дий, рит­мических, пластических и инстру­ментальных имп­ровизаций на тек­сты.народных песенок, попевок, закли­чек. Исполнять выразительно, интонационно осмыс­ленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши па традици­онных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к пес­ням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочине­ниях рус­ских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздни­ков народов России. Различать, узнавать народные песни раз­ных жанров и сопоставлять средства их выразитель­ности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движе­ние, игра на эле­ментарных инстру­ментах) на основе образцов оте­чественного музыкальною фольклора. Использовать полученный опыт обще­ния с фольклором в досуговой и внеуроч­ной формах де­ятельности. Интона­ционно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инстру­ментальные наиг­рыши разных жанров. Выполнять творческие за­дания из рабо­чей тетради.
В музыкальном театре (5ч)  
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и ба­лета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сиены из оперы. Какое чуд­ное мгновенье! Увер­тюра. Финал. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Многообразие сюже­тов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный те­атр: опера и ба­лет. Песенность, танце вольность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, худож­ника в создании музыкального спек­такля. Элементы оперного и балет­ного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Му­зыкальные темы — характеристики главных действую­щих лиц. Финал. Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагмен­ты). М. Коваль; Золушка, Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Русла» и Людмила. Онера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приклю­чения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового   Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным об­разам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмыс­ленно ис­полнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сце­ническом воплощении отдельных фрагментов му­зыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произ­ве­дений, положенных в основу знакомых опер и ба­летов. Выявлять особенности развития обра­зов. Оценивать собственную музы­кально-творчес­кую деятельность. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради  
В концертном зале (5 часов)  
Симфоническая сказка «Петя и Волк». Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Жанровое многообра­зие инструментальной и симфонической музыки. Симфониче­ская сказка «Пе­тя и волк» С. Прокофьева: тембры инструмен­тов И различных групп инструментов симфонического ор­ке­стра. Партитура. Обобщающий урок II/ четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увер­тюра. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыкальная живо­пись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфониче­ской музыки; увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выра­зительность и изобразительность обра­зов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Про­кофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Мо­царт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро*. В.-Л. Мо­царт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова Л. Кушнера Узнавать тембры инструментов симфони­ческого оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образа­ми симфо­нической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертю­ра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплоще­нии му­зыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школных праздниках. Выявлять выразительные и изобразитель­ные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с се нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатле­ния в рисунке. Выполнять творческие задания из рабо­чей тетради  
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч)  
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкаль­ные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Му­зыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссяк­нуть мелодии? Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Композитор — испол­нитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкаль­ная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Вырази­тельность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочине­ния И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Му­зыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рису­нок, лад — цвет). Международный конкурс исполни­телей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюже­ты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайков­ского. Обобщающий урок IV четвертизаключи­тельный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Ток­ката ре минор для органа; Хорал', Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорскои; Колыбель­ная. Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.   Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Ку­кольника; Песня жаво­ронка. П. Чайковский. Кон­церт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: